Наверное, основатель Троице-Сергиевой Лавры, многих других монастырей, примиритель князей и вдохновитель народа, святой, чудотворец Сергий Радонежский обладал какими-то особыми, мало кому известными познаниями. Словно в нем воплотилась некая древняя мудрость – мудрость прошедших тысячелетий, мудрость предков. Я немного соприкоснулся с жизнью этого замечательного человека, выполнив на калмыцкий язык перевод книги архиепископа Никона (Рождественского) “Житие и подвиги преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и Всея России чудотворца”.
Говоря об исключительной роли Сергия Радонежского, выдающийся русский историк В.О. Ключевский пишет, что “есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что лицо, сделавшее это дело, из исторического деятеля превратилось в народную идею. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания”.
Какое же дело совершил Сергий Радонежский, что и сегодня его имя помнит вся Россия? Для этого необходимо заглянуть в то время, в которое жил великий святой. Он родился тогда, когда свежи были ещ¸ воспоминания от нашествия монголов. Люди ещ¸ помнили ужас того разгрома, который прив¸л не только к материальному разорению, но и к духовному обнищанию. В то время мать пугала реб¸нка лихим татарином. Хронический ужас одного поколения мог превратиться в народную робость, в черту национального характера. Но русский народ потому и велик, что у него ясный ум, стойкий характер и величайшее терпение.
Вместе с тем, период так называемого монголо-татарского ига – это целая эпоха взаимоотношений и постоянного культурного обмена – между русскими и монголами. Примечательно, что именно в этот период в русской речи появилось много монгольских и тюркских слов.
Известно, что в духовной сфере монголы не предпринимали ничего, чтобы искоренить существующую и насадить свою религию. Поклонявшиеся Вечному Синему Небу монголы отличались большой веротерпимостью. Следует также отметить, что правители Золотой Орды – западных владений Великого Монгольского Улуса – не сразу приняли ислам. К примеру, Сартак – третий правитель Улуса Джучи (Золотой Орды), старший сын Бату и правнук Чингисхана – согласно записям многих современников, исповедовал христианство. Арабский историк Аль-Джауздани указывает на то, что Сартак был христианином-несторианцем, был женат на христианке и, возможно, даже имел сан диакона. Или же приведем другой пример. В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский, ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану Берке о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия. В числе слушателей был и юный племянник хана Золотой Орды, преподобный Петр, царевич Ордынский, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление. Через некоторое время у хана Берке заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла, и по его молитвам больной исцелился. Хан богато одарил епископа и отпустил в епархию. На пути святителя догнал отрок, племянник хана, и умолил взять его с собой в Ростов. В Ростове отрок был крещен с именем Петр и женился. Святой Петр отличался любовью к молчанию, Богомыслию и молитве. После чудесного явления ему апостолов Петра и Павла он построил при озере Неро монастырь в их честь. В 1261 году святой Александр Невский и митрополит Киевский Кирилл II при поддержке хана Берке учредили в столице Золотой Орды – Сарай-бату – кафедру христианского епископа. В Орде к этому времени находилось большое количество русских людей. Князья содержали в Сарай-бату свои дворы с челядью. Многие из этих русичей проводили в Орде годы. Сарайский епископ обладал правом неприкосновенности, не подвергался никаким гонениям. Он занимал такое положение, что мог играть очень важную политическую роль, направляя благоволение ханского двора в ту или иную сторону. Во всех городских центрах Золотой Орды, где было русское население, со временем появились православные храмы и часовни.
