Blog Post

Литературный Санкт-Петербург > Точка зрения > Стратегия выживания, или Покаяние царя Давида

Стратегия выживания, или Покаяние царя Давида

I.

Тысячелетия вращается Вселенная, планеты, мерно выполняя   волю Божию, следуют по своим орбитам навстречу   будущему. И на одной из них (Земле) совершается тысячелетнее   сверхсобытие – противостояние Создателю и Творцу   им же созданной для блага и вечной радости пары, Адама и   Евы, но совратившейся в поиск и отчуждение от своего Творца,   от своего образа и подобия, от своей гармонии в пустыню   нищеты и дискомфорта, человеческой общности. И в результате   тысячелетней истории мы, находясь на рубеже открытий   цивлизации, прогресса в науке и культуре, сложнейших   отношений между народами, культурами, государствами, рискуем   впасть в вечно происходящую на планете брань за лучшие   условия пребывания на лакомых участках, наиболее   пригодных для жизни.

И при всем этом человечество сохранило и передает опыт   всех настроений, потрясений конфликтов и войн, приносящих   разрушительнейшие последствия для населения. И на   фоне всего стоит Церковь, основанная на камне. /Камень же   есть Христос/. И при Ней, при Церкви, сохранились многоликие   древнейшие религии, образования и секты. Все адепты   различных вероисповеданий, каждый по-своему, исповедуют   и несут весть о вере в будущее вновь появляющимся   поколениям. Происходит дело вероисповедания и передачи   знаний с различной степенью вовлеченности, правдивости и   соответствия техническому, нравственному и культурному   состоянию общества. И если проследить, как это происходит   в отдельном приходе, в отдельной церквушке, возможно перенести   результаты на общее состояние в мире.

Из истории Ветхого Завета мы знаем о волхвах, о том, как   недобросовестно относились они к делу служения Богу и народу,   наполняя свои закрома и заботясь лишь о благополучии   своих родичей. Это происходит и сейчас. И всегда мы будем   зреть на подобное несправедливое отношение к обязанностям   выполнения воли Божией. Тем не менее, Господь устроил   Церковь, поставил людей, приводит в лоно Церкви все новых   и новых своих искателей и поклонников – верующих для того,   чтобы в лоне Церкви верующие по новым правилам поведения   и новыми созданными внутренними отношениями друг к   другу смогли так организовать личный досуг, выстроить интересы,   чтобы это приносило наиболее эффективную помощь   возможно большему числу верующих. И при этом наиболее   опасной тенденцией во внутренней жизни коллективов можно   наблюдать смещение акцентов настолько опасных и настолько   вредящих делу несения Божественной любви, что на   это лучше всего обратить особенное внимание.

Смещение акцентов, а это происходит и в мягкой форме, и   в более резких тонах, доходящих до поразительнейших распрей,   противостояния и физического устранения – это беда   всего человечества. И исходит она от его родоначальника и   противника Бога, пытающегося скрыть свои действия и самого   себя в гуще неразберихи, общего расслабления и нежелания   чем-либо заниматься. Как если бы во время проведения   процессуальных действий, внимание намеренно отвлекалось   на посторонние предметы, не имеющие к преступлению   совершенно никакого отношения. Подобный пример очень   ярко показывает суть происходящего во всех наших действиях,   направленных на личное и общее устроение наиболее   полезных в инфраструктуре общества событий.

Конечно, при условии существования сильного, стабильного,   развитого общества или при посланном нам от Бога ярком   носителе воли Божией, эта проблема решается легко следованием   и исполнением начертаний посланника или использованием   опыта Церкви, но по причине неосведомленности,   по причине отсутствия опыта в нашей среде постоянно действует   сила, направляющая нас в лабиринты и пути, далеко   отстоящие от истинного служения Богу и исполнения Его Богом   начертанной воли для своего же личного блага и счастья,   а также для блага будущих поколений.

