Дерзайте, ныне ободрены…

К 305-Й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ЛОМОНОСОВА

Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А.С. Пушкин

В 2011 году весь мир праздновал трехвековой юбилей Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Имя великого ученого-энциклопедиста не нуждается в представлении. Словно избранный богатырь, он, как писал А.Н. Майков, стал “для русского народа желанным посланцем с небес”. Опережая свой век на столетия, он далеко расширил горизонты знаний.

Гордость России, всесторонний гений и основатель российской науки, ритор и грамматик, астроном, изобретатель, приборостроитель, географ и геолог, металлург, социолог и этнограф, историк и художник, первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, предначертавший программу физико-химических исследований и заложивший науку о стекле, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Его молекулярно-кинети ческая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы. Не только недругов, но и доброжелателей Ломоносова порой устрашала широта его замыслов. И он поистине сотворил чудеса в науке.

Однако не все знают, что это был еще и создатель русского литературного языка, а также истинный поэт. В его стихах отразилась вся его жизнь, его научные идеи, его государственная деятельность. Ломоносов в своем поэтическом творчестве не препарировал науку, а образно выразил свое представление о мире и его художественном выражении. Так, его “Письмо о пользе стекла” (1751) – точное описание природы, политических, социальных, экономических отношений – и в то же время высокохудожественная поэзия:

Хоть острым взором нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила:
Кроме, что вдалеке не кажет нам вещей
И собранных трубой он требует лучей,
Коль многих тварей он еще не досягает,
Которых малый рост пред нами сокрывает!
Но в нынешних веках нам микроскоп открыл,
Что Бог невидимых животных сотворил!..

В этом же году Ломоносов закончил свою первую мозаи чную картину и написал трагедию “Демофонт”. До этого годом раньше он выступил со “Словом о пользе химии”. Мысли и образы поэзии Ломоносова, несмотря на “высокий стиль”, часто звучат весьма современно. Читатель чувствует это, когда раскрывает богато иллюстрированный объемистый том широкого формата под названием: “Михайло Васильевич Ломоносов. Поэзия с биографи ческим очерком”. Раскроем его и мы с вами. Как со ставитель этой книги, я могла бы рассказать о ее замысле и особенностях.

Мне всегда была интересна и близка отечественная культура и ее история. В 1995 г. я пришла на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге, и отец Александр (Фаут) благословил меня заниматься русской духовной поэзией. Первым в списке был М.В. Ломоносов и его духовные оды. Когда я вплотную занялась ими, мне открылись глубины духовной поэзии. Я увидела, что, с одной стороны, поэтические произведения Ломоносова строго нау чны, более того, опережают время лет на двести, а с другой – они удивительно красивы. По образованию я не филолог и потому смотрю на литературное произведение не сквозь призму литературных догм, которые часто изменчивы. Для меня важно при составлении книги Ломоносова и других поэтических сборников, которыми я занималась (“Призвание”, “Христос воскресе: Евангельские сюжеты и молитва в русской поэзии” и др.), точ- ность и яркость раскрытия эпохи, условий, в которых творил художник, его социальный статус и жизненный путь, а также (поскольку я психиатр с многолетним опытом) польза для души и разума человека.

Ломоносов заложил те основания поэзии, которые создали славу русской литературе (и “русской душе”) во всем мире. Это произошло в силу исключительно серьезного и ответственного отношения поэтов к своему твор- честву, которое рассматривалось как призвание на служение высоким идеалам добра (“и чувства добрые я лирой пробуждал”) и как Божественное откровение о человеке в мире горнем и дольнем. Выделялись две основные функции поэзии – нравственная и провидческая, просветительская, пророческая. Обращенное на непреходящие ценности, творчество русских поэтов просвещает, поражает своей красотой, “зажигает небесным огнем”, придает мужество, утешает.

Само положение этого искусства издревле считалось необычным, ведь среда обитания поэзии, а в ней поэта как ее носителя, проецировалась в надземных сферах (на небесах, в “горнем” мире), поэзия должна была отображать небесную красоту, быть чуждой земной пошлости и обличать ее. Поэт призван слушать голос свыше, а не толпы, даже титулованной. Из этого следует, что поэти- ческие произведения принадлежат не вполне поэту, а порождены божественным началом, Богом, дарующим вдохновение. Отсюда религиозные, христианские мотивы мы можем проследить практически у всех великих поэтов девятнадцатого века. Следует отметить, что при том, что в течение столетия менялись литературные эпохи (сентиментализм, романтизм, реализм, декаданс) и, соответственно, вкусы, что атеизм все более и более вторгался в систему образования, этот по форме романтический, а по сути, древнейший религиозный мотив избранности, вдохновения свыше продолжал существовать, не претерпевая никаких изменений до конца века, пережил совсем атеистический ХХ век и жив и в наши дни.

