Blog Post

Литературный Санкт-Петербург > Точка зрения > Духовно-нравственное состояние российского общества

Духовно-нравственное состояние российского общества

О том, что западно-атлантическая цивилизация вступила в полосу своего духовно-нравственного вырождения, уже никто не спорит. Все принимают этот все углубляющийся процесс за данность, о котором пишут многие западные и российские авторы: В. Шубарт, Ч. Капхен, Дж. Джекобс, А. Тойнби, Дж. Бьюкенен, Ф. Фукуяма, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, Дж. Лукач, М. Веллер, Е. Чудинова, И. Шефаревич, Б.С. Миронов, С. Кара-Мурза, А. Проханов, Э. Лимонов, В. Мединский, Н. Стариков – и др. По общему признанию эта цивилизация все активнее опускается в ад собственных пороков и страстей, уничтожая тот духовный потенциал, которым в прежние века она обогащала все человечество. В 1871 году русский социолог Н.Я. Данилевский в своей знаменитой работе “Россия и Европа” отмечал, что солнце западной цивилизации перевалило через зенит и идет к закату. Современная реальность западного общества с его культом потребительства и обогащения любой ценой и душевным зачерствлением напоминает нам Древний Рим, который пал жертвой из-за склонности к наслаждению и разврату. Нынешнее состояние Запада можно сравнить с вхождением в фазу духовного вырождения и нравственного распада. Многие наши соотечественники, которые жили в западных странах, отмечают массовую дебилизацию новых поколений, входящих в жизнь. Так, согласно социологическим опросам 20-25% американцев путаются в названии стран и их расположении, менее 3% читают книги, менее 15% газеты, то есть фактически отлучены от чтения, а 7% населения – неграмотны. Огромное значение в индустрии развлечений американцев играет “телеящик”. Здесь США бесспорный лидер в производстве и в потреблении телевизионной продукции, результатом которой является психологическая обработка миллионов, которые перестают думать и адекватно оценивать реальность, а ориентируют ся на низко-энтропийные принципы жизни “агрессивность, эдипов комплекс, невежество, паразитизм, олигофрения, дебильность, оккультизм”. Духовно-нравственная эпидемия потребительского общества, живущего по преступным принципам капитализма, неоднократно была объектом критики со стороны выдающихся деятелей культуры Запада. Федерико Феллини еще в 80-х годах прошлого века выступал против засилья американских фильмов в странах Западной Европы. Он говорил: “Разве потребление кокаина стоит легализовать по той причине, что часть молодежи пристрастилась к нему? И бандитизм перестанет быть вне закона только потому, что гангстеру нужны средства к существованию? – возмущался кинорежиссер, когда слышал от оппонентов, что нужны средства на содержание телевидения, “да и зрителям это нравится”. Западный телевизионный экран стал рассадником примитивных низкопробных передач, смакующих самые низменные пороки человека, пропагандирующих пристрастие к наркотикам, к дешевой выпивке и сигаретам, распущенной практике секса, воспевающих гомосексуализм и культивирующих однополые браки. Нам сообщают, что уже 28 государств легализовали однополые браки, а в Исландии даже президент Йоханана-Сигурдоттир еще в 2010 году вступила в однополый союз. До чего может дойти нравственное разложение и “расчеловечивание” людей! И этим гордятся в западном обществе, воспринимая критику этого нетрадиционного явления как нарушение демократических свобод! Человек, прошедший все фазы нравственной деградации, не способен самостоятельно думать и принимать взвешенные, независимые решения. Они ему навязываются “средствами массового оболванивания”, то есть он становится максимально управляемым. Современная практика сложившихся отношений нашей страны с Западом дает тому немало подтверждений. Нынешние миллионы западных обывателей, потерявшие морально-нравственные и исторический ориентиры – это закономерный результат информационной войны, дебилизация, в первую очередь, молодежи, что увенчалось большим успехом. На Западе в качестве центрального элемента счастья сегодня рассматривается секс, что стало результатом сексуальной революции, произошедшей на Западе в 60-х годах прошлого столетия. Изо дня в день внушают новым поколениям: “Don,t Worry, Be Happy” (не беспокойся, будь счастлив), а на жизненных знаменах вступающей в жизнь молодежи написано: “Удовлетвори свои желания!”