В 1357 году уже другой хан Золотой орды – Узбек – потребовал у великого князя, чтобы к нему прибыл святитель Алексий и исцелил слепую Тайдулу – его супругу. “Прошение и дело превышает меру сил моих, – сказал святой Алексий, – но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры”. И, действительно, молитвами святителя окропленная святой водой супруга хана исцелилась. Сохранился ярлык, выданный в ноябре 1357 года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию. Согласно ему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. Ученые отмечают, что ханские ярлыки, данные русским митрополитам в XIV-XV вв., выделяются среди источников по истории взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды. Они имеют большое значение для изучения тех прав, какими пользовались митрополиты и церковные земли, освобожденные от податей и повинностей ханами Золотой Орды. Ярлык обеспечивал лояльность к монгольским ханам наиболее образованной социальной группы на Руси, которая пользовалась большим авторитетом среди народа.
Еще одним важным историческим документом, проливающим свет на взаимоотношения золотоордынских ханов с русскими князьями, является Великая Яса Чингисхана, которая оказывала известное влияние на законодательство монгольских и других плем¸н даже значительное время спустя после распада великого монгольского государства. Яса – монгольское слово, которое в переводе на русский язык буквально означает уложение, декрет. Исследователи утверждают, что Яса не может быть охарактеризована как обычное законодательство в упрощенном виде. Она, скорее, была для монгольских ханов тем, чем было Поучение Владимира Мономаха для русских князей. Список с Великой Ясой Чингисхана имелся практически у каждого монгольского князя, чиновника, военачальника, посла. По мнению Джувейни, Яса была неким талисманом, обеспечивающим победу на поле сражения. Также указывает, что монголы и тюрки приписывали Великой Ясе магическое действие. В ней также подробным образом описаны причины религиозной терпимости монголов: “Поскольку Чингисхан не принадлежал к какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой и не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это, как акт любви к Богу” (Джувейни). “Он (Чингисхан) приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них” (Макризи). Эта часть и стала основанием монгольской религиозной терпимости. Следуя заповедям Ясы Чингисхана, предшественники золотоордынского хана Менгу-Темира не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число “сосчитанных” во время переписи. Были также утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов их семей. Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии. Чтобы усилить действие хартии, в ней было помещено имя Чингисхана. В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за Менгу- Темира и его семью, за его наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними.
Таким образом, церковь на Руси пострадала менее всего и успела восстановить разрушенное. Во многом именно благодаря усилиям церкви удалось собрать силы и средства на борьбу с монгольскими нашествиями, удалось поднять сломленный дух русских людей. Поэтому к 1380 году церковь уже не призывает к смирению и терпимости по отношению к монгольским завоевателям, а призывает на священную войну с ними, благословляя князей на дела ратные во имя Отечества. После блаженной кончины митрополита Алексия преподобный Сергий Радонежский отказался стать митрополитом и авторитет духовного лидера русичей возрос ещ¸ более. Многие люди уже в то время считали его святым. Двое монахов, с благословения преподобного Сергия Радонежского, отправились вместе с великим князем Дмитрием Ивановичем на поле Куликово. Один из них – Пересвет – принял вызов от монгольского богатыря Темир-мурзы – и сразился с ним, оба они пали смертью храбрых. По словам Л.Н.Гумилева “ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах”. Защитившие на Куликовом поле Православную веру, Князя и Отечество русичи осознали себя единым народом, но путь к этой победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди, сломленные бесконечными неурядицами, смогли поверить в себя, в свои скрытые силы и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъ¸ма. Этому великому делу духовного становления русской нации и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский.
Но и у монголов изменилось отношение к русским священникам. В это время “призрак Чингисхана” – его Великая Яса – уже не играла большой роли для золотоордынских ханов, к тому времени принявших ислам. И когда Тохтамыш пришел вслед за Мамаем на Москву, он не воздерживался от грабежей монастырей, от убийства священнослужителей…
После победы ислама в Золотой Орде оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на Русь в религиозной сфере. Косвенно, однако, монгольское завоевание влияло на развитие русской церкви и духовную культуру самыми разными путями. Как мы знаем, это было время, когда церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян, и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений. Уровень процветания, достигнутый русской православной церковью к концу первого века монгольского владычества, чрезвычайно помог ей в духовной деятельности. Только в монгольский период сельское население Восточной Руси было еще более христианизировано. Это было достигнуто как энергичными усилиями духовенства, так и ростом религиозного чувства среди духовной элиты самого народа.
