Современный человек заметно отдаляется от книги, забывая, что художественная литература во все времена предоставляла поистине неисчерпаемые возможности для познания человека в его целостности и самопознания, для жизненного самоопределения. Обращаясь к каждому, литература готова щедро поделиться накопленным поколениями опытом постижения бытия. Отсюда ее непреходящее значение для формирования личности. Русская литература, в художественной, образной форме поднимающая сложнейшие проблемы бытия, занимает особенное место в сокровищнице мирового художественного слова, поражая своей глубиной и смысловым богатством. Особенности русской литературы коренятся в ее духовных основаниях. Вся русская литература пронизана светом евангельской любви. Писательство на Руси всегда являлось формой внутренней работы, самопожертвования и служения. Это особенно ярко выразилось в русской литературе второй половины XIX века, решавшей задачу раскрытия духовного контекста жизни. Н. О. Лосский писал: “Возвышенный характер русской литературы общеизвестен. Искание абсолютного добра, смысла жизни, обличение зла, глубокое проникновение в тайники душевной жизни человека, воспитательный характер русской литературы – все эти высокие свойства ее несомненны”. Русская литература щедро показывает пути обретения целостности и внутренней гармонии при условии деятельной любви. Об этом мы, так или иначе, знаем на примерах личности и творчества А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, других великих русских писателей.
Примерно с начала 1990-х на горизонте читателя возникает новое имя: Евгений Поселянин. “Как, ты еще не читала Поселянина? – в большом волнении вскричал мой коллега, забежавший в перерыве к нам на кафедру. – Немедленно прочти, иначе буду считать, что ты совсем не знаешь нашу литературу и историю”. Конечно, я еще не знала этого имени: его не было ни в одной литературной энциклопедии, ни в учебниках по истории литературы, хотя оно было широко известно в дореволюционной России. Книги, которые начинали появляться в печати, воспринимались с удивлением и восторгом, как глоток горного воздуха в удушливой атмосфере. Том выходит за томом, уже и сбиваешься со счета, а неиссякаемый родник любви продолжает фонтанировать. Кто же автор этого чуда, удивительный человек, оставивший нам целую библиотеку прекрасных книг, который смог написать такие чистые и прозрачные тексты?
В самом деле, перед нами редчайший случай соединения в одном лице светского писателя и святого: Евгений Поселянин – талантливейший писатель и новомученик земли Русской, расстрелянный в 1931 г., духовное чадо знаменитого старца преподобного Амвросия Оптинского. Он жил совсем недавно и вместе с тем, попав в исторический водоворот, с честью перенес все тяготы и страдания русского народа на переломе эпох.
Моя подруга, принимавшая активное участие в подготовке издания собрания сочинений писателя, говорила, что до Поселянина она считала изображение духовных истин непосильным для художественной литературы и предпочитала утолять духовную жажду чтением святоотеческой литературы и житий святых. Однако встреча с творчеством Поселянина убедила ее в том, что догматические истины могут быть изложены со всей точностью, но при этом эмоционально и проникновенно, отнюдь не сентиментально или экзальтированно, а в гармоничном соединении сердца и разума в познании истины. Надо сказать, что подруга вскоре заметно изменилась, стала глубоко задумываться о судьбах России, ее отношение к людям стало более сердечным, что не замедлило положительно сказаться и на ее личной судьбе.
Евгений Поселянин – псевдоним прозаика и публициста Евгения Николаевича Погожева (1870-1931). Его статьи печатались в самых распространенных журналах и газетах, его книги выходили большими тиражами, ими увлекались люди разного положения и уровня образования. Он родился в Москве в семье известного терапевта Николая Александровича, который на медицинском поприще заслужил личное дворянство. Мать Лидия Николаевна происходила из знатной семьи. Прадед его матери был сенатор генерал-майор Михайловский-Данилевский, видный военный историк. Его дядья были петербуржцы в чине действительных статских советников, женатые на придворных особах.
Будущий писатель получил “строгое и размеренное” домашнее воспитание в традициях московского благочестия, благодаря чему в студенческие годы влияние нигилистов и атеистов его не коснулось. Окончив с золотой медалью 1-ю московскую гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета. За несколько месяцев до этого он побывал в Оптиной пустыни. Неизгладимое впечатление на него произвели монашеская жизнь и преподобный Амвросий, знаменитый старец, духовным чадом которого он стал. Позже он с сердечной теплотой писал о своем духовном отце: “Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати”. Он пожелал стать послушником, но старец Амвросий благословил поступить в университет. После его окончания Евгений снова приехал в Оптину – и получил благословение “писать в защиту Веры, Церкви и Народности”.