. Они удовлетворяют их в мутном потоке массовой культуры как результате сексуальной революции, когда все свелось к поиску телесных удовольствий и наслаждений, “голому потребительству”. Вспоминаю поездку в Англию в начале 60-х годов в составе студенческой группы. В один из весенних мартовских дней мы посетили старинный университет в городе Лейстер, где были приглашены в студенческий клуб на вечер отдыха и танцев. Демонстрируя модный рок-н-ролл, студенты больше настраивались на сексуальную озабоченность, чем на показ техники и красоты танцев. Это проявлялось в максимальной обнаженности тела, вульгарности и непристойности движений, периодическом удалении за кулисы и других действиях, что поразило нас тогда, так как мы были воспитаны в другой морали и эмоциональной сдержанности. Их интеллектуальный уровень оставлял желать лучшего. Английские студенты были убеждены что вторую мировую войну выиграли США и Англия, что СССР в 1945 подверг атомной бомбардировке Японию, что царь Петр I любил рвать зубы и стричь бороды, а русские люди не любят работать и много пьют водки. Вот такие мифологемы довольно широко были распространены среди английской молодежи в те годы. Полагаю, что западное общество, войдя в XXI век, выражаясь словами А.С. Пушкина, впало в “дикость, подлость и невежество, не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед настоящим…”, а настоящее – это ориентация на получение наслаждения и потребительство, духовная и нравственная деградация с помощью распущенной практики секса. В западном обществе сформировалось толерантное отношение ко всякого рода извращениям и человеческим порокам, а откровенная порнография, наркотики, дешевая выпивка, сигареты, “массовая культура” и реклама – это своеобразные способы управления людьми, желание установить контроль над их сознанием, вызвать радикальные изменения. Человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и всякого рода наслаждениям, безудержная погоня за прибылью и вещами завели Запад в тупиковое состояние. Симптомы тяжелой духовно-нравственной болезни ощущает сегодня все человечество. Не избежала этой участи, к сожалению, и Россия. Тлетворное влияние Запада прорвалось к нам через “железный занавес” еще в советские годы и расцвело пышным цветом после разрушения СССР, когда процесс деинтеллектуализации и нравственной деградации начал набирать ускоренные обороты. Все то, что в советский период подвергалось критике: западный образ жизни наркотизация, обвал порнографии и проституции, духовное мещанство, суицидальное поведение, коррупция, преступность, паразитизм, бомжизм и др. явления в силу отсутствия ограничителей и нормального законодательства перешло к нам. С разрушением СССР и образованием идеологического вакуума стали расходиться духовно-нравственные скрепы общества, в котором утверждаются западные стандарты жизни и ценности. Трансформирующееся российское общество не выработало образцы морально-нравственного поведения, отвергло положительный опыт предыдущих поколений, воспитанных на идеях патриотического служения и морального кодекса, а обратило свой взор на Запад, где антимораль приняла чудовищные формы. И все это огромным валом через средства массовой информации, печатную продукцию, кинофильмы, моду, массовый секстуризм, рекламу, театр, музыку, интернет и т.п. хлынуло к нам и стало прочно укореняться, выбивая нас из традиции и заветов предков. Как считают американские и натовские стратеги, Россию невозможно победить в открытом бою, не ослабить и подчинить своему влиянию в результате экономических и политических санкций – ее можно разложить только изнутри. Вот поэтому вся политика американской администрации по отношению к России в постсоветское время направлена на внутреннее разложение страны, духовно-нравственную деградацию русской нации, сокращение рождаемости, стимулирование детских болезней, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, проституции, гомосексуализма, секстанства, биологического разрушения и в конечном итоге исчезновения из истории. Особый акцент в этой “стратегии” сделан на молодежь и на творческую интеллигенцию. “Мы будем расшатывать поколение за поколением… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них агентов нашего влияния, космополитов свободного мира”. К сожалению, российская реальность дает тому множество подтверждений. Это и деморализация общества, переживающего острый кризис духовной недостаточности и психологического дискомфорта, что, несомненно, в первую очередь, испытывает молодежь, находящаяся под прессом развращающих телевизионных передач, низкопробных западных кинофильмов, смакующих самое низменное, животное, что переориентирует сознание и не вызывает осуждения глубины пороков. Сказал бы больше: происходит душеразложение, оскотинивание и своеобразная “борделизация” общества. В центральной части города уже невозможно пройти, чтобы к тебе не пристал какой-нибудь субъект с гнусным предложением, как это случилось со мной в прошедшее лето. На улице Марата меня остановил молодой мужчина и предложил посмотреть фотоальбом девушек, и если одна из них мне понравится, то он готов организовать встречу с ней для хорошего времяпрепровождения. А в другой раз молодая особа на углу улицы Б. Морская и Невского проспекта пригласила меня в ночной клуб “потанцевать, оторвавшись от будничных дней и забот”, как она выразилась. Нас уже не удивляет, когда юные девы в желании легко заработать предлагают свои услуги, забыв про девичью гордость и честь. Широко распространяется различного рода асфальтная реклама типа: “досуг для мужчин”, “сладкие девочки”, “ночные бабочки”, “жду в гости или сама приеду – Наташа”, “работа для девушек”, “массаж для мужчин”, “муж на час”, “досуг для горячих девочек”, “мы к вам или вы к нам” с непременным сердечком и обязательным номером мобильного телефона. Сегодня объявление интимного характера можно увидеть на остановках транспорта, рекламных стендах, фонарных столбах, витринах магазинов, стенах домов и правительственных учреждений. Зазывалы зовут в массажные салоны, сутенеры раздают визитки с адресами доступных девушек, в интернете представлены сайты с фотографиями гетер, их телефонами и расценками, пишут, что посещение борделей ни к чему не обязывает, позволяет гарантированно получить удовольствие и при этом сберечь свое время. Постоянно сообщают о разоблачении и закрытии борделей, гей-клубов, наказании их организаторов, как это имело место на ул. Чайковского, д. 36, где в течение продолжительного времени “трудились” жрецы с высшим образованием и знанием нескольких иностранных языков. Знакомясь с подобными фактами и трагическими историями девушек, вовлеченных в порнобизнес, приходишь к обескураживающей констатации, что европейские традиции сексуального раскрепощения по мере развертывания сексуальной революции были занесены в российскую почву и пустили глубокие корни. А наш город, который дал миру Пушкина, Достоевского, Чайковского, Лермонтова, Глазунова, Шостаковича, Штоколова, Товстоногова, Дудинскую, Сергеева и многих других, все больше приобретает статус бордельной столицы. Сексуальная революция, затронувшая город, привела к росту “коммерческого сексуального обслуживания”, новой оценке сексуальных ценностей, ориентаций, норм. Одно из ее последствий – невиданная доселе активность лиц нетрадиционной ориентации. В печати сообщалось, что в одном из загсов СПб был зарегистрирован нетрадиционный союз между двумя девушками, одна из которых была трансгендером – мужчиной. В обществе формируется толерантное отношение ко всякого рода извращениям и человеческим порокам, которые тиражируют СМИ, изливая на нас потоки похабщины, насилия и лжи. Разве может быть физически и нравственно здоровой российская молодежь, если телевидение, бульварные газеты и глянцевые журналы сообщают ей, кто с кем переспал, описывают любовные истории известных певиц, как это сообщил телевизионный канал НТВ 27.11.2014 г. В этой далекой от морали передаче артистка Светлана Резанова делилась с телезрителями как она, будучи замужней, тайно встречалась с М. Магомаевым в гостинице “Россия”, где за певцом был закреплен люксовый номер, а певица Штурм так разоткровенничалась, что заявила: “Весь Советский Союз готов был родить от такого талантливого человека”.

