Помогает ищущим дорогу ко спасению

Величаем Тя,
Пресвятая Дево,
Богоизбранная Отроковице,
и чтим Державный образ святыни Твоея,
имже подаеши велию милость
всем, с верою к нему притекающим.
Величание Державной иконе Божией Матери

Неизреченная любовь и милость Божией Матери неизменно простираются над всем человеческим родом. Пресвятая Богородица всегда помогает тем, кто ищет дорогу ко спасению и вечной жизни, обращаясь к ней с покаянием и молитвой.

Милость и заступничество Царицы Небесной особенно ярко проявились к православному русскому народу 2 (15) марта 1917 года в день отречения от престола царя-мученика Николая II, когда была явлена Державная икона Божией Матери. В этот день Россия как империя прекратила свое существование. Стране пришлось пройти через испытания разрухой, бедами и страданиями. Пресвятая Богородица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Чудотворная икона Божией Матери Державная не переставала источать чудеса. Все эти годы Божия Матерь хранила Россию и в годину утраты страной самодержавного правления удерживала от гибели. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято русским народом как знак Божий, как символическая передача верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице, хранящей символы царской власти. Словами Патриарха Кирилла, “ушел царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества”. В Очерках о русской иконе князь Е.Н. Трубецкой писал: “До самого последнего времени, – отмечал он в 1915 г., – икона была совершенно не понятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетным вниманием. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины.<…> Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни…”.

Эта необычная икона, которая стала одной из главных святынь современной России, явилась в селе Коломенское под Москвой. Крестьянка Евдокия Андрианова из слободы Перерва Бронницкого уезда Жирошкинской волости в повторяющемся сне услышала слова Богородицы о том, что необходимо найти в селе Коломенском большую черную икону, сделать ее красной и молиться ей. Поиски были долгими, наконец в подвалах церкви нашли большую почерневшую от времени икону. Икона была написана со знаками царской власти – в руках Богородицы, восседающей в алой царской мантии на престоле с Младенцем Христом на коленях, изображены скипетр и держава, на голове – корона, окруженная золотым нимбом. Отсюда и происходит название иконы – “Державная”. Царица Небесная была изображена на иконе как Царица земная. Строг и скорбен Ее лик. Предполагалось, что икона была создана в XVIII веке и находилась в Вознесенском женском монастыре в Москве и была вывезена в Коломенское во время нашествия Наполеона, пребывала там 105 лет, до тех пор не явила себя.

Икона вскоре стала предметом всенародного почитания. Почти в каждом храме имелся ее список. Патриарх Московский и Всея Руси Тихон приезжал прославлять явление “Державной”. Он благословил создание акафиста иконе посредством заимствования отдельных кондаков и икосов из каждого акафиста Божией Матери, которые были написаны для других икон Божией Матери, явленных в России. Патриарх Тихон велел назвать этот акафист “Акафист акафистов”. Одна из служб “Державной” и акафист были составлены с участием самого Патриарха Тихона. Со 2 марта 1917 г. Матерь Божия стала, как сказано в величании из службы явлению иконы Богородицы “Державной”, “земли Русския Царицей Небесной”. Икону возили на фабрики и заводы, а также в другие церкви; и только по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском. От этой иконы происходили массовые исцеления слепых, глухих, а также страдающих болезнями конечностей. Согласно преданию, Державная икона Божией Матери покрывает благодатью и защищает при колдовстве, волшебстве и бесовском нападении на человека.

В народе была очень велика потребность молитвенного обращения к чудотворному образу. Молитвы, акафисты Державной иконе после установления советской власти издавались полулегально. Это сегодня по благословению Патриарха Кирилла с большой любовью издан прекрасно иллюстрированный акафист Пресвятой Богородице явления ради чудотворной иконы Ее Державной (Общество памяти игумении Таисии, 2011). Полулегально писались и распространялись копии иконы. Но вскоре почитатели “контрреволюционной”, “монархической” иконы подверглись жесточайшим гонениям: произошли массовые аресты молящихся, изъятие икон из церквей. От тех времен их сохранилось немного: в Пюхтицкой обители, в храме Св. Николая Николо-Перервинской обители в Москве, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове под Москвой. Последний принадлежал некогда старцу, иеромонаху Серафиму (протоиерею Сергию Орлову). Очень почитал этот образ известный московский священник протоиерей Владимир Воробьев (1876-1940), настоятель храма свт. Николая в Плотниках. Именно в этот день в 1925 г. он был освобожден из Бутырской тюрьмы. Наступили времена, когда люди боялись даже упомянуть само имя иконы.