Вот такая огромная беда, такая для нас новая всякий раз, не   выявленная, кажущая ничтожной, не стоящая внимания, но   все-таки проблема, опасная и применяемая уже сознательно   в технологиях межгосударственных отношений. Если раньше   это происходило бессознательно, даже зачастую без ведома   авторов и устроителей ложных комбинаций и посылов, поскольку   они использовались вслепую, становясь мишенями в   сложной игре противника и его клевретов против воли Божией,   то в настоящее время для исполнения своей воли не чураются   вовсе никаких ограничений, используют для этого всю   мощь вранья, всю изворотливость и подготовку адептов лжи,   а в большинстве случаев полагаясь на их тотальную безграмотность,   себялюбие, кичливость и отсутствие интеллекта.

При таком положении дел становится опасным будущность   наций и народов. Страх и неуверенность могут стать наследниками   сердечных и нравственных помышлений и поступков.   И только вера в Бога, вера в историю, в настоящее и будущее   своего народа и народов мира – может противостоять такому   малозначимому, неприметному, не привлекающему внимания   действу – смещению акцентов.

Если пояснить на примерах из жизни, то у каждого читателя   таких примеров многократнейшее количество. И эти примеры   дарованы нам при условии, если мы обращаем на них   внимание, для успешного духовного восхождения, как личного,   так и общественного, по ступеням духовного возрастания.   Могли ли наши духовные наставники оставить наставления,   пользуясь которыми мы получили бы пользу? Несомненно,   да! Но, поскольку мы по различным обстоятельствам перестали   обращать на них внимание, нет сил выработать стратегию   и тактику для прочтения, усваивания, а затем и применения   на практике полученных наставлений. Поэтому мы остаемся   надолго в сетях малого опыта, понимания и бездейственности,   полагая, что некто все сделает за нас.

К примеру, как происходит смещение понятий? Если в обществе   идет процесс на пользу либо в государственном, либо   в личном благоустройстве, и поскольку в процесс вовлечены   все, каждый, в силу своей вовлеченности, моральных и физических   сил, а также проявлений таланта, и если при этом   медленно, но постоянно смещать акцент на одну или другую   личность, приписывая несвойственные заслуги целого частному,   то происходит попытка дестабилизировать действие,   внести сумятицу, пересортицу и затем увести от выполнения   проблемы, т.е. по сути развалить дело. Хотя понятно, что   без Божией воли, без помощи Божией не происходит на земле   ничего знаменательного, важного и полезного для комфортного   существования и духовного становления всех и каждого   из нас. Затем при случае провала задуманного действия, что   может происходить: виновной выставляется личность или   группа, причиной вины объявляется некомпетентность, слабость,   отсутствие эрудиции или другие негативные, неприемлемые   личностные качества, и при том же смещении акцентов   происходит попытка добиться своего – т.е. развала   действия.

Да простит меня наивный читатель, к сожалению, в этом   действе применимы все силы и вся мощь атаки, добивающейся   своего, а именно – развала положительного и необходимейшего   для инфраструктуры процесса. И нам не надо   далеко ходить – простым и ярким примером являются события   вокруг Григория Распутина, использованные для развала   государственности, а именно Самодержавия. Понятно, что   личность Григория никого не интересовала. Интересно было   развалить способ мышления народа, изменить отношение к   Царю, государству, власти и, в первую очередь, к своему   месту в Церкви, созидаемой тысячелетиями. Сфокусировав   внимание на одной личности, стало возможным раздробить   народ, направить его друг против друга на братоубийственную   войну и в конечном итоге захватить власть, забывая при   этом, что власть под Солнцем принадлежит Богу.

