Потребность в вере есть у каждого человека. Душа так устроена, что она ищет путь к духовному. Единение духа человека с Богом совершается в глубинах человеческого сердца. Это живая, действительная связь Бога с человеком. В этом союзе Божественная Любовь к человеку, Своему творению, превыше всякой другой любви. Бог создал персть, и после вдухновения Божественного дыхания человек стал человеком