Молитесь о вразумлении Господнем

Молитесь о вразумлении Господнем

Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;

испытай меня и узнай помышления мои;

и зри, не на опасном ли я пути,

и направь меня на путь вечный.

(Пс. 138:23, 24)

Долгие века человечество искало смысл жизни, но с каждым веком, приносящим все новые и новые испытания, смысл жизни в глазах человека менялся. Древние философы видели смысл жизни в самопознании и самосовершенствовании. Для средневекового сознания весь смысл жизни заключался в трех словах: жить, умереть и быть судимым Богом. Для советского человека смысл жизни заключался в активном участии в строительстве коммунизма. А в чем видит смысл жизни современный человек? Чем он живет?

Если взглянуть на человека XXI века, то можно заметить, что заданный нами быстрый ритм жизни, по сравнению с нашими предками, изменил нас настолько, что в наше время мы живем другими целями, идеалами и ценностями. С детства мы начинаем ставить себе цели: хорошо учиться, занимать призовые места на различных конкурсах; затем поступить в вуз, найти хорошо оплачиваемую работу, купить хорошую машину, квартиру, вырастить ребенка и обеспечить ему комфортную жизнь, чтобы он ни в чем не нуждался, продвигаться по карьерной лестнице, отдохнуть в какой-то экзотической стране, а лучше периодически путешествовать по миру… И все это постепенно становится нашим смыслом жизни, ведь если мы всего этого не достигнем, то наша жизнь прошла “впустую”… Этот бешеный ритм стирает духовную сторону нашей жизни. При крещении мы принимаем православие и для большинства из нас наша христианская жизнь на этом и заканчивается. Если наши предки старались всю жизнь жить по заповедям Господним, то многие из нас их даже не знают, а задуматься об их соблюдении и говорить не стоит. По крещению мы христиане, а живем, как язычники; вместо креста носим какие-то кулоны; вместо упования на милость Господа нашего Всемогущего мы уповаем на астрологические прогнозы; когда в наши двери стучится беда, мы не бежим в храм молиться Христу и святым, а бежим к колдунам, шаманам, надеясь, что какими-то обрядами и заклинаниями они спасут нас от болезней, несчастья или невезенья; вместо того, чтобы вверить нашу жизнь воле Господа, мы постоянно строим планы на дальнейшую жизнь, ужасно огорчаясь когда что-то идет не по нашему плану, не так, как мы хотим; вместо того, чтобы соблюдать посты, молясь с благоговением в наших сердцах, ходить в храмы на богослужения, приносить бескровную жертву Отцу нашему Небесному, духовно обновляясь, мы едим все, что хотим, не отказывая себе во вкусной еде, проводим свободное время за телевизором, в Интернете или хуже – танцуя в ночных клубах или напиваясь в компании друзей; вместо того, чтобы подать милостыню стоящим с протянутой рукой, пытаться помочь по разными причинам оказавшимся на улице, мы с презрением смотрим на них, называя их бомжами и виня их в том, что “сами докатились до такой жизни”; вместо того, чтобы прощать наших обидчиков, как заповедовал нам Христос, молиться за них, чтобы Бог их вразумил и умягчил их сердца, мы их осуждаем, забывая, что мы не лучше, а в чем-то, может быть, и хуже них, и пытаемся отомстить; мы не засыпаем ночью под впечатлением от прочтения о жизни святых, мучеников, преподобных, пострадавших за веру, принявших мучительную смерть за Христа, преуспевших в благодетели терпения, в любви и сострадании к людям, а засыпаем под впечатлением просмотренных блокбастеров, насыщенных сценами убийств, предательства, обмана, нетерпения, безразличия к чужому горю. Сколько из нас заканчивают свой день молитвой? Немногие, не так ли? Большинство вместо того, чтобы помолиться Господу, Пресвятой Богородице, святым, общаются с друзьями на одноклассниках или в других социальных сетях. А ведь живя такой жизнью, которая, как нам кажется, правильная, мы не только отдаляемся от Бога, но и идем по дороге, ведущей в пропасть…

