В начале года газета “Литературный Петербург” опубликовала статью о дальнем старшем родственнике знаменитого поэта – “Другой Михаил Лермонтов”. В ней не только доказывалось, что диалог, состоявшийся между ветераном бородинского сражения капитаном 1 ранга Михаилом Лермонтовым и гусарским корнетом Михаилом Лермонтовым в январе 1837 года, послужил основой для создания знаменитого стихотворения “Бородино”. Но и высказывалось предположение, что старший Михаил Лермонтовморяк мог сам быть поэтом и военным писателем XIX века. И вот два года архивных поисков убедили, что Лермонтовых в русской литературе было целых семь. И что ни моряк-гвардеец, ни гений-гусар на этом поприще не были первыми.
Кто из Лермонтовых первый
взялся за перо?
Отец адмирала Михаила Лермонтова – отставной капитан-лейтенант Николай Юрьевич Лермонтов, участник морских сражений на Балтике в XVIII веке: в Гогландском, Выборгском и у Красной Горки. Потом служил флигель-адъютантом у Генерал-адмирала Императора Павла I. Участвовал в знаменитом штурме острова Корфу в составе средиземноморской эскадры вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова (генералиссимус Суворов жалел, что не был там “хотя бы мичманом”). Николай Лермонтов отличился там лейтенантом и был отмечен орденом Святой Анны III степени с мечами. А выйдя в отставку в 1804 году, написал свои воспоминания, которые назвал так: “Достопамятные происшествия, относящиеся к военно- морской части, от вступления на престол Императора Павла I, до утверждения доклада об образовании флота (ноябрь 1796-1804 гг.)”. Записки отставного флигель-адъютанта удушенного Императора и ветерана-“ушаковца” были опубликованы в журнале “Записки Адмиралтейского Департамента” за 1827 год в т.7-8. С того времени ни разу в России не переиздавались. Но, главное, Николай Юрьевич, отправляя на учебу в Морской Кадетский корпус и на войну с Наполеоном своих сыновей, успел воспитать в них тягу к перу и бумаге. Стал отцом, дедом и родным дядей шестерых военных прозаиков и поэтов Лермонтовых.
Адмирал Михаил Лермонтов –
и прозаик, и поэт
В фондах РГА ВМФ хранятся до сих пор ни разу не изданные рукописи адмирала флота Михаила Николаевича Лермонтова – участника и Бородинского сражения, и всех битв антинаполеоновской кампании в Европе, и победоносного вступления в Париж. Названия рукописных тетрадей ветерана красноречивы: “Материалы по истории Гвардейского Экипажа от времени формирования до 1830-го”, “Дополнительные материалы, комментарии и статьи к истории Морского Экипажа в 1812 году” и “Материалы (выписки) к истории Гвардейского Экипажа 1716-1805 гг.”. Названия глав говорят сами за себя: “Кампания 1812 года” – это об Отечественной войне и о Бородинском сражении, в котором отличился мичман гвардейского Экипажа Лермонтов. “Восшествие на престол Государя Николая Павловича” – это об участии моряков Гвардейского Экипажа в мятеже на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Капитан-лейтенант Михаил Лермонтов – адъютант командира взбунтовавшегося Экипажа – с первых минут драматического дня – рядом с Николаем I, а позже – глава следственной комиссии по “делу” моряков-“декабристов”. Арестовывал и конвоировал в казематы Петропавловской крепости арестованных сослуживцев по Экипажу. Своего родного брата – лейтенанта флота Дмитрия Лермонтова, командира роты морских гвардейцев на Сенатской – в камеру лично и отвез.