Сам чудотворный образ долгое время считался утраченным. Как впоследствии выяснилось, в советское время икона хранилась в Государственном Историческом музее; только в 1990 г. по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II она была возвращена в Коломенское. 14 (27) июля 1990 года духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери, переданную в церковь из музея. Известно, что Патриарх Алексий особенно любил и почитал этот образ Божией Матери и связывал с ним возрождение Православия в России.

Возвращение чудотворной иконы Божией Матери Державная состоялось с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига. Именно в 1990-е гг. началось возрождение храма Христа Спасителя в Москве. Начало было положено постройкой деревянной часовни в честь Державной иконы Божией Матери. Сейчас это Храм-часовня иконы Божией Матери “Державная” на Пречистенской набережной. Образовалась храмовая община, члены которой провели большую подготовительную работу. По молитвам Пресвятой Богородицы восстановление храма чудесным образом произошло в кратчайшие сроки. Об этом, в частности, подробно рассказано в недавно созданном фильме “Милость Божией Матери верующему народу” (Общество памяти игумении Таисии, 2012). В нем повествуется об истории Державной иконы Божией Матери в ХХ в., затрагивается духовный смысл ее появления на Русской земле.

С иконы было сделано много списков. В последние годы стали строиться и храмы во имя Державной иконы Божией Матери. Так, в Екатеринбурге построен в монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме храм в честь Державной иконы (2000), а также на привокзальной площади (2012); в Москве – храм иконы Божией Матери Державная в Чертанове (2013); в Самаре – храм в честь иконы Божией Матери Державная (2008); в г. Жуковском (2002), в д. Гусино Смоленской обл. (2002).

Есть такие храмы и в Санкт-Петербурге. Церковь во имя Державной иконы Божией Матери освящена в 2009 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Церковь имеет два храма: верхний храм – в честь Державной иконы Божией Матери, нижний храм – св. вмч. и целителя Пантелеимона. Это первый больничный храм, построенный в Санкт-Петербурге в постсоветское время. Он был создан на больничном пустыре по благословению архимандрита Псково- Печерского монастыря Пантелеимона, лечившегося в больнице центральной медсанчасти ¹ 122. Церковь иконы Божией Матери Державная при детском доме – центре “Гелиос” социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения подросткового возраста с отклонениями в развитии и с диагнозом “стойкая социальная дезадаптация”. Это также домовый храм, открытый в 2000 г. с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в целях духовно-нравственного воспитания детей “группы риска”.

В Санкт-Петербурге готов к освящению еще один храм во имя Державной иконы Божией Матери – в Обществе памяти игумении Таисии, которому в 2001 г. администрацией города для восстановления и последующей культурно-просветительской, нравственно-педагогической и благотворительной деятельности было передано здание бывшей гимназии. После капитального ремонта и восстановления в здании по благословению Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II были открыты Патриаршие мастерские. Члены Общества памяти игумении Таисии при духовном руководстве иеромонаха Александра (Фаута), по благословению протоиерея Николая (Гурьянова), архимандрита Кирилла и других старцев, трудятся по изготовлению предметов и изделий, необходимых в богослужебной практике, по изданию книг, которые необходимы каждому православному человеку. Здесь изготавливаются иконы для домашней молитвы и организации храмового пространства, действует золотошвейная и древорезная мастерские по изготовлению плащаниц, покровов и облачений, киотов, крестов и другой церковной утвари. Кроме богослужебной литературы, молитвословов и акафистов Общество выпускает книги для любителей духовного чтения, переводит на языки мира и издает просветительскую и катехизаторскую литературу.

В истории Общества памяти игумении Таисии как-то произошло неожиданное событие. Отцу Александру предложили дом в деревне. Дом батюшка не купил, но зато оттуда привез подаренную икону “Господь Вседержитель”, которая находилась в этом доме. На иконе был изображен Господь, восседающий на троне. Это была первая икона для строящегося храма, и она чудесным образом подошла для четырехъярусного иконостаса. Вторую икону для храма стали писать в том же стиле, в той же технике и тоже на троне. Так появилась эта икона – она как бы повторяла икону, которая сама пришла сюда.

Мы являемся свидетелями того, как восстанавливаются, строятся новые храмы, монастыри. Создание православной общины всегда предшествовало устройству монастырей, в задачи которых входит, прежде всего, молитвенное служение. Возможно, и здесь когда-нибудь будет монастырь. Это будет еще одна великая милость Пресвятой Богородицы.

Монастыри всегда были хранителями духовных традиций русского народа, центрами духовной культуры. Строгость подвижнической жизни в них сочеталась с широкой общественной деятельностью, отражаясь на всех сферах жизни общества, задавая образец идеального миропорядка, правильного, “божеского устроения” жизни. И если русский народ достигнет глубины смирения и покаяния, может быть, Божия Матерь сотворит еще одно, главное чудо, и Россия станет государством с монархической формой правления.

Елена Юрьева