“Audentes fortuna yuvat!” – так говорили древние римляне. “Смелым покровительствует счастье!”… Эту истину блестяще подтвердили студенты БИИЯМС. Именно они решили поставить на учебной сцене спектакль по пьесе Леонида Андреева “Жизнь человека”. Пьеса эта, как известно, – произведение сложное и достаточно трудное для восприятия.
Чтобы решиться на такое отчаянное и даже “самоубийственное” дело, должен был найтись человек, безумно увлеченный и глубоко поглощенный этой идеей. Фанатик в самом возвышенном понимании этого слова… Лидер… Локомотив…
И такой человек нашелся. Это Петр Лойко – студент четвертого курса актерского факультета. Он сплотил вокруг себя друзей-товарищей, таких же студентов, как он. Заразил их своим энтузиазмом и верой в успех… Стал режиссером интересного начинания.
Молодые смельчаки сами адаптировали классический текст пьесы для своей постановки, сами придумали мизансцены, изготовили костюмы и подобрали музыкальное сопровождение…
И только когда сделали сами все, что могли, они обратились к своим педагогам, своим уважаемым руководителям с просьбой отшлифовать до профессионального блеска их замысел…
Педагоги вдохновились тоже и немало сил и знаний отдали своим питомцам и их детищу…
И вот премьера… И на учебной сцене – завораживающее зрелище… То ли феерия, то ли мистерия… То ли волшебная смесь того и другого…
Уже пролог напоминает знаменитых ведьм из Шекспировского “Макбета”…
В пространстве мечутся четыре фигуры – три женских и одна мужская – в длинных белых одеяниях…
Их пластичные движения преисполнены хаоса и безумия. Их замогильный хохот рождает в душе тревогу и напряжение…
А затем появляется еще один странный персонаж: высокий, сильный, строгий… Он закутан в серый плащ с капюшоном… Он бесстрастно вещает о судьбах людских… И в какой- то момент понимаешь: это и есть воплощение Фатума, рока, предназначения… Он зажигает свечу, и отсюда начинается “человеческая” тема спектакля… Потому что зажженная свеча – не что иное, как явление новой жизни, рождение человечка, младенца…
Перед нами, действительно, проходит жизнь человека от рождения и до смерти… Блеск и нищета этой жизни… Бедность… Богатство… И снова бедность… Надежды и крушение надежд…
Любая сцена спектакля и реальна, и символична… Даже можно сказать, архетипична, ибо каждая сцена отсылает нас к основам основ – к архетипам бытия… Все персонажи – это персонажи мифа, а не простые действующие лица…
Сквозь телодвижения и реплики исполнителей проглядывает Вечность… И на ее не человеческом лике – калейдоскоп эмоций: и смех, и слезы, и ужас, и презрение… Студенты играют великолепно, поскольку играют на пределе эмоций, на высшем эмоциональном накале… Они полностью, до донышка отдают себя игре, они выворачивают себя наизнанку…
Такой распахнутой, такой запредельной игре нельзя не поверить… От спектакля невозможно оторваться… У зрителей время от времени влажнеют глаза… Это ли не высшая похвала для лицедеев!..
По окончании спектакля взволнованный и восторженный зал устроил овацию… Она была достаточно долгой… Она была просто необходимой, потому что позволяла выразить тот восторг, тот подъем, тот катарсис, что неизбежно переживался каждым…
Создан этот замечательный спектакль в классе заслуженного деятеля искусств РФ Влада Фурмана и профессора Александра Николаенко.
Назовем в заключение несколько фамилий артистов. Это Петр Лойко, Ольга Лопухова, Татьяна Степанова, Эдуард Ованесян, Наталья Цветкова…
Когда через двадцать лет театроведы будут искать истоки творчества знаменитых артистов, им эта небольшая газетная заметка обязательно пригодится.
Сергей Карабинцев