Так что если признать военные мемуары литературным жанром, то вот военный прозаик Михаил Лермонтов налицо. А поэт? Во-первых, в ПСС М.Ю. Лермонтова есть глава: “Стихотворения, приписываемые М.Ю. Лермонтову”. Потому что тема и набор рифм очень плохо сочетаются с биографией автора “Мцыри”. Неужели о тоске по любимой женщине на французском языке пишет 9-летний мальчик из провинциальных Тархан в 1824 году? И каким-то мистическим образом рукопись, нацарапанная детским почерком, оказывается в столичном музыкальном альманахе, и ее тут же печатают… А в 1832 году безусый абитуриент кавалерийского училища, еще не воевавший, не служивший и абсолютно сухопутный Михаил Лермонтов вдруг сочиняет поэму “Моряк” (она, кстати, не в каждом ПСС имеется), в которой вдруг выводит такие строки: “Мой кров стал – небо голубое, корабль стал – родина моя…”. И не нюхавший пороху ни на суше, ни на море юный гений вдруг написал далее: “Сколько раз… На корабле в последний час, Когда летала смерть над нами, Я в ужасе творца молил, Чтоб океан мой победил!”. Эти строки, конечно же, мог написать адмирал Михаил Лермонтов – участник дальних плаваний и пяти сражений с турецким флотом в Черном море, а не вчерашний воспитанник пансиона Московского университета. Впервые поэма “Моряк” была опубликована в московском альманахе “Раут” в 1851 году, спустя 10 лет после дуэли, когда о погибшем поэте основательно подзабыли. А Михаил Николаевич Лермонтов, произведенный в вице-адмиралы, мог и позабавиться поэзией. Это разве не он, отданный отцом в Морской Кадетский корпус в 11-летнем возрасте, мог на закате жизни написать: “О детстве говорить не стану, Я подарен был океану”, а домашний барчук, любимец бабушки из Тархан? Если серьезно, то поэма “Моряк” на 99,9% принадлежит перу адмирала флота Михаила Лермонтова. До обнаружения рукописей адмирала Лермонтова не было возможности провести сравнительную почерковедческую экспертизу двух Михаилов Лермонтовых – современников и родственников. Теперь такая возможность есть.
“Воспоминания ветерана
Отечественной войны 1812 года”
Их в 1873 году публиковала газета военного министерства России “Русский Инвалид”. Младший брат адмирала – Владимир – в 16 лет умолил отца отпустить его бить французов. Правда, от Отечественной войны 1812 года он застал всего 2-3 недели, зато отвоевал под Бауценом, Кульмом и Лейпцигом и в 1814-м вошел в Париж. Стал Георгиевским кавалером и был произведен в офицеры. Дослужился до чина генерал-майора инженерных войск. В отставке, как отец и брат, стал писать… Военные воспоминания Владимира Николаевича Лермонтова с 1873 года никто никогда еще не читал.
Поэт и историк рода Лермонтовых
Младший сын участника штурма острова Корфу – Иван – родился в 1810 году и на войну с Наполеоном, конечно, не успел. Иван Николаевич окончил 2-й Кадетский корпус в Петербурге, затем Михайловскую артиллерийскую академию. Участвовал в Крымской кампании. Выйдя в отставку, по примеру отца и братьев, взялся за перо… В 1883 году в Петербурге отдельной брошюрой было издано поэтическое посвящение “Однокашникам 2-го Кадетского Корпуса 23 ноября 1883 год”, в котором дальний родственник убитого на дуэли поэта очень скромно оценивал свой дар: “Но мне ли петь про славу вашу, Я не баян, я не поэт…”. Иван Николаевич Лермонтов был самым серьезным исследователем истории рода Лермонтовых. Так, в своей статье “Как писать фамилию Лермонтов?” опубликованной в журнале “Русская Старина” в 1873 году в т. 7 он точно определил, что автор “Песни о купце Калашникове” – представитель их рода – во-первых. А, вовторых, он ничего не знает об истории своей фамилии, хотя и не по своей вине. “Но никогда в фамилии Лермантовых, буквы “о” слышно не было и не могло быть, по строю фамилии Лермант или Лерма, поэт Лермонтов букву “о”, вместо “а” мог употребить лишь по незнанию фамильной генеалогии, так как он рос и воспитывался в семействе генерала Арсеньева, женатого на Столыпиной, бабке поэта… Род Лермантовых происходит от испанского владетельного герцога Лерма, который поселился в земле шкотов в Англии, где жил в бедности и утратил герцогское достоинство. А его потомок в 1633 году был вызван в Россию, куда прибыл мастером пушкарского дела под именем генерала Юрия Лерманта…” Поскольку полковник гвардейской артиллерии Иван Лермантов имел в своем распоряжении средневековые подлинники, которые сгорели при пожаре в его имении в 1840-м году, он о своем роде знал больше, чем все современные знатоки вместе взятые. Так что вот еще один поэт и журналист XIX века налицо – Иван Николаевич Лермантов.