Примерно такой была и моя жизнь. Я была настолько поглощена мыслями о карьерном росте, об обеспечении комфортной жизни, о приобретении дорогих вещей, что духовной стороне жизни придавала меньшее значение. Старалась приобретать как можно больше знаний, необходимых для достижения профессионального успеха, для поддержания здоровья, вообще для жизни, и мысли мои все реже и реже были о православной вере, о христианской жизни. Молилась я изредка и, как сейчас понимаю, во многом неправильно. В жизни довелось пройти через трудные испытания, однако веру в Бога во мне они не сломили; веровать я не переставала никогда, хотя знания мои о православии были весьма скудны. Наверное, прикрываться занятостью, нехваткой времени неуместно, ведь тот, кто хочет, время всегда найдет. Следуя совету моей бабушки, которая нередко говорила: “Молитесь о вразумлении Господнем”, иногда просила Бога, чтобы Он меня вразумил и просветил. Ведь мы, современные люди, ослеплены различными искушениями, страстями, отдаляющими нас от Господа, и ведущими нас, неведающих, в пропасть грехов. Нам кажется, что мы живем правильно, однако Всевышний, милость Которого безгранична, услышал мои молитвы.

По профессии я переводчик. Чего мне только не довелось переводить: финансовые, юридические документы, различного рода справки, руководства пользователя, технические описания разных аппаратов, компьютерных программ, отчеты, доклады, рекламные материалы, описания фармакологических препаратов, кулинарные меню и.т.д. А перевести какую-нибудь книгу мне никогда не доводилось, хотя об этом я очень мечтала, наверное, как любой переводчик. И вот по воле Божией пару лет назад я получила предложение от Издательства “Общество памяти игумении Таисии” перевести книгу “Православный катехизис” И.А. Глухова. Это первая переведенная мною книга. Из этой книги я многое узнала о катехизме, о православии, о Святой Троице, о ветхом и новом заветах, о первом и втором пришествиях, о Символе Веры, Заповедях Господних и, что немаловажно, о православном человеке, о православной жизни, начиная с крещения, покаяния, брака и заканчивая уходом души в иной мир. В ней автор объясняет понятия и подкрепляет их цитатами из Священного Писания. Прочитав эту книгу, я многое для себя поняла; все понятия, о которых имела смутное представление, приобрели четкий контур. В этой книге содержатся ответы на многие вопросы о православной вере. Это своеобразное наставление для верующего человека на дальнейшую жизнь. К счастью, наше сотрудничество на этом не закончилось, как и мое просветление. После “Православного катехизиса” перевела книгу “Библейская история” Архимандрита Венедикта Князева – книга очень увлекательная и интересная. Страницы книги живописно рассказывают о Божественном происхождении мира и человека, о сотворение человека и его грехопадении, о первой семье, о потопе, о Вавилонском столпотворении, о Моисее и его завете с Богом, о царствовании Давида и Соломона, о первых пророках, о жизни и страдании Господа нашего Иисуса Христа, о Великой Пасхальной Неделе и о Воскрешении Иисуса Христа. “Библейская история” – это история наших предков, история Священного Писания, история Церкви, нашей веры, история земной жизни нашего Спасителя… это история, которую мы должны знать.

К работе над книгой “Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского, иеромонаха, пустынножителя и затворника”, приступила с энтузиазмом и интересом, потому что много раз слышала об этом святом, о большом почитании преподобного, однако о его жизни я ничего не знала. Передо мной стояла задача передать смысл и стиль оригинальной православной книги читателям на современном языке с церковным оттенком, ведь книга предназначена для широкого круга читателей и должна быть понятна всем, и в то же время соответствовать реалиям румынского языка. Нужно было полностью передать не только идеи книги, но также главные ее достоинства – особую атмосферу монашеской жизни, твердую веру, безграничную любовь, благочестивую жизнь великого подвижника и Божьего угодника Серафима Саровского. Сам перевод книги вначале показался не простым, потому что перевод многих церковных терминов, относящихся к монашеству, мне пришлось искать в словарях, особенно названия одежды священнослужителей, перевода которых двуязычный словарь не дает, и нужно было воспользоваться толковыми словарями, картинками и другой литературой, чтобы их перевести достоверно. Но потом работалось легко, ведь язык книги простой, понятный, без философских размышлений. Нужно было применить все профессиональные и творческие навыки, чтобы перевод книги читался на одном дыхании, не отрываясь от ее страниц, излучающих яркий свет духовной жизни святого.

