Автор, пишущий эти строки, как и тот, кому случится их прочитать, – не исключение из миллионов россиян, которым знаком и дорог талант великого поэта Сергея Александровича Есенина. Сложнее с юными, 9-10-летними гражданами России, которым в нынешней обстановке извращения всего и вся даже с такими гениями, как Есенин, официоз познакомиться не дает. Сказанное выше ужасно. Чтобы обосновать это, предлагаю открыть “Новейшую хрестоматию по литературе” для учащихся 3-х классов российских общеобразовательных школ под редакцией Т.И. Максимовой /Москва, ЭКСМО, 2008/.
Каждый рекомендуемый автор, писатель или поэт (с отбором авторов можно спорить), представлен в этой хрестоматии одним, надо понимать, наиболее характерным для него произведением, которое может увлечь 10-летних детей, только вступающих в волшебный мир чтения. Итак, Сергей Александрович Есенин.
Поэт представлен здесь единственным стихотворением без названия в 16 строк. Позволю себе его процитировать, пронумеровав все 4 строфы.
* * *
(1)
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
(2)
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
(3)
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
(4)
Взрыкает зыбка,
Сонный тропарь:
“Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь”.
Прочитав этот мало понятный даже взрослому человеку текст, невольно задаешься вопросом: мог ли составитель учебника каким-то иным путем создать превратное представление детей о поэзии С.А. Есенина, чтобы надолго, если не навсегда, заглушить в них интерес к творчеству признанного российского гения? Да, досадные неудачи есть и у великих творцов. Так зачем же их выставлять, как “визитную карточку” гения? Ведь что ни строка здесь, то “сюрприз”. Начнем же по порядку.
I строфа: “…как сажа, льется в окно”.
– Сажа сухая, она не льется, – законно возражают дети.
– Разве пряжа ткет полотно? Человек пряжу ткет, разве нет?
Во II строфе “пляшет” непонятная детям “гасница”. Опять недоумение юных:
– Если эта штука (гасница) гаснет, так почему тень вдруг “прыгает”? С чего бы ей прыгать? Плетень вдруг “стучится в окна”?..
Полнейшее неприятие текста выражают ученики 3-х классов, читая III и IV строфы. Внучка моя не лишена поэтической жилки, и когда ей объяснили, что “гать” означает “дорога”, она с радостью поняла (III строфа), что гать прилипнуть к окошку не может, а она просто видится из окна. Но тут же девочка растерялась:
– Нет. Как же видно дорогу, если там сажа льется в окно?..
К критике внучки смею добавить еще пару слов. Детям полезнее бы читать не “байкает” мать, а “баюкает”. Или нам мало нового современного косноязычия?
Но полной загадкой для третьеклассников стала IV строфа. “Взрыкает зыбка, сонный тропарь”. Слово “зыбка” учительница объяснила одноклассникам моей внучки как “колыбелька”. И дети спрашивали:
– А почему колыбелька “взрыкает”? Зверь она, что ли, если рычит, как медведь?
Слово “тропарь” не смогли детям объяснить ни в школе, ни дома…
Стихотворение заканчивается словами матушки, которая “байкает” свою девочку-крошку и просит, чтоб ее “рыбка” не “гутарила” (разговаривала), а спала. Тут просьбу матушки понять можно, хотя и при условии, что рыбы – самые говорливые твари на свете (гутарят!).
Во всех изданиях нашего любимого поэта, наряду с непревзойденными зрелыми шедеврами, публикуются и его ранние талантливые стихи. Недаром моя внучка напомнила:
– Мы же читали стихи этого поэта, только настоящие. И ты говорила мне, что этот поэт их писал, когда был ненамного старше меня. Почему же их не вставили в книгу?
Да, ей читали истинного Есенина. А сотням тысяч ее ровесников – не читали. И потому хрестоматия Т. Максимовой способна навсегда отвратить их от лучшего, что они могут и должны знать о российской классике.
Ирина Иванова,
педагог