Другой пример, который для всех нас является известным,   происходит в наше время, когда акцент сфокусирован   вокруг другой личности. Эта личность на Украине, ратующая   об особом статусе украинского народа, статусе не равноправно   находящихся в среде дружественных братских народов   украинцев, а имеющих право истреблять всех и вся ради   “блага нации”. Такой Бандера, совершенно противоположный   Григорию Распутину, стал фигурой и знаменем тех, кому важно   замутить разум и сделать их исполнителями все той же   бесцеремонной попытке сместить акценты и добиться своего,   т.е. ослабления и порабощения народа. И, к сожалению,   такие попытки не бесследны и не настолько маловажны, чтобы   не обращать на них внимания. К сожалению, от нашей   личной пассивности, маловерия, отсутствия желания служить   Богу, находиться в постоянном поиске путей к Его всепрощающей   ради нас Жертве, такая пассивность и приводит   к тому, что легко мы становимся мишенями для противостоящих   намерению Божию быть в союзе с человеком, который   создан по образу и подобию Своего Творца.

II.

В чем состоит действие по смещению акцентов? А ведь   очень важным в деле человеческого выбора является правильное   размещение акцентов. Человек, как образ и подобие   Божие, вмещает в себя всю полноту Божественного предопределения,   т.е. является полным совластителем и участником   творческого процесса на земле. Сердце человеческое   пересекают и сфокусированы в нем линии как исторических,   временных, так и пространственных решений Божественного   промысла. При этом человек становится не только созерцателем,   но и участником Божественного промысла о тварном,   и явленным для бытия вещей. Вмещая эту полноту, человек   имеет право на реализацию замыслов Божиих, являя в   себе исполнителя воли Божией. Но, поскольку при создании   тварного мира противник воли Божией возымел желание противоставить   себя промыслу Божиему для того, чтобы сделать   человека соучастником противления воли Божией, враг   нашего спасения стал ошуюю собирать своих сатрапов: окультистов,   астрологов, магов, гадателей, ворожей, занимающихся   эзотерикой, волшебством, гаданием, психоанализом, очернителей   церковности в прозе и поэзии. Так сознание человека   стало межой между двух миров, и свободный выбор сердца   определяет, каким путем возможно будет развиваться и   встречать седину старости в каждом конкретном случае.   Чтобы не быть голословными, можно привести примеры из   жизни. Чтобы не обидеть никого, пример из «фабрики»: два   друга, Прохор Шаляпин и Дима Колдун, достойные и прекрасные.   Первый громко заявил, что интересуется и изучает Каббалу,   а второй, Дима, хотя и фамилия наводит на раздумья,   но ничего общего не имеет с иррациональным миром, воздерживался   от таких не полезных заявлений. И как сложились их   судьбы? Дима стал прекрасным певцом, участвовал во многих   музыкальных программах, очень популярен и обожаем   публикой. Прохор же пережил, несмотря на свой талант, такие   курьезы, которые еще не закончились для него, и при благосклонности   зрительской симпатии к его таланту претерпевать   превратности судьбы, как говорится, врагу не пожелаешь.   Подобные высказывания о книге – учебном пособии для   армии богоборцев – высказывали многие в мире шоу бизнеса   и даже спортсмены позволяли себе такую вольность, при   этом претерпевая страшные удары судьбы, не позволяющие   впоследствии выправиться. Примеров тому немало. Филипп   Киркоров, обладающий прекрасным голосом, но попавший в   западню служителей культа теней. Александр Поветкин, сделавший   свой выбор вне христианского исповедания, претерпел   досаднейшие поражения и только силою духа смог устоять   в боях за чемпионский титул. Как много примеров, когда   интересующиеся своей судьбой обращались к гороскопам, к   уличным гадалкам, составителям судеб на будущее, практически   тут же теряли все и лишались самого главного – Божественного   о них промысла. Поэтому, зная о том, что главной   опасностью улицы являются кровавые разборки, главной опасностью   верующего общества являются злые языки, ревность   и зависть, а главной опасностью интересующихся православием   и богословием являются тщеславие и гордость, инструменты   давления духами злобы поднебесной, устраивающих   невзгоды и внутреннюю брань в душе на долгие годы. При   этом непонятно, как это все происходит, что ты постоянно   оказываешься на лопатках, и ни о каком счастье и благополучии   разговора и быть не может. Но, следуя промыслу Божию и   твердо веря в Евангелие, в помощь и поддержку святых, можно   преодолеть эту полосу, которая и попускалась, как потом   становится очевидным, для внутреннего духовного возрастания.   И понятным и очевидным будет единственно верный   вывод о том, что смещение акцентов не только непозволительно   и губительно для души, но и окружающий тебя мир   должен быть построен так, чтобы исключить упоминание о   негативном и неполезном, как легко устремляющем хрупкую   душу и тонкую, еще не обозначенную связь с Богом, в мираж,   пустыню, в виртуальную мечту.