Книга произвела на меня глубочайшее впечатление. Жизнь Серафима Саровского удивляет с самого детства. Отец Серафим наследовал добрые качества родителей, и особенно их благочестие; благотворительность и любовь его матери к храмам Божиим и молитве вложили в сердце отца Серафима семена той заботы о бедных сиротах, той любви к благолепию храмов Божиих и усердия к молитве, которыми о. Серафим всю свою дальнейшую жизнь стяжал любовь всех людей, которые когда-либо знали его лично и слышали о нем. После череды событий, произошедших с ним, всем стало ясно об особенном покровительстве Бога над ним. Еще в семилетнем возрасте, упав с колокольни, чудесным образом остался цел и невредим; безнадежно заболел спустя три года, никто уже не верил, что он останется в живых, однако Божья Матерь, явившись ему во сне, сказала, что навестит и исцелит его, и так и произошло. Однако проявление великой Божьей милости на этом не заканчивается; заболев тяжелой болезнью в монастыре, он отказался от помощи врачей, вверяя себя всецело воле Божьей, и тогда Матерь Божья снова посетила его в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова и исцелила; через несколько лет Пресвятая Богородица укажет ему место для строительства мельницы в Дивеевской общине, а незадолго до его смерти Царица Небесная вновь явится к нему в великой славе, в сопровождении двух ангелов, св. Иоанна Предтечи и св. Иоанн Богослова, и двенадцати дев-мучениц и скажет: “Скоро, любимиче Мой, будешь с нами”. Он настолько почитал Пресвятую Богородицу, что молился у Ее иконы до конца своей жизни; братья нашли бездыханное тело старца в обычном белом своем одеянии на обыкновенном месте молитвы пред иконой Божией Матери “Умиление” на коленях, с руками, сложенными крестообразно на груди. Его равнодушие к материальным благам просто поражает; несмотря на то, что он происходил из весьма обеспеченной купеческой семьи и мог преуспеть в торговле, жить, наслаждаясь всеми благами мирской жизни, он предпочел жить в обители, в пустыне в дремучем лесу в маленькой убогой келье, которую сам отапливал, сам выращивал овощи на грядках, питался очень скудно, добровольно переносил холод и мороз, ибо теплой одежды у него на зимнее время не было. Отец Серафим знал, что здешняя жизнь совсем не та жизнь, ради которой надо тратить отпущенное время. Добродетели, которых он стяжал, вызывали и продолжают вызывать восхищение; будучи еще послушником, своим усердным исполнением всех послушаний, он привлек расположение и любовь не только старцев, но и всей братии; никогда не жалел себя, перенося все тяготы пустынной жизни, мороз и жару, питаясь крайне скудной едой; людей, приходивших к нему за помощью и наставлениями, а их было очень много, он принимал с такой любовью, что перед его небесно-голубыми и полными любви глазами, как свеча, таяли даже самые окаменевшие от неверия сердца людей, которые после разговора с ним, выходили из его кельи в слезах; святой часто называл своих гостей “радость моя”, он был, как солнце, сиявшее любовью, кротостью, смирением и терпением; его слова, благоухающие Святым Духом, обращали в православие и католиков, и неверующих. Всех благословлял, поучал, назидал, многих исповедовал, больных исцелял, многим давал лобызать висевшее у него на груди медное Распятие – его материнское благословение – или святую икону, стоявшую у него на столе, другим начертывал на челе знамение креста елеем из лампады, некоторых обнимал и лобызал с приветствием: “Христос воскресе”. Он настолько любил всех людей, не только добрых, но и злых, что, когда на него напали разбойники и избили до полусмерти, он не сопротивлялся, а принял все мучения с Христовым смирением, несмотря на то, что в руках его был топор и он был силен и крепок. Когда разбойников хотели со всей суровостью наказать, он твердо стал на их защиту и сделал все возможное, чтобы они не подверглись наказанию. Своими святыми молитвами многих привел к вере, как заблудших овец, многих исцелил от телесных и духовных недугов, много помогал обителям, о которых заботился. Духовно о. Серафим был очень крепким, ибо все нападения сатаны он отражал достойно в глазах Господа. Видя смиренномудрие старца Серафима, дьявол воздвиг на него большое гонение, поднял в его душе мысленную брань и поддерживал борьбу эту с таким натиском и силой, от которых пал некогда великий во отцах Феофил. Он окружал его своей нечистью в келье старца, когда он молился, стараясь всячески испугать его, поднимал и опускал его на пол так сильно, что если бы не милость Божья, его кости сломались бы. Все испытания он переносил со смирением, каждый раз срамя врага человечества все новыми и новыми подвигами, которые становились все труднее и труднее. В своей маленькой и уединенной келье в большом дремучем лесу, скрытый от глаз людей он возводил великие молитвы к Богу и Пресвятой Богородице, полагал по тысяче поклонов за один раз, строго соблюдая келейное правило. Проводя жизнь в уединении, трудах, чтении и молитве, о. Серафим соединял с этим пост и строжайшее воздержание. Его подвиги были разнообразны и тяжки, высоки и спасительны. Одним из самых трудных его подвигов был молитвенный подвиг на камне в течение тысячи суток. Найдя огромный камень в лесу и принеся еще один в келью, он все это время, подражая великим столпникам, молился на камне с воздетыми к небу руками, повторяя молитву: “Боже, милостив буди мне грешному”. Он молился с умилением, и молитвы его были так близки к Богу, что он ощущал в себе присутствие Божие и укреплялся благодатным даром сего чувства. Духовная радость проникла старца настолько, что его никогда не видели печальным или унывающим, и это радостное настроение духа он старался передавать и другим. Из добродетелей христианских его более всего украшали кротость и незлобие, крайнее смирение и нестяжательность.