После развращающих человека телепередач, безнравственных театральных постановок “откровенничанья” на тему секса, порнографической дозволенности разрушительная нравственная эрозия затронула широкие слои российской молодежи. Запад, США давно усвоили простую истину: уничтожив нравственно, разрушив экономику и традиции, освободив от Бога, можно достичь желанного – бескровного покорения и уничтожения страны.

Серьезно заблуждаются наши либералы в том, что разврат, порнография, проституция, алкоголизм, наркомания, потребительство, вещизм, тунеядство и другие формы девиантного поведения были свойственны обществу на всех этапах его развития. Признаки духовно-нравственного распада общества стали все явственнее проявляться после распада СССР и изменения политической системы России. В советский период был сформирован высокий нравственный идеал, целью которого было воспитание всесторонне развитой личности, не было разрешенной порнографии, проституции, педофилии, СПИДа и наркотиков, тихо вели себя “голубые”. “Обликоморале”, или, как выразился один из участников телепередачи “Пусть говорят” у Малахова, “девственность была превыше всего”.

Вспоминаю свою поездку в Голландию, где мне удалось побеседовать с девушкой по имени Татьяна, очень миловидной и раскованной, которую обманным путем привезли в Амстердам и заставили трудиться на ниве древнейшей профессии.

В борделе, в который она была помещена, работали еще пятнадцать девушек из славянских стран, в том числе две из Петербурга. Татьяне пришлось обслуживать по восемь-десять клиентов ежедневно, которые представляли собой весь пестрый национальный состав. Платили хорошо, но за непослушание, отказ принимать несимпатичного гостя наказывали. Эту функцию исправно выполнял представленный к девушкам поляк-сутенер. Подпольные бордели Испании, Греции, Италии, Израиля, Турции, России, США требуют все нового живого товара, поставкой которого занимаются различные легальные и нелегальные агентства по трудоустройству за рубежом. Идет настоящая торговля людьми, и в этом помогают многие отечественные издания, различные порножурналы, некоторые каналы отечественного телевидения. Некоторые будущие секс-рабы попадают в неволю через турфирмы, которые обещают устроить их на высокооплачиваемую работу, но, оказавшись на чужбине и утратив последние надежды устроить свою судьбу, чтобы не умереть с голоду, пополняют ряды местных гетер. Кому удается вырваться из постыдного плена, морально унижены, душевно разбиты, психологически надломлены, приобретя букет болезней, вынуждены лечиться, долго не могут адаптироваться к нормальной жизни.

Экономические санкции Европейского Союза и Америки создали реальные предпосылки для снижения жизненного уровня населения России, растущих в масштабе бедности и нищеты, страха и тревоги в ожидании будущего, в целом депрессивное состояние общества, а это провоцирует глубоко кричащие нравственные проблемы, в том числе “вживание” проституции и эпидемии разврата в жизнь народа.

Результаты налицо: рушатся семейные отношения, растет число разводов, все меньше заключенных браков, основанных на чувстве любви, духовной близости и все чаще брачные союзы строятся на материальном расчете или иной выгоде, а то и просто временном сексуальном влечении друг к другу. Со временем оно проходит, семьи распадаются, а родившиеся и часто отверженные родителями дети пополняют группы риска: наркоманы, алкоголики, бандиты, депрессанты, бомжи, лица, торгующие своим телом заполняют камеры исправительных учреждений.

Российское общество вследствие отсутствия государственной идеологии, быстрого слома нравственных норм и представлений, утрате традиционных моральных ценностей, благодаря размаху коррупции, преступности, наркомании, пьянства, снижения жизненного уровня и качества жизни, в том числе и из-за экономических санкций наших “друзей” – западных государств, впадает в депрессию и теряет жизненные ориентиры. Заложенное в каждом человеке стремление к духовному и нравственному совершенствованию подменяется желанием поиска телесных удовольствий и предпочтений, “голого” потребительства. Искажен принцип жизни, который рекомендовал людям Аристотель: “служить другим и делать добро”, как и представление о таких добродетелях, как справедливость, милосердие, великодушие, любовь, честность, порядочность, преданность, гражданственность, патриотизм. Две силы: антинациональная в лице пятой колонны и интернациональная – западные “гробовщики”. Пытаясь вестернизировать Россию, способствуют демонтажу этих качеств, утрате культурной идентичности у молодых поколений, вступающих в жизнь.