Кроме того, нужно отметить, что от предшествующих столетий русские поэты унаследовали патриотизм и гражданственность, пламенную любовь к родине и, как правило, посвящали своей родине проникновенные строки, стараясь, привнося новое, сохранять традиции. И, наконец, известно, что пророки были гонимы во все времена. Служение поэта высшим нравственным началам, в особенности в провидческой, пророческой или обличительной форме, подразумевало и жертвенное начало, неизбежное при столкновении с низменной действительностью (“светом”, “толпой”). На таких общих основаниях созидалось все многообразие классической (в смысле образцовой) литературы. В основу издания поэзии Ломоносова был положен сборник его поэтических произведений, составленный Арсением Введенским на рубеже XIX-XX вв., которые расположены по тематическому принципу. В книгу включены фактически все поэтические произведения Ломоносова. Поэтические произведения Ломоносова в книге предваряет биографический очерк, написанный профессором химии и историком науки Б.Н. Меншуткиным. Очерк отражает разные аспекты жизни и деятельности Ломоносова. Благодаря автору, который к 200-летнему юбилею Ломоносова перевел его физико-химические труды с латыни на русский язык, труды великого земляка стали мировым достоянием. Будучи крупным ученым, Б.Н. Меншуткин, как никто другой, ясно изложил суть научных достижений Ломоносова, на столетия опередившие эпоху. В свое время академик С.И. Вавилов, который редактировал академическое собрание сочинений Ломоносова, писал, что каждый образованный русский должен иметь эту биографию на своей полке, ибо “Ломоносову, по необъятности его интересов, принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества”. Дополняют очерк статьи, подчеркивающие героический труд Ломоносова в Академии наук на благо России и российской науки (О.М. Бодянский), а также дается характеристика Елизаветинской эпохи (С.М. Соловьев). При сверке текстов и составлении примечаний использованы тексты из академического издания полного собрания сочинений в 8 томах (М.-Л., 1959), и “Библиотеки поэта” (1986). Орфография и пунктуация приближены к современным настолько, чтобы сделать текст понятным для читателей и сохранить стилистические особенности автора и его времени. Поэзия Ломоносова только на первый взгляд кажется сложной. Знакомя читателя с поэзией Ломоносова, мы старались в полной мере отразить ясность и точность заключенной в ней мысли, охватывающей разнообразные стороны современной ему действительности, и то, что великий русский поэт, в творчестве которого присутствуют элементы техники образования форм практически всех будущих поэтических течений (при том осознанно продемонстрированных им в его “Риторике”), никогда не переставал быть ученым, беззаветно преданным своей родине, России. Вплоть до середины XVIII века со времени создания “Повести временных лет” и “Слова о полку Игореве” никто из писателей с такой силой, благородством и неизменным оптимизмом не сказал о великих русских просторах, о поистине богатырских возможностях родной земли и ее народа. Книга обильно иллюстрирована мозаичными работами Ломоносова и его мастерской, гравюрами, портретами, заставками и виньетками XVIII века. Благодаря Ломоносову возродилось древнерусское искусство мозаики. В книге помещены практически все известные портреты Ломоносова. В приложения включены именной указатель, словарь устаревших и областных слов. Листая книгу, можно в полной мере представить особенности культуры этой эпохи. Так, оды – не просто поэтическая форма, но и исторический жанр, наиболее распространенный во времена Ломоносова. Комментарии, которые приводятся в книге, позволяют точнее “расшифровать” истори- ческую подоплеку событий, которые способствовали возникновению той или иной оды. Духовные оды Ломоносова – переложение псалмов, наиболее почитаемых в народе. Торжественные оды как “официальный” жанр, предписывающий восхваление императорского дома, отражают политическую и социальную программу и в то же время являются настоящей поэзией. Ломоносов передает некие наиболее важные моменты исторических событий, причем ясно показывая свое отношение к ним. Часто он выражается иносказательно, но благодарные читатели всегда любили и умели разгадывать загадки его стихов. По ним русские люди впервые узнали, как выразителен, звучен и певуч русский язык, полюбили поэзию, русскую литературу. Не всегда обращают внимание на то, что образы Ломоносова имеют не только историческую ценность. Они свидетельствуют и о высоком поэтическом даре автора. Стихи Ломоносова появлялись одновременно с “Риторикой”, в которой Ломоносов описал теорию поэзии, и великое множество образованных людей того времени стали слагать стихи. Это издание заинтересует всех любителей русской литературы и истории. Книга может быть интересна и детям – в силу своего оформления: даже не читая ее, можно проследить жизненный путь Ломоносова. Так почтило память великого земляка Общество памяти игумении Таисии, издавшее эту книгу, а также еще одно заме чательное издание, о котором хотелось бы рассказать. Академизм издания поэзии Ломоносова дополняется популярным стилем книги известного современного писателя Георгия Михайлова “Архистратиг русской мысли”. Здесь Ломоносов в полной мере предстает пред нами как личность. Прекрасно оформленная книга отличается доступностью и занимательностью изложения и рассчитана на широкий круг читателей, которым нередко лишь предстоит узнать, что Ломоносов во всех своих начинаниях горячо уповал на Бога. Ломоносов родился в земле Архангельской 8 ноября в день святого Архангела Михаила – Архистратига небесных сил. Это книга о любви к своему отечеству, жажде истины и глубине православной веры. Ломоносов завещал не называть его в будущем ни “новым Аристотелем”, ни “вторым Ньютоном”, дабы не умалить славы российской науки. Любовь к наукам и искусству сочеталась у Ломоносова с ревностью христианской. Книга дает понять, что жизнь Ломоносова – не только научное творчество, но и яркое переплетение его личных и исторических событий. Его жизнь, словами автора, “напоминает увлекательный роман, где бурная история России XVIII века, от эпохи Петра I до царствования Екатерины II, переплетается с судьбой невыдуманного героя, пережившего немало удивительных приключений, горестных утрат и блистательных побед”. Сила духа М.В. Ломоносова была неисчерпаемой. Самозабвенно служа Отечеству, Ломоносов свято исполнил свой долг перед Творцом, подобно древним библейским пророкам. В работе “Явление Венеры на Солнце” Ломоносовым высказана важнейшая мысль: “Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая – видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению”.

Как же важны сегодня и для нашей молодежи эти известные строки Ломоносова, призывающего своих юных современников:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Б. Урицкая