После его блаженного в Господе успения память о его высокой подвижнической жизни не только не ослабевает, но постоянно все более и более возрастает и утверждается среди православного народа. Православный народ в глубине сердца чтит блаженного старца истинным угодником Божиим и верует, что и по отшествии своем из сего мира он не оставляет своим предстательством пред Господом всех обращающихся к нему за помощью. И Господь Бог, дивный и славный во святых Своих, благоволил явить молитвенным предстательством о. Серафима многие чудесные знамения и исцеления.

Впечатлений эта книга оставила очень много. Можно сказать, что она сделала меня воцерковленным человеком, ведь духовная жизнь бесплодна без Церкви и так же бесплодно и посещение храма без участия в Богослужениях и Таинствах. Если совсем недавно соблюдение постов, посещение богослужений, соблюдение заповедей Господа и. т.д. для меня были чуждыми, и необходимости в них я не видела никакой, то сейчас мое мнение совершенно противоположное. Сам преподобный Серафим Саровский заповедовал: “Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше, не мучая себя мыслию, что недостойна; и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступил к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и, спасется”.

Прочтение книги переменило мои взгляды на жизнь. Многие “нормальные” вещи, на которые раньше смотрела с равнодушием, сейчас кажутся противными и облаченными в мрачные одеяния греха. Сейчас на все трудности и неудачи я смотрю спокойно и без огорчения, твердо веря, что такова воля Бога и Господь лучше знает, что необходимо для моей души: достижение поставленных мною целей, которые приведут меня неизвестно куда, или довериться во всем Господу. Ведь довериться Богу, значит, всегда полагаться на Него, верить Его слову, рассчитывать на Его обещания и никогда не сомневаться в Его верности.

Не раз, молясь Пресвятой Богородице и Серафиму Саровскому, мы получали благодатную помощь в болезни, а однажды даже спасли от смерти дорогого мне человека. Как мать, я твердо убеждена, что детей нужно воспитывать примерами из жизни святых, ведь своей святой жизнью, они учат любить друг друга, быть терпимыми к слабостям других, жить по закону Божьему, в страхе не обидеть своими поступками, мыслями, словами Отца нашего Небесного, не судить, чтобы не быть судимыми, не осуждать, чтобы не быть осужденными, прощать, чтобы быть прощенными, давать, чтобы воздалось нам (Лк. 6:37, 38).

Но вернемся к смыслу жизни, о котором говорили вначале. Так в чем же он? У каждого свой смысл жизни, однако, невзирая на все убеждения и учения, истинный смысл жизни – это жить в Боге, любить нашего Создателя всем сердцем, всею душою, всею крепостью, всем разумением нашим. “Тех, кто отдает себя Богу, Бог никогда и никому не отдаст” (Ин.10:29) ибо Он любит каждого из нас настолько, что, как говорят святые отцы, если бы погибал только один человек, то и ради него одного Бог бы сошел на землю и умер на кресте, всегда и во всем безмерно возлагать надежду на Него, любить ближнего, как самого себя, всячески стараться жить, как нас учат святые отцы своей жизнью, которые с благоговением хранили заповеди Господни, до конца боролись с всякими искушениями и с грехом, не забывая никогда, что настоящая радость и счастье возможны только в Боге и только с Богом, ибо Он “… путь, и истина, и жизнь” (Ин. 14, 6).

Наталья Сырбу