Преподобный Амвросий Оптинский, в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891) имел широчайшую известность и всенародное почитание. Реки людей всех званий и сословий стекались в Оптину за духовной помощью и физическим исцелением. К нему приезжали Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, К.Н. Леонтьев. Он неоднократно участвовал в создании женских общин, а под конец жизни стал главным руководителем и вдохновителем устройства Шамординской обители. Его доброта и заботливость щедро сливались с природной живостью и жизнелюбием. Отец Амвросий участвовал в издательской деятельности, предпринятой отцом Макарием, и был главный его помощник, а затем продолжатель. Предметом внимания были, в первую очередь, жизнеописания и творения оптинских старцев как продолжателей святоотеческой традиции, а также духовная литература для простого народа. Издания рассылались по библиотекам монастырей, академий, семинарий, архиереям, а также в большом количестве раздавались богомольцам. В 1988 г. о. Амвросий первым среди преподобных отцев и старцев Оптиной Пустыни причислен к лику святых за святость жизни и добродетели смирения, любви, прозорливости и чудотворения, а также почитание его в народе как великого подвижника. Отец Амвросий, сам большой книголюб, сведущий в издательской деятельности, духовно прозрел талант юноши и благословил его на писательскую стезю, понимая великое значение литературы для духовно-нравственного и патриотического воспитания. Так молитвами великого оптинского старца было определено его писательское поприще, на котором было написано много книг, очерков, статей. Одна из книг – непосредственно в благодарность своему духовному отцу: “Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий” (СПб, 1907). Е. Поселянин писал: “Я теперь понял, что назначение старцев – благословлять и ободрять и живую жизнь, и посылаемые Богом радости, которые будут еще выше, если в этих радостях помнят об Источнике всего, что есть в жизни хорошего. А позднее я понял, что здесь учат людей жить хорошо, то есть счастливо, и здесь помогают людям нести выпадающие им тягости жизни, в чем бы они не состояли”.
Писать и публиковаться Поселянин начал еще в студенческие годы. После окончания университета он выпустил книги “Ясные дни” и “Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля”, которые и преподнес Александру III, получил поддержку и от великого князя Константина Константиновича, известного в литературе под псевдонимом “К. Р.”.
После кончины отца Амвросия Поселянин приезжал в Оптину, где однажды имел разговор с послушником Павлом Плиханковым. Этот будущий оптинский старец Варсонофий, признавая его духовные дарования, посоветовал ему поступить в монастырь и стать уже не внешним, а внутренним художником, провидя в нем будущего духоносного старца. Однако Поселянин не согласился, сославшись на то, что пользу можно принести и живя в миру.
Пока не наступило революционное время, литературная деятельность Поселянина складывалась успешно, как и чиновничья карьера. Поселянин служил чиновником канцелярии Сената, приняв участие в коронации Николая II, в Министерстве юстиции, в канцелярии Академии наук. За свою службу он получил ордена св. Станислава и Анны III степени, а также чин статского советника. В 1913-м, в Великий пост, он ездил в паломничество на Святую Землю и молился у ее святынь. В этом же году Евгений Поселянин и его близкие Императорским указом были возведены в потомственное дворянство. Он становится чиновником особых поручений Главного управления (позже Министерства) землеустройства и земледелия. В первую мировую войну Поселянин служил в Военном министерстве, был членом Чрезвычайной следственной комиссии, расследовавшей немецкие военные преступления. Вернувшись в Россию, с фронта он посылал репортажи о подвигах русских солдат, которые потом составили книгу “Из жизни наших героев-воинов”. Его словами, “русский народ поднимался на войну, как на подвиг во имя Христа”.
Несмотря на то, что много времени и сил отдавал работе в государственных учреждениях, духовно-творческий труд был для него главным. Он активно сотрудничал в духовно-просветительских журналах “Русский паломник”, “Странник”, “Миссионерское обозрение”, “Душеполезное чтение”, “Свет” и др., а также в светских газетах “Церковные ведомости”, “Новое время”, “Московские ведомости”. Отдельным изданием выходили книги: “Задушевные беседы”, “Герои и подвижники лихолетья XVII в.”, “От сердца к сердцу. Из тайны душевной жизни мирянина” и др.