III.

Что возможно в таком случае взявшим под контроль сознания   свое незавидное положение на уровнях – физическом,   морально-психологическом, духовно-нравственном? Очевидными   являются плюсы и минусы ситуации. К минусам относится   простая истина, что, падая, можно опуститься настолько   низко, что оставшегося времени уже может не хватить для   того, чтобы возвратиться хотя бы в прежнее нормальное состояние,   не говоря уже о духовном росте. Еще одной причиной   вести себя осторожно является закон, которому мы зачастую   не придаем особенного значения. Он гласит о том, что если ты   попался, то старайся не двигаться, дабы не позволить на себе   туже затянуть петлю, а находясь в этом состоянии, жди помощи,   которая неминуемо придет, для того, чтобы освободить и   сделать тебя свободным, как это и было предначертано о каждом   из нас Премудрым Божественным определением. Так постепенно   мы приблизились к понятию о внутренней брани, о   которой так много написано святыми отцами, назидания которых   дают нам возможность, следуя правилам, ими указанным,   двигаться к высокой и желательно осуществимой цели. Большим   подспорьем и плюсом при этом является факт, который   нельзя сбрасывать со счетов, а именно: мы знаем, что Моисею   и иудеям, которых он вел по пустыне, приходилось вступать в   схватки с народами, населявшими пустыню. Бог помогал иудеям,   если Моисей поднимал руки и молился, а когда опускались   руки от усталости, тогда иудеям приходилось уступать. И для   того, чтобы битва не окончилась поражением, Моисею помогали   и держали руки поднятыми. А мы знаем, что только Матерь   Божия имеет силу помогать верующим, просящим Ее заступничества   от притеснений более сильного и коварного врага.   Зная это, мы со смирением можем воспринимать частые поражения,   которые нам приходится претерпевать в силу слабохарактерности,   неуверенности, малой осведомленности, возможно   и упрямства, а также той или иной степени правомерности,   правоты в оспариваемом вопросе. Одно становится   понятным, что своими силами достичь результатов довольно   сложно, хорошо при этом прибегать к помощи. И, если мы находим   заступников серьезных, да еще часто прибегаем к их   помощи, тогда мы имеем шанс избегать неприятностей, насеянных   на пути наших скитаний по жизни. И если мы часто   попадаем в неприятные ситуации, есть повод задуматься о   причине, возможных последствиях и способах избежать или   минимизировать срывы, беды, неприятности и для себя, и для   своих близких. Благодаря развитым средствам информации,   мы имеем возможность наблюдать за происшествиями и со   смертельным исходом, и более легкие варианты ежедневно в   огромных количествах. Таковы условия нашего пребывания   на планете Земля. Постоянные распри, вражда между народами,   ссоры семейные, грабежи, воровство и постоянный   передел сфер влияния – вот то наследство, которым богата   современная история. Вдобавок планы тотального контроля,   чипизации населения, биохимического влияния, ГМО продукты,   трансмутация генов животных. Это неполный перечень   того, что ожидает человечество впереди. Конечно, не идеальная   картина. А затем ядерная третья мировая война, Армагеддон   – это все то, с чем мы должны согласиться. Но   таких условий мы можем с малой вероятностью избежать.   Возможен ли для нас иной вариант? Или история фатально   подводит человечество к единственному, неотвратимому   приближающемуся варианту?

