Первыми не стрелять!

В одной из сентябрьских передач центрального телевидения в 2013 году, посвященной боевым действиям наших войск в 1945 году в войне с Японией, рассказывалось об эпизоде, связанном с этой войной. Я был участником этих событий, так как был штурманом на корабле командующего. Поэтому я с интересом смотрел и слушал передачу. Передача сопровождалась кадрами маневров (кинохроника), снятыми в гораздо более поздний период. Так, например, десантники были вооружены автоматами АК-47, которых тогда еще не было. В кадрах кинохроники показаны катера, которые в десантной операции на Курилах в 1945 году не участвовали. Кроме того, десантники были вооружены ракетными установками более позднего периода.

…Эпизод, о котором говорилось в передаче, действительно имел место и относился к моменту, когда группа кораблей входила во 2-й Курильский пролив для переговоров о капитуляции японских войск после окончания военных действий. Вход кораблей во 2-й Курильский пролив был согласован с японской стороной, поэтому обстрел кораблей японской батареей с крутого берега южной части острова Шумшу был полной неожиданностью.

Было произведено несколько выстрелов, два снаряда попали в минный заградитель “Охотск”. Эпизод был очень кратковременным, мы даже не смогли точно определить, откуда были произведены выстрелы.

Корабли дружно выполняли маневр “Поворот все вдруг” и легли на обратный курс, поставив дымовую завесу. Ответных выстрелов корабельной артиллерии не было, т.к. имелся приказ “Первыми не стрелять”. В телевизионной передаче, о которой я веду речь, было сказано, что японская артиллерийская батарея была подавлена огнем корабельной артиллерии и действиями нашей авиации.

Действий нашей авиации и быть не могло, так как ближайший аэродром находился в г. Елизово, в 170 милях от острова Шумшу, под Петропавловском-Камчатским. Зачем нужно приукрашивать действия наших войск событиями, которых не было? Солдаты и моряки России давно и справедливо заслужили репутацию смелых и умелых воинов, и они не нуждаются в преувеличении их достоинств с помощью лжи.

Подобные же телепередачи лишь вызывают сомнения в правдивости изложения других героических событий, имевших место в Великой Отечественной войне. (И.П. Каплан в 1945 году был командиром БЧ 1-4 на ТЩ- 334, на котором находился командующий операцией генерал-майор Гнечко А.Р. со своим штабом). В кают-компании ТЩ-334 происходила процедура подписания капитуляции гарнизона Северной группировки японских войск в лице генерал-лейтенанта Цуцуми Фусаки. Несколькими днями позднее, у острова Уруп, в той же кают-компании подписывалась капитуляция гарнизона острова под командованием генерал-майора Нихо Сусуми. В подтверждение моих слов хочу привести отрывок из поэмы Игоря Смирнова “Шикотан”:

Мы не знали, отпустит ли остров назад.
Знали – наша на острове каждая пядь.
Было странно услышать идущим в десант:
– Выходя на контакт, первыми не стрелять.
Лично я эту фразу осмыслил потом,
и теперь она властно сигналит во мне,
а тогда – постигалась с великим трудом
эта истина, чуждая всякой войне.
В окулярах бинокля – гранитная твердь.
Окопалась внутри самурайская рать.
Сберегает для нас беспощадную смерть.
Упредить бы врага…
Но – приказ: – Не стрелять!
А минуты бегут, проявляя пейзаж.
Проступают дома и фигурки людей.
Одинокая мачта торчит, словно страж,
и не спущенным флагом грозит:
– Овладей!
Ну, когда же противник откроет огонь?
У наводчика белой становится прядь…
Мы идем как мишень в островной полигон,
Исполняя свой долг и приказ:
– Не стрелять!
Прикипая к постам,
нетерпенье гоня,
мы на нервах своих продолжаем стоять…
Нелегко одолеть ожиданье огня,
Только – надо терпеть…
– Первыми не стрелять!

Капитан 1 ранга в отставке И. Каплан,
участник Великой Отечественной войны.