10 июня 2015 года исполнилось 85 лет одному из самых известных
художников СССР и современной России Илье Сергеевичу Глазунову.
Кажется, солидный возраст не властен над ним, а только прибавляет
сил для вдохновенного труда на благо любимой родины – России.
Этот труд проявился на многих направлениях его многогранной
деятельности – в отечественном искусстве он создал панораму
знаменитых и глубоко почитаемых зрителями произведений, показав
в них глубокое знание основ русской народной души, жизни и быта
давно прошедших времен и современности. Его светлые
эмоциональные картины пронизаны любовью к России, к народам,
живущим на е¸ необъятных просторах.
В его работах, с одной стороны, – острое ощущение
современности, с другой же – глубокое погружение в древность,
в корневые истоки русской культуры, истории. Путем
сочетания того и другого был выработан творческий
метод, который И. Глазунов использует и сегодня.
Со первых шагов начинающий художник шел самостоятельным
путем, не поддаваясь веяниям и модам века,
и обратился к лирическим темам, одухотворенному пейзажу,
русской истории, расширяя и углубляя диапазон
тем, находя в них все новые грани. Полагаю, что каждый
русский человек, впервые увидев картины И. Глазунова,
осознает свои русские корни, свою сопричастность прошлому
и настоящему нашей родины, ее радостям и страданиям,
надеждам и разочарованиям. Нам импонирует
мир образов художника, вместивший себя историю
России и современную жизнь. Ему удалось, пожалуй,
самое трудное в творчестве художника – умение сочетать
остроту интереса к сложному современному миру с
неистовым пристрастием к миру древней Руси, подчинив
этому свой талант. В картинах на исторические темы
он отразил народный дух, стойкость и патриотизм предков
и современников, их веру и любовь к Отечеству. Героические
будни жителей осажденного врагами Ленинграда,
мужество и отвага его героических защитников
отражены в ранних работах художника. Целая серия их
посвящена военной теме. Неподдельным ужасом и
скорбью веет от картин “Голод”, “Блокада”, “Мать героя”,
“Земля”, “Дорогами войны”. Кто хоть один раз видел картину
“Блокада”, тот испытает чувство страстного протеста
против войны и ее трагических последствий
спустя 70 лет после победы над фашизмом.
Вехой биографии художника явилась Отечественная
война и блокада Ленинграда,
когда он 11-летним мальчиком стал свидетелем
смерти родных в осажденном фашистами
городе. Невозможно без слез и сострадания
читать очерк Ильи Глазунова
“Не забывай” в одном из номеров “АИФ” за
апрель этого года, в котором художник рассказывает
о страшных днях блокады Ленинграда
и горе, которое выпало на его долю и
долю близких ему людей, всех ленинградцев.
Несколько строк из биографии художника,
особенно для школьников и студентов,
родившихся в 90-е, 2000-е годы и меньше
знакомых с творчеством их земляка, чем
их родители.
Вся жизнь и творчество И. Глазунова связаны
с миром неповторимой красоты СанктПетербурга.
Здесь в 1930 году в семье историка
и экономиста родился будущий художник
Илья Сергеевич Глазунов.
Семья Глазуновых глубокими корнями
уходит в историю Петербурга. Его предки
издавна жили в этом красивейшем городе. Прапрадед
И. Глазунова – знаменитый историк и географ К.И. Арсенев,
воспитатель Александра II. Двоюродный дед художника
– знаменитый директор первого петербургского кадетского
корпуса Ф.А. Григорьев. Другой дед – почетный
гражданин Царского Села Ф.П. Глазунов.
Отец Ильи Сергеевича, Сергей Федорович Глазунов, –
историк-экономист, доцент Ленинградского университета.
Мать, Ольга Константиновна Флуг, – древнего дворянского
рода.
С 1951 по 1957 год Илья Глазунов – студент Санкт-Петербургского
института имени Репина. В 1956 году он получает
“Гран-при” на Всемирном конкурсе молодежи и
студентов в Праге. И хотя уже тогда творчество молодого
художника не вызывало официального одобрения, международная
известность помогла ему провести первую
персональную выставку в Москве в зале ЦДРИ. И она стала
сенсацией. Люди старшего поколения помнят то ошеломляющее
впечатление, которое она произвела на зрителей.
Это было как глоток свежего воздуха в атмосфере
официального “соцреалистического” искусства.