Когда Господь послал к Давиду пророка Нафана обличить   его, Давид, осознавая свое согрешение, принес глубокое покаяние.   К тому времени Давид, помазанный на царство, уже   окрепший, получивший любовь и признание народа, твердо стоял   на ногах и управлял израильским народом, исполняя волю   Божию. Нарушив закон против ближнего, тем самым оскорбил   Творца и должен был понести наказание. Прежде Давида помазанный   на царство Саул дважды отступал от Бога, прибегая к   ворожбе и гаданиям и потому лишился помазания. И весь род   Саула лишился благословения Божия. Давид знал об участи   Саула и, помазанный на царство, претерпевал преследования   Саула, который желал возвратить престол не покаянием, а   физическим его смещением, уничтожением. Саул – это ум, яркий   развитый, блистающий эрудицией, осведомленностью, разноплановостью.   Но не мог Саул принести покаяние, не возвышался   он до осознания своей зависимости, беспомощности и   сыновней преданности воле Божией, поставившей его управлять   народом Израилевым, и потому в трудные для себя моменты   обращался он не к Богу за помощью, а к гадалкам и   ворожеям, для того чтобы вызнать о судьбе и о будущем своего   предприятия. Подобным образом поступают многие и многие,   получившие власть или самовольно завоевавшие право   управлять народами. Давид иначе относился к помазанию на   царство и к определению его на царство, он трепетал к Богу   сыновнею любовию, построил храм Божий, хотя это стоило   ему определенных трудов, поместил в храме киот Завета,   поставил священников и отличался ненапыщенной религиозностью   и простотой в исполнении закона Божия. Помилуй меня,   Боже, по Твоей великой милости – вырвалось из груди Давида.   Это отправная точка покаяния. Помилуй меня и очисти беззаконие   мое. Да, он знает о своем беззаконии, о нарушении закона   и о том, как нелепо он оскорбил величие Божие, как позволил   себе проигнорировать судьбу ближнего, отправляя его, верного   воина, на смерть ради достижения своей цели. И Давид   знает о своем грехе не потому, что облечен от Нафана, а потому,   что сам в глубине сердца осознает неправомерность своего   поступка. И вот он просит очистить его от беззакония,   потому что знает свое беззаконие, знает свою немощь, свою   зависимость полную от воли Божией, знает, что согрешил он   единственно пред Богом и поступил лукаво. Да, родился он в   беззакониях и во грехе от матери своей, но полюбил истину и   стал искателем ее и нашел эту сокрытую таинственную истину   в Боге, осознавая свою полную зависимость от Божией   милости. Желая раствориться в Боге, просит окропить, омыть   себя, чтобы очиститься, не имея на себе ни единого пятна,   отделяющего его от любящего и любимого им Бога Вседержителя.   И, прося о помиловании, царь Давид приближается к осознанию   основной для себя истины, полной зависимости от Бога,   просит отвратить Лицо Свое от его грехов. Здесь Давид уже   осознает вторую ипостась Святой Троицы. Обращаясь к Богу,   просит, дабы Он Творец отвратил Лицо Свое, и просит очистить   свое беззаконие. Здесь середина в обращении Давида к   Богу. Да, не сам Давид способен избавиться от беззакония, он   просит об этом своего Творца, своего Владыку, своего Отца.   Каким образом очистить беззаконие? И тут же Давид прибавляет   – сердце чисто созижди во мне, Боже. Да, чистота сердечная   – это непременное и изначальное условие общения Бога с   человеком, условие пребывания человека в Божественной   любви… и Дух прав обнови во утробе моей, добавляет он.   Дух Божий – третье лицо Пресвятой Троицы, и Давид просит   обновить дух прав во утробе. Обновить, потому что считает   его утерянным, иначе не смог бы он таким образом огорчить   Бога, не смог бы удалиться своим поступком далече и потерять   драгоценное Божественное благо. И затем добавляет с   сокрушением: не отвергай меня от Лица Твоего (второе лицо   Пресвятой Троицы), и Духа Твоего Святого (третье лицо Пресвятой   Троицы) не отыми от меня. Давид показывает нам своим   обращением к Творцу, что сокровенно и основательно, по   существу знает Бога, может к Нему обращаться, и ему известна   модель поведения в духовном, созданном Творцом мироздании,   позволяющем чистому сердцем человеку пребывать   постоянно и безраздельно в Божественной благости. И об этом   просит Давид, о том, чтобы ему дарована была радость спасения,   чтобы она была постоянной и нескончаемой, утвержденной   владычным Духом. Для того просит Давид Духа Владыки,   чтобы научить беззаконных, т.е. не знающих еще закона. Давид   просит Бога, чтобы тот сделал его проповедником Закона для   незнающих его, и узнающие и признающие Закон избавляются   от своего нечестия, как и сам Давид признавал себя рожденным   во грехах, сокрушающимся в этом и пребывающим в непрестанном   поиске истины. Для того, чтобы стать на путь проповеди,   в первую очередь, необходимо избавиться от пристрастий,   различных желаний, не совместимых с нравственными   критериями, данными в Законе Божием. И, зная о том,   что человеку самостоятельно нет возможности избавиться   от власти греха, Давид просит у Бога избавить его от власти   порока и умоляет Своего Владыку как виновника своего спасения,   и сия мысль приносит радость всему его существу. И не   устает Давид просить у Бога отворить ему уста, дабы Давид   непрестанно славословил своего Владыку. Непрестанно на   богослужениях приносится Богу слава и прославляется Его   величие, и только отягощенные умом и заботами не ведают о   той великой радости славословия Божия, которое даровано   верующему народу. Конечно, желательно, чтобы голос благодарности   и прославления Божия возобладал и превозмог над   шумом противоречий, земной суеты и неурядиц. И если и нужны   нам, жителям планеты, жертвы то это жертвы пред лицом   Божиим, которые приятны Его величию, от которых Господь не   отвращается. Этою жертвою является сердце сокрушенное и   смиренное, что и признал Давид пред лицом Божиим. Полностью   признал свои беспомощность, слабость, полную зависимость   от воли Божией, даже для приобретения такого вожделенного   состояния, – приобретения сердца сокрушенного и смиренного,   которые не уничижит Владыка и Творец этого прекрасного   мира.