Вновь через двадцать лет после первой встречи Поселянин встретил отца Варсонофия и снова получил совет идти в монастырь, но снова не стал принимать постриг, хотя и писал, что “монашество есть та отдушина, через которую смотрится в небо жаждущее этого неба человечество”. Он полностью ушел в литературную работу, много написал для юношества, опираясь на лучшие традиции русской литературы и примеры из жизни (“Иосаф-царевич”, 1904; “Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская Земля”, 1904). В этом состоял его духовно-нравственный подвиг.
В 1904 г. Поселянин женился на Н. Я. Грот, дочери известного филолога, но из-за различия во взглядах и характерах брак вскоре распался. Вторым браком писатель был женат на А.В. Симанской, сестре будущего Патриарха Алексия I, которая после гибели Поселянина и окончания Великой Отечественной войны постриглась в монашество в Киевском Покровском монастыре.
Поселянин много ездил по святым местам России, собирая материалы о забытых праведниках и преданиях, сделав вывод об особом духовном складе русского народа: “Русская душа, несомненно, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то ярко выраженной небесности…”. Он был высокообразованным человеком, владел несколькими иностранными языками, был дружен со многими известными представителями русской культуры, в числе которых философы П.Е. Астафьев, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, писатель и критик Ю.Н. Говоруха-Отрок, педагог С.А. Рачинский, профессора А.И.Введенский и Л.А.Тихомиров, епископ Никон (Рождественский); высоко ценил А.Н.Майкова, В.М.Васнецова, М.В. Нестерова, А.К. Толстого.
Творчество Е. Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия и продолжавшееся более четверти века, оставило глубокий след в русской духовно-просветительской литературе. Его сочинения, разнообразные по содержанию, написанные живым, образным языком, проникнутые теплым религиозным чувством, возрождают в душе народа память о подвигах великих и Богом прославленных предков, укрепляют в русских людях любовь к Родине, к своей вере и ее традициям.
Евгений Поселянин с детства знал силу веры, молитвы и Церкви (он писал: “Не было ни одного отъезда из Москвы, ни приезда после долгого отсутствия, когда бы я не стоял пред Иверской иконой”), хорошо понимая, что означает утрата веры для общества и для отдельного человека.
Евгений Поселянин литературно переложил “Четьи-Минеи” св. Димитрия Ростовского, Киево-Печерский патерик, жития святых отроков (“Святая юность”) и святых воинов (“Сказания о святых вождях Земли Русской”), изображая их прежде всего со стороны внутренней жизни. Глубоко зная духовную литературу и ее жанры, пиcaтeль умел доступно излагать сложные богословские понятия, психологически красочно живописать древние события и крупными мазками создавать запоминающиеся портреты своих героев.
“Благодарная память о прошлом есть первый признак образованности ума и благородности сердца”. Эти слова Евгения Поселянина относятся к истории России, которой посвящено немало произведений. Рассматривая различные этапы становления и развития русского государства, прежде всего с позиций законов духовных, как непосредственное отражение непрерывного промысла Божия о человеке, писатель раскрывает глубинные причины важнейших исторических событий, их подлинную сущность, оспаривая тем самым многие стереотипы современного взгляда на закономерности общественного развития и создавая величественную панораму славного прошлого нашего православного Отечества.
Во время великих потрясений борьба русского народа против чужеземных завоевателей всегда принимала религиозный характер, когда дело шло о защите святой веры от посягательств иноверцев. Так было во времена властолюбивых замыслов против Северной Руси немецких рыцарей, укрепляемых покровительством папы Римского, когда во всем величии явился духовный и воинский подвиг св. Александра Невского. Справедливо признанный родоначальником русского дипломатического искусства, великий князь предпочел временную покорность “философски терпимым” к другим религиям монголов, обратив всю мощь русского оружия против немцев, у которых стремление к порабощению чужих племен соединялось с насильственным распространением католичества. Так было и в Смутное время, когда кровавый хаос, воцарившийся в стране, грозил обернуться потерей христианской государственности, и в 1812 г. в период Отечественной войны за духовную и политическую независимость, и, наконец, в суровые и героические годы первой мировой войны.
Е. Поселяниным представлены документальные свидетельства беспримерного героизма русских воинов по материалам Высочайше утвержденной Чрезвычайной следственной комиссии, описания изощренных издевательств германских и австрийских солдат над нашими пленными и ранеными, кощунственного отношения к святыням, попрания норм международного права. И всегда в лихую годину страданий и бедствий русские люди обращали свое сердце к Богу, по прадедовскому обычаю “целовали Богородицу” на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть за правду…
В 1919 году вышла книга Евгения Поселянина “Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон”, плод благоговейного почитания Пресвятой Богородицы. Эта книга замечательна полнотой и богатством свидетельств о чудесах, явленных Божией Матерью через посвященные Ей иконописные образы.