С тех дней началась трудная, но такая “счастливая
улыбка” художника Глазунова. Отвергнутый тогдашней
официальной критикой он все больше завоевывал сердца
русских и всех народов СССР. И чем больше его
ругали в газетах, тем длиннее становились очереди на
его выставках. За 60 лет его творческой деятельности,
персональные выставки И. Глазунова состоялись более
чем в 50 городах СССР, России, стран ближнего и дальнего
зарубежья. Их посетили миллионы любителей искусства.
Только в нашем городе с работами мастера на
8 персональных выставках смогли познакомиться и высоко
их оценить 4 млн. человек.
Широкая известность пришла к И.С. Глазунову как
мастеру портрета. Среди портретируемых художника –
советские и российские общественные и политические
деятели: С. Михалков, В. Солоухин, А. Сафронов, Е. Евтушенко,
В. Распутин, И. Резник, В. Овчинников, А. Жюрайтис,
И. Смоктуновский, С. Бондарчук, Е.Образцова, Г. Товстоногов,
А. Хачатурян, патриарх Алексий, Л.И. Брежнев,
А.Н. Косыгин, Ю.В. Андропов, А.А. Громыко, М.А. Суслов,
Н.А. Щ¸локов, А.А. Собчак, В.И. Матвиенко, Б.Н. Ельцин,
П.П. Бородин – и многие другие.
И. Глазунов создал портреты государственных и общественных
деятелей XX века: президента Финляндии
Урхо Кекконена, премьер-министра Дании Отто Енса
Крагга, короля Швеции Густава Адольфа, премьер-министра
Индии Индиры Ганди, президента Чили Сальвадора
Альенде, генерального секретаря ЮНЕСКО М. Боу,
президента Италии Пертини, президента Казахстана
Н.Назарбаева, короля Испании Хуана Карлоса, папы
римского Иоана Павла II – и многих других.
За создание портрета Индиры Ганди, подаренного
индийскому народу Советским правительством, И. Глазунову
была присуждена премия им. Дж. Неру. По приглашению
ЮНЕСКО И. Глазунов создал живописное панно
“Вклад народов Советского Союза в мировую культуру
и цивилизацию”, преподнесенное Советским правительством
в дар крупнейшей международной организации.
Теперь эта работа украшает штаб-квартиру ЮНЕСКО
наряду с произведениями мастеров с мировым именем
П. Пикассо, Г. Мура, Х. Миро, А. Колдера.
За долгую творческую жизнь И. Глазунов создал более
5 тысяч работ, которые находятся во многих национальных
музеях и частных коллекциях разных стран, в
собственности художника.
Наиболее масштабно талант И. Глазунова, как выдающегося
художника современности, раскрылся в тематических
полотнах 70-90-х годов, а также в период 2000-
2011 гг.: “Возвращение блудного сына”, “За ваше здоровье”,
“Гимн героям”, “Прощание”, «Мистерия XX века» – 1
и 2, “Вечная Россия”, “Великий эксперимент”, “Моя
жизнь”, “Россия, проснись”, “Изгнание торгующих из храма”,
“Закат Европы”, “Раскулачивание”, “Разгром храма
в пасхальную ночь”, “Рынок нашей демократии”. В них с
наибольшей глубиной философски осмыслены важнейшие
проблемы исторического бытия русского народа,
трагические коллизии и противоречия современного
этапа жизни нашей страны.
Весьма плодотворно художник работает и после своей
последней выставки в нашем городе в 2011 году. Им
написаны новые масштабные произведения, посвященные
России: “Россия после I мировой войны”, “Россия
после II мировой войны”, политическая картина “Похищение
Европы”, философская работа “Гусар у дороги”,
“У моря”, многочисленные пейзажи на религиозную тематику
“На святой Руси” – и многие другие.
В них художник воплотил все им пережитое, передуманное
и выстраданное, мысли и идеи, которые будоражат
его сознание. В них по-прежнему, как и в ранних
произведениях, звучит тема вечной и великой России.
Произведения, написанные в конце XX столетия, открывая
нам сложность исторического пути России, трагические
страницы прошлого и настоящего, оказались
востребованы публикой, проявившей глубокий интерес
к отечественной истории, и принесли И. Глазунову на
Родине и за рубежом всемирную славу. В исторических
работах, посвященных России, проявилась гражданская
смелость мастера, не убоявшегося авторитетов и обозначившего
собственную концепцию, сформированную
в результате глубочайшего изучения народного бытия,
трагических страниц нации.