Были организованы новые епархии, количество монастырей и церквей постоянно увеличивалось. Согласно В.О.Ключевскому в первое столетие периода монгольского нашествия было основано тридцать монастырей и, примерно, в пять раз больше – во второе столетие.
Характерной чертой нового монастырского движения явилась инициатива молодых людей с горячим религиозным чувством, которые приняли монашеский сан, чтобы удалиться в пустынь – глубоко в леса для тяжелой работы в простых условиях, для молитв и размышлений. Несчастья монгольского нашествия и княжеских усобиц, а также суровые условия жизни в целом способствовали распространению подобных умонастроений. Когда приют отшельника превращался в большой, многолюдный и богатый монастырь, окруженный благополучными крестьянскими деревнями, отшельники, или новые монахи сходного духа, находили изменившуюся атмосферу удушающей и покидали монастырь, чтобы устроить другой приют. Таким образом, каждый монастырь служил колыбелью других обителей. Родоначальником и самым почитаемым главой этого движения стал Святой Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря.
Его святая личность вдохновляла даже тех, кто никогда не встречался с ним. Влияние его дела жизни на последующие поколения было огромным. Святой Сергий Радонежский стал символом веры, духовным лидером Руси, а значит, и важным фактором в религиозной жизни русского народа. Россия на протяжении многих веков оставалась по духу русской и православной – это и есть великое духовное наследие преподобного Сергия Радонежского. Игумен земли Русской противостоял разрушительному духу времени, он был и оста¸тся тем примером, который вдохновляет и укрепляет людей в ежедневных трудах во имя спасения собственной души и созидания земного Отечества.
Преподобный Сергий Радонежский всегда считал, что жизнь государства должна основываться на тр¸х факторах: внутреннем единстве, внешней независимости и православной вере – источнике нравственной силы народа. Только при наличии данных факторов складываются предпосылки для развития просвещения, открываются пути к духовному возрождению общества и подготавливается почва к национальному подъ¸му.
Говоря об исторической роли преподобного Сергия Радонежского, как не вспомнить слова В.О.Ключевского, сказанные им ещ¸ в 1892 году, но не утратившие актуальности и сегодня: “При имени преподобного Сергия народ вспоминает сво¸ нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной”. Преподобный Сергий Радонежский является примером жертвенного служения Церкви Христовой и Отечеству. Любовь к Богу, редкое трудолюбие, неустанное стремление к молитве и доброделанию – качества, присущие преподобному, – подобно магниту, притягивали в Троицкую обитель тех, кто, вдохновившись его примером, возгорался желанием следовать за Христом. Светлый образ подвижника вдохновлял людей на борьбу с внешним врагом и отстаивание идеалов Святой Руси во все времена. Таким он остается и сегодня.
Начиная с эпохи княжения Дмитрия Донского, после начала объединения русских земель, борьба с монголо-татарами, как с носителями ислама, стала культовой. На Западе уже давно отошла в прошлое эпоха крестовых походов, а на Востоке она только началась. Борьба русских и татар превратилась из чисто политического дела в религиозную борьбу. После победы Ивана III над ханом Ахматом, разорения столицы Золотой Орды имели место набеги на Русь татарских ханов Крыма и Казани. Причем теперь конфликт стал многосторонним.
Так продолжалось до прихода калмыков на Волгу. Возникшее в 30-40 гг. XVII века Калмыцкое ханство почти сразу же стало оказывать большое влияние на все процессы, имевшие место в районе Прикаспия, Северного Кавказа. В дальнейшем калмыки окажут неоценимые услуги русским властям в отражении войск интервентов, в частности Швеции, Турции, Франции. Калмыки сыграли не последнюю роль в сближении Европы и Азии. Целая плеяда известных людей России познакомилась с Востоком (конкретно – с Тибетом и Китаем) и буддизмом именно благодаря калмыкам: Е.П.Блаватская, Л.Н.Толстой, об особой судьбе калмыков писали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.А.Гиляровский, Н.К.Рерих, многие путешественники и ученые.