Издатели журнала “Народное чтение”
Творчество автора романа “Герой нашего времени” долгое время было популярно только у образованной, дворянской части населения Империи. Как ни изображали советские литературоведы своего кумира мятежным романтиком, социальные вопросы, тема освобождения или хотя бы просвещения крестьян, автора “Тамбовской казначейши” особо не волновали. А вот сыновей “декабриста” лейтенанта Дмитрия Лермонтова они очень тревожили. Правда, сам моряк-гвардеец был оправдан и ни на каторгу, ни в ссылку не попал. А мирно закончил свои дни генерал-майором по Адмиралтейству в столице. Но один его сын – Владимир – в 1860-е гг. написал и издал роман “Неслужащий дворянин”. Роман не публиковался позже никогда (вот вам и еще один прозаик – Лермонтов!). А его брат – Николай Дмитриевич Лермантов – имел в столице свою типографию, книжный магазин и издавал журнал “Народное чтение”. Выходило 12 номеров в год объемом в 150 страниц. Стоила подписка с доставкой во все города Империи всего 2 рубля серебром. На страницах журнала печатались письма крестьян, стихи крестьян-самоучек – журнал выписывали даже в тюрьмы Саратова, Твери, Кургана. Братья Лермантовы были настоящими народными просветителями. И еще двумя Лермонтовыми в литературе.
“Записки кавалериста” ахтырского гусара
Лермонтова
В Отечественную войну 1812 года среди ахтырских гусар был знаменит пером и саблей офицер Денис Давыдов. Во вторую Отечественную войну – 1814 года – отличился внук адмирала Лермантова – Владимир Михайлович Лермантов. О подвигах гусар в войне с Германией он и оставил свои воспоминания, что поделаешь – гены, гены… Они привычно вставили в его руки перо… Правда, в отличие от трудов своих предков его рукопись была все же издана в России в 2012 году. Но это уже шестой Лермонтов-писатель в истории фамилии и литературы!
Сочинения гения… увеличены в 12 раз
Михаил Юрьевич Лермонтов – гений! Об этом никто не спорит. Но обязательно стоит добавить, что объем его произведений, известных при его жизни, меньше в 12 раз по объему творений, собранных литературоведами в Полном Собрании Сочинений после его смерти. Загадочная арифметика у “лермонтоведов”, не правда ли?!
Вторая дуэль гусара Михаила Лермонтова
О роковой дуэли поручика Михаила Лермонтова с однокурсником по Николаевскому кавалерийскому училищу Николаем Мартыновым, состоявшейся 15 июля 1841 года у горы Машук, написана гора литературы. А о дуэли потомков-однополчан Лермонтова и Мартынова в 1884 году почти никто не знает. В 1884 году корнет Сумского гусарского полка Михаил Лермонтов стрелялся на дуэли с офицером Мартыновым – сыном убийцы великого поэта.
Михаил Лермонтов-третий – корнет-гусар – был внуком адмирала флота Михаила Лермонтова и вступился за память своего дальнего родственника- предка поэта Михаила Лермонтова. Возможно, спор сначала касался темы: кто из их предков был более талантливым поэтом. А закончился выстрелом. Для Михаила Лермонтова-третьего вновь дуэль была неудачной. Нет, он остался жив, но от ранения в голову потерял глаз и был уволен из полка.
Дуэт Лермонтов-Мартынов оказался наследственно роковым. А вот писал ли стихи и прозу гусар Сумского полка Михаил Лермонтов – это пока не удалось выяснить.
Александр Смирнов