И. Глазунов является оформителем целого ряда спектаклей
для еврейского национального театра, театров
Берлина, Москвы, Одессы. Ему же принадлежит и сценография
поставленных опер, воспевающих высокую
духовность русского народа.
Наш город в судьбе художника занимает особое место:
многие его картины посвящены теме родного города
– это своеобразное признание в любви северной столице.
Тема родного города звучит во многих художественных
произведениях мастера.
Никогда не исчезнут из памяти художника суровые дни
блокады Ленинграда. Они нашли отражение не только в
картинах блокадной серии, в которых выражена правда
о трагедии города и его защитников, но и в новой книге
мастера “Россия распятая”, где автор повествует нам о
героическом подвиге ленинградцев, отстоявших свой дом
от фашистских захватчиков. В лирических циклах, многочисленных
пейзажах, посвященных Петербургу, портретах
его жителей, в тематических полотнах звучит страстная
любовь к городу, гордость и счастье считать себя
ленинградцем.
Считаю, после А.С. Пушкина выразить свою любовь,
воспеть красоту и величие северной столицы, причем
так масштабно и талантливо, смог только Илья Глазунов.
И выразил это не только в многочисленных картинах,
посвященных великому городу, но и в исторической,
художественной и мемуарной литературе, показав свою
преданность в служении русской культуре и ценностям
русской цивилизации. Он заговорил о России, о праве
свободно творить, не руководствуясь идеологическими
догмами, быть самим собой, не приспосабливаясь к режиму,
иметь собственное мнение о творчестве и политике,
называть вещи своими именами – и
этим он привлек к себе миллионы людей.
И он был услышан. Борьба за Россию Глазунова,
за ее возрождение, независимость
и расцвет складывается из многих составляющих.
А составляющие – это конкретные
дела, которые он сумел осуществить на своем
жизненном пути, выступив как реформатор
русского национального возрождения.
Он был их создателем и творцом. Но,
к сожалению, об этом мало известно современной
молодежи. Одно их перечисление
и комментарии к ним заняли бы десяток
страниц, поэтому ограничусь лишь некоторыми.
В 1962 году Илья Глазунов создал
знаменитый патриотический клуб “Родина”,
с которого и началось возрождение
национально-патриотического движения в
России, охрана памятников русской старины
и нашей культуры. Несколько позже художник
принял активное участие в организации
Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры. В 80-е годы
прошлого столетия И. Глазунов восстановил
могилу и надгробие русского реформатора
П.А. Столыпина, закатанную под асфальт
в советское время, как и памятник княгине Ольге,
чей внук князь Владимир крестил Киевскую Русь в 998
году, в воссоздании которого он принял активное участие.
И. Глазунов – основатель музея прикладного искусства
народов СССР в Царицино, по его проекту в Мадриде
построено одно из лучших посольств России, парадные
залы которого украсили 15 картин на тему русскоиспанских
отношений, написанных мастером и его учениками.
Во многих российских городах, благодаря письмам и
обращениям граждан к И. Глазунову, были спасены от
разрушения церкви и памятники старины. Вспоминаю,
как в 1960-е годы он показывал созданный им альбом с
фотографиями тех исторических памятников Москвы, которые
были утрачены, и тех, над которыми нависла угроза
разрушения. В 70-е годы он выступил против генерального
плана реконструкции Москвы, реализация которого
привела бы к полному разрушению исторической части
города. И. Глазунов вместе с другими деятелями культуры
настояли на публичном обсуждении генплана в Манеже,
где он был раскритикован и отвергнут. Именно тогда
он выступил с идеей восстановления Храма Христа Спасителя,
что и было реализовано в 90-е годы.
В связи с активной деятельностью И.С. Глазунова по
охране памятников истории и культуры страны вспоминаю
интересную встречу 40-летней давности с первым
секретарем Ленинградского обкома КПСС Григорием
Васильевичем Романовым. В назначенный день мы с
Ильей Сергеевичем прибыли в Смольный и в сопровождении
помощника Г.В. Романова Виталия Михайлова
прошли в его кабинет. Григорий Васильевич встретил
нас приветливо, спросил, по какому поводу мы пришли к
нему и что, собственно, нам надо от него. Илья Сергеевич
в ответ на эти слова сказал, что он пришел в исторический
штаб Октябрьской революции к руководителю
областной партийной организации не просить что-то для
себя, а защитить, спасти от разрушения исторические
памятники, великого города. Мне показалось, что Г.В.