С момента вхождения калмыков в состав России в 1609 году, по свидетельству монголоведов В.Л.Котвича, Н.Н.Пальмова, И.Я.Златкина и других российских ученых, а также американского ученого Дж. Крюгера, в разных архивах России и зарубежных стран сохранились сотни, если не тысячи, писем, написанных на старомонгольском и на старокалмыцком письме. Эти документы, как страницы летописи, хранят в себе уникальную письменную информацию о калмыках, созданную самими калмыками. Письма XVII-XVIII вв. – это важные исторические документы. По ним мы можем проследить процесс формирования новой народности в составе Российского государства – калмыцкой. В них зафиксированы связи Калмыцкого ханства с такими зарубежными странами, как Тибет, Китай, Бухарское ханство, Персия, Турция, и другими. Профессор Калмыцкого госуниверситета Д.А.Сусеева считает, что письма позволяют воспроизводить панораму событий, связанных как с мирной жизнью калмыков, так и с их участием в военных походах по защите границ Российского государства от общих противников. Кроме того, письма раскрывают разные стороны внутреннего устройства Калмыцкого ханства и служат источником для оценки калмыцких ханов как политиков и как личностей.
Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу принадлежат слова, что “Калмыки – Богом посланный народ, защитивший Россию от всех агрессий с юга”. Это признание той величайшей роли, которую сыграли наши предки в становлении и укреплении российской государственности. Мы, современные калмыки, являемся потомками тех, кто пришел на южные просторы страны в самые тяжелые для не¸ времена Великой Смуты. Об этом периоде русско-калмыцких отношений автор писал в своей статье под названием “В начале великого пути”.
Владыко Элистинский и Калмыцкий архиепископ Юстиниан сказал: “Чтобы иметь подлинное уважение друг ко другу, нужно глубже знать веру твоего соседа, его культуру, знать его чаяния. И, конечно, христианство легче познавать, когда человек знакомится с конкретными обликами людей”. Он также отметил, что переводы на современный калмыцкий язык призваны послужить тому, “чтобы христианство не было какой-то далекой, абстрактной религией, но чтобы через личности святых угодников Божиих легче было познавать веру православных людей и тем самым легче иметь понимание друг друга и хранить согласие между собой, что было важно и тогда, и сейчас”.
Сергий Радонежский в сво¸ неспокойное время проповедовал среди народа духовность, которая, к сожалению, в наше время утрачивается. Для того чтобы возродить е¸, нужно знать биографии таких людей.
В столице Калмыкии – Элисте – установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому. Успешно решает задачи обучения и воспитания Русская национальная гимназия его имени. В ноябре 2015 года на базе общеобразовательного учреждения состоялись очередные – VIII – Радонежские чтения. Учителя гимназии проводят их при поддержке сотрудников Элистинской и Калмыцкой епархии. В рамках мероприятия работают секции, посвященные исследованиям в области истории духовной культуры, истории родного края, литературы и народного творчества. Все представленные на чтениях доклады готовят учащиеся образовательных учреждений Элисты. По традиции, в рамках чтений награждают победителей изобразительного и литературного конкурсов “День народного единства” и “Престольный праздник Казанского кафедрального собора Элисты”.
Сегодня, когда внимание общества, государства, православной церкви обращено на воспитание у детей, юношества и молод¸жи интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за сво¸ Отечество, за его прошлое, педагогический коллектив гимназии при поддержке Элистинской и Калмыцкой епархии знакомит учащихся с биографией великого русского подвижника Сергия Радонежского, воспитывает у подрастающего поколения христианские добродетели на примере подвига русских святых.
Эрдни Канкаев