Из общего духовного пространства изымается русская и зарубежная классика: произведения Толстого, Лескова, Гончарова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Горького, Маяковского, Блока, Симонова, Шолохова, Дюма, Мопассана, Гюго, Драйзера, Мериме и многих других писателей и поэтов. Произведения этих мыслителей выбрасываются на свалки, не принимаются в книжных магазинах, списываются из фондов библиотек. Их место занимают остросюжетные детективы и так называемые романы о любви. Достаточно перечислить только названия: “Жажда смерти”, “Записки мертвеца”, “Пожиратель женщин”, “Россия в постели”, “Будни валютной проститутки”, “Кредо гомосексуалиста”, “Секс в автомобиле”, “Кровавая графиня”, “Грязь”, “В постели с дьяволом”.

Согласно социологическим опросам в России стали читать в 4-5 раз меньше, чем в СССР. Русская литература утратила роль цементирующего начала в образовательном процессе, в ее духовно- нравственном воздействии на человека. Многолетние исследования академика ПАНИ, профессора государственного университета им. Герцена И.Ф. Гончарова на тему: “Как мы знаем Россию, русского человека и его культуру” – показали падение по нарастающей культурного уровня школьников, усиление безверия, бездуховности, нравственную катастрофу. Широкое распространение получают такие явления, как прожигание жизни, потребительство, упоение и восторг перед американским “масскультом”, нигилизм к традициям отцов, леность, меркантилизм, развращенность, житейское приспособленчество, отказ от религии. Эти и другие деструктивные явления в большей степени затронули города и в меньшей сельские поселения. Серьезную озабоченность у патриотической общественности вызывает состояние русского языка, его “замусоривание” иностранными словами: тренд, бренд, инсайдер, твиттер, опен-эйр, праймериз, овертайм, шорт, флеш-моб, мониторинг, блогер, драйв, кастинг, мессидж, шоу, вау – и т.п. Безграмотное пользование русским языком буквально зашкаливает. Это выражается в неумении грамотно строить конструкцию слов, соблюдать ударение и знаки препинания, передать чистоту русского языка, богатство его красот и оттенков, точность и правильность произношения, засорение сквернословием. Сбережение русского языка, осознание его богатства и величия, борьба за его чистоту обогатит духовную жизнь и нравственно закалит новые поколения молодежи. Официальная статистика, многочисленные социологические исследования и опросы показывают снижение интереса молодежи к классической музыке, русской песне, которая часто подается в уголовной аранжировке. Концертные залы, филармонии, оперные театры, где звучат серьезная музыка русских и зарубежных композиторов, оперы Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Алябьева, Прокофьева, Мурадели, Верди, Беллини, Доницетти, Вебера, Бетховена, Берлиоза и других музыкальных гениев, заполняют представители старшего и среднего поколений людей. И причина тому не возросшая стоимость билетов, а угасающий интерес к классической музыке. Обычная картина, которую можно наблюдать в общественном транспорте: молодые люди слушают через наушники музыку. А что это за музыка? Украшает ли она духовный мир молодежи, нашу родную землю русскую? Я сделал попытку узнать, какой музыкой увлечены “онаушенные” юноши и девушки, и с этой целью в разных видах транспорта опросил 25 человек, задавая один и тот же вопрос: “Какую музыку вы слушаете сейчас?”. Большинство опрошенных ответили однозначно: “попса”, но некоторые, освоившие различные музыкальные жанры, называли “Хэви металл”, “рэп”, “рок”, “поп-рок”, “диско”, “трэш”, “джазовые мелодии”, “фанк”. Никто из них не проявил интереса к классической русской музыке. Это и неудивительно, так как на всех праздниках в СМИ звучит преимущественно музыка иностранная, поют и играют западные шлягеры, а оперное пение постепенно превращается в эстрадное шоу. Достаточно познакомиться лишь с некоторыми музыкальными программами телевидения, в частности с таким музыкальным проектом, как “Голос”. Полагаю, что пошлость и разврат, аккумулируемые Интернетом, демонстрируемые беснующейся эстрадой, сексуально озабоченными “героями” вырождающегося кинематографа, вряд ли будут способствовать защите нравственного и физического здоровья молодежи, пробуждению интереса к классическому богатству русской нации. Блестящий французский просветитель Жан-Жак-Руссо выступал с осуждением искусств, поскольку они “обязаны своим происхождением нашим порокам”.