Романов был удивлен, что И. Глазунову ничего от него не
надо, и после некоторой паузы, улыбнувшись, сказал:
“Ко мне приходят писатели, музыканты, художники, архитекторы,
артисты – и всем что-то надо: кому-то квартиру,
машину, повышенную пенсию, поездку на гастроли с
театром за границу, награды за трудовые заслуги, словом,
получение каких-то преференций, но никто никогда
не поднимал вопрос об охране памятников культуры нашего
города”. И далее Григорий Васильевич спросил, о
чем идет речь, судьба каких памятников так беспокоит
художника И. Глазунова. Будучи хорошо осведомленным
о тех разрушениях исторических памятников, дворцовых
усадьб и церквей, которые были осуществлены в 1930-е
и 60-е годы, И. Глазунов перечислил новые объекты,
над которыми нависла угроза разрушения и даже пол-
ного исчезновения. Среди них, как помню, маэстро назвал
“твоих оград узор чугунный” у Михайловского замка
и Эрмитажа, Александровского садика, Юсуповского
дворца на Садовой улице, которые были демонтированы
по указанию какого-то нерадивого, высокого чиновника.
Особую тревогу и боль И. Глазунова вызвала информация,
как я уже отметил, которая шла от широких кругов
общественности города о том, что вопрос о разборке
православного Храма Спаса-на-Крови не закрыт.
“Весь Ленинград шумит, что его хотят взорвать”, – сказал
Глазунов. Как известно, решение о его разборке
было принято дважды, он проходил в списках как объект
“не представляющий никакой художественно-архитектурной
ценности”.
Надо отдать должное Г.В. Романову. Его реакция на
эту информацию была мгновенной: он тут же, при нас
дал соответствующие указания отделу культуры обкома,
ГЛАВ АПУ восстановить решетки, не трогать Спас-наКрови,
другие памятники архитектуры, искусства и старины.
“Храм Спас-на-Крови является украшением города,
а вы хотите его снести”, – сказал Г.В. Романов.
Кстати, замечу: Илья Глазунов на восстановление и
реставрацию исторических оград города Ленинграда
перечислил более 400 тысяч рублей, а целенаправленно
ли они были использованы, нам так и не удалось
выяснить.
Можно было перечислять десятки замечательных дел
российского и международного масштаба, которые удалось
реализовать И. Глазунову. Как истинный пассионарий,
он никогда не имеет свободного времени, личной
жизни. Работа в Академии, которая с 2009 года по решению
Российского правительства носит имя Ильи Глазунова,
помощь в становлении молодых художников,
новые приобретения в антикварных магазинах и на аукционах
произведений живописи и скульптуры, мебели,
старинных книг для музея и библиотеки Академии, доставание
денег на практику студентов в Петербурге и организация
их выставок – во все это вкладывается столько
здоровья, интеллектуальных и нравственных сил, любви
и убежденности, что создает впечатление великой
жертвенности художника.
Не правы те, кто утверждает, что у Ильи Глазунова нет
недоброжелателей и тайных врагов. Но, как правило, –
это люди, тайно или явно выступающие против всего русского,
ненавидящие страну, в которой они живут. Сколько
было выпущено ядовитых стрел, вылито яда и грязи в
адрес этого человека в советских и в демократических
изданиях, но не пристало все это к нему. Он выше и благороднее
тех, кто это делал. Вспоминаю, как в 80-х годах
прошлого столетия я собрал более 6 тысяч подписей
под обращением к Верховному Совету СССР присвоить
И.С. Глазунову звание Героя Социалистического Труда.
Подписи ленинградцев и обращение ведущих творческих
работников, мастеров культуры и искусства были направлены
в Москву – и канули в Лету.
Беззаветно любя и служа России и не уставая напоминать
о величии ее исторического бытия, художник откликается
на животрепещущие проблемы других, братских
народов, подчеркивая, что “русский тот, кто любит
Россию”. Все то, что удалось Илье Глазунову сотворить в
своей жизни за 60 лет творческой деятельности – это
вдохновляющий пример для нашей молодежи патриотического
служения России, возрождения ее духовнонравственных
идеалов, создания такого общества, в котором
исчезнет “дефицит духовных скреп”, о котором
говорил президент РФ В.В. Путин.
Сегодня, когда Россия возрождается, глубоким смыслом
звучит, произнесенные художником слова: “Я всегда
руководствовался в жизни тремя принципами: Бог,
Совесть, Россия”.
Профессор А. Бондаренко