Вот такое покаяние принес пред Богом царь и пророк Давиди   оно стало образцом покаяния для всех народов, училищем   благочестия и отношения к своему Творцу каждого человека,   в какой бы стране и государстве не получил он в дар жизнь,   воспитание и образование. Умаление же этой такой простой   истины приводит нас к тому, что мы имеем в настоящее время   – это междоусобица, тирания, слепое следование моде,   безвкусица в мире шоу бизнеса, попытка превратить человека   в зависимый, ничего не значащий инструмент для достижения   власти и каких-либо нереальных призрачных целей –   продукта больного воображения. И тем не менее Давид просит   у Бога, чтобы народ обратился к Нему, и чтобы Господь не   отнимал руки Своей от народа, и тогда восстанет этот народ,   уважающий закон Божий, и утвердятся в этом народе правила   уважения к ближнему, правила почитания немощного, чистота   сердечная станет достоянием обитателей народа, единственной   жертвой Богу в среде которого будет сокрушение   сердечное и смирение. И тогда иллюзорно растают все страшилки,   нависшие над человечеством, распри утихомирятся,   военные действия потеряют свою принципиальную необходимость,   служители театра и кино будут подбирать программы   в соответствии с нравственной составляющей зрителей,   спорт утеряет привлекательность в жестких единоборствах.   Вот тогда вожделенный мир опустится на планету и обогреет   каждое немощное сердце, так страстно тянущееся к счастью.

Александр Георгиев