Псевдохудожественная стряпня затронула и наш театр, где воспеваются пороки – жестокость, насилие, преступление, секс. Часто созданные образы не имеют объективного содержания, они принципиально не отличаются от сна или бреда, это некие символы, согласно Фрейду, в которых зашифрованы эротические влечения. Может ли сформироваться нравственно закаленная и духовно обогащенная личность при такой форме художественного развлечения? Однозначно – нет. Словом, кризис духовно-нравственной среды, присущих ей ценностей, усиленный коммерциализацией культуры, образования, искусства, вторжением в нее, усредненной массовой культуры Запада, существенно ограничил возможности формирования гармоничного поколения молодежи. Ее ценностный мир стал противоречивым и хаотичным, восприимчивым к негативу в результате “мутации русского духа” и попыток всякого рода санкций выбить нас из традиции и возвеличивания человека.

За 20 с лишним лет утверждения российского капитализма, который будет, по словам Салтыкова-Щедрина, “диктатурой процветающих мерзавцев”, антипедагогика, представленная западной массовой культурой, порнографией, половыми извращениями, инфантилизмом, потребительством, жестокостью, оккультизмом, аполитичностью и т.п. явлениями, разрушающими личность, нанесла огромный вред духовно-нравственному состоянию российского общества. Американский образ жизни, “западные ценности” за период внедрения их в поведенческие стили способствовали выработке устойчивых стереотипов, когда явного отторжения явлений антикультуры не происходит, а более того – они прочно укореняются в жизни молодежи. Исследователи молодежной проблематики часто приходят к тревожному выводу, что студенческая и творческая молодежь, поставленная перед дилеммой самостоятельного выбора между добром и злом, во многих случаях склоняется к последнему, принимая его за первое. С полной уверенностью можно констатировать, что в жизни российского общества проявляются опасные тенденции распада человеческой личности, разрушения таких традиционных христианских ценностей, как вера в Бога, любовь к Родине, самопожертвование ради ближнего, нравственная чистота, преданность заветам предков. Молодежь под воздействием СМИ утрачивает духовные ориентации, а дух заблуждения и неверия в возможность что-либо изменить к лучшему устойчиво поселился в человеческих умах. Разложение духовного здоровья русской нации, и в первую очередь ее авангарда – молодежи, путем освоения “ценностей” американской массовой культуры, внедрения чуждых идей и взглядов может привести к непоправимым последствиям – вырождению русской нации и исчезновению ее с исторической арены.

Я часто задумываюсь над тем, что при таком большом внимании к проблемам молодежи со стороны государства, президента, различных партий и общественных объединений до сих пор не выработана единая сбалансированная политика, с помощью которой можно было бы разрешить многие проблемы, реально ставшие перед страной, повысить результативность объединенных усилий.

Анализируя различные программы молодежной политики на федеральном и региональном уровне, приходишь к однозначному выводу, что в них затрагиваются частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, преступности, досуга, образования. Не прослеживается необходимость формирования многофункциональной политики, включающей в себя комплекс экономических, политических социальных, демографических, духовно-идеологических мероприятий, учета специфики социализации различных возрастных групп молодежи.

Согласно исследованиям Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга 4/5 петербургских студентов предлагают установить нравственный контроль за содержанием телевизионных программ, фильмов и рекламы.

Полностью разделяю позицию Русской Православной Церкви, выступающей за усиление духовно-нравственной просветительской деятельности во всех общественных группах, особенно среди той части молодежи, которая находится под сильным прессом рыночных стихий и соблазнов: потребительского отношения к жизни, наркотических иллюзий, “виртуальной” реальности, игромании, обмана и цинизма, обретения легкого успеха и легких связей, аполитичности, экстремистских проявлений, отчужденности от участия в решении общественных задач и т.п.

А. Бондаренко, профессор