Сегодня вниманию читателей предлагается прекрасно изданное собрание сочинений Евгения Поселянина в двенадцати томах, в которое вошли такие интереснейшие книги, как “Воины Христовы”, “Сказание о святых вождях земли Русской”, “Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец”, “Душа перед Богом”, “Киево-Печерский патерик”, “Русская Церковь и русские подвижники XVIII века”, “Русские праведники последних веков” (XVIII-XIX вв.), “Русская Церковь и русские подвижники XIX века”, “Святыни Петербурга”, и др. Последняя книга будет особенно интересна жителям нашего города, поскольку она представляет собой благоговейное путешествие в духовную историю Петербурга – в ней описаны знаменитые святыни и связанные с ними исторические события и народные предания.
Несомненный интерес у читателей вызовут труды Е.Н.Поселя нина, содержащие очерки о знаменитых праведниках, о подвигах мучеников, пострадавших в период жестоких гонений, о русских князьях – потомках Рюрика, создавших и укреплявших Русское государство, о духовных водителях русского народа, посвятивших жизнь делу сохранения в чистоте и целости учения Христова и созидания на Руси православного царства. Жизнеописаниям святых угодников и подвижников благочестия писатель посвятил большую часть своих трудов.
Произведения Е.Н. Поселянина, открывающие нетленную красоту подвига святых, напоминают современным читателям о высоких и истинных началах бытия, к которым призывает Божественный Учитель, и верность которым автор засвидетельствовал праведным трудом на благо духовного просвещения русского народа и своей мученической кончиной. Его книги отличаются тонкостью, свежестью и выразительностью слога, в них как бы сливается воедино поэзия и проза.
Со скорбью Поселянин воспринял революционный переворот 1917 г. В новых общественных условия он уже не мог реализовать себя как духовный писатель в полной мере. Он опубликовал лишь несколько статей об отце Иоанне Кронштадтском и о Святой Руси в изображении художников, изучал биографию Пушкина, получив за статью о нем одобрение признанных пушкинистов. На жизнь он зарабатывал частными уроками. В 1924 г. он был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации выслан на 2 года на Ангару. После ссылки, срок которой закончился в июле 1926 года, Евгений Поселянин, уже будучи глубоко больным, вернулся в город на Неве. В 1930 г. он вновь был арестован как член “контрреволюционного кружка” по “делу Преображенского собора”, которое заключалось в обращении прихожан к эмигрантам из Преображенского полка с просьбой о помощи в ремонте храма, и в 1931 г. был расстрелян в подвале тюрьмы на Шпалерной. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российской Русской Православной Церковью за Рубежом в 1981 г.
Так завершилась его земная жизнь, отданная духовному просвещению народа. Мученик Евгений оставил нам молитву: “Господи, Господи, Ты, Который сказал, что надо стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное, умножь в нас веру до степени бесхитростной и ясной веры детей. Дай нам их незлобивое кроткое сердце, их чистоту и незнание зла, чтобы когда мы говорим Тебе великие слова: “Отче наш”, то мы были перед Тобою маленькими, непорочными детьми, беззаботно любящими Тебя, Небесного Отца”.
Внутренний мир русского человека многообразен, но при кажущейся противоречивости мироощущения во всех случаях и обстоятельствах отчетливо проступает потребность в гармонии, переживание которой приходит тогда, когда есть любовь, соединяющая человека с другими людьми, с миром, с Богом. И.А. Ильин основной порок западной культуры видел в секуляризации жизни и связывал восстановление России с религиозным очищением и самобытным творчеством. Он выдвинул идею воспитания в русском народе национального духовного характера и считал необходимым создание христианской культуры. С его точки зрения, в основу обновляющейся русской культуры должна быть положена созерцающая любовь. “Путь духовного обновления” опирается, по И. А. Ильину, на семь вечных основ духовного бытия человека: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация. Обо всем этом Евгений Поселянин написал с пронзительной искренностью и глубиной. И потому читатель верит написанному и находит отклик в своем сердце, в котором возникает желание и самому стать хоть в чем-то лучше и чище.
Е. Коржова, доктор психологических наук,
профессор заведующая кафедрой психологии
человека Российского государственного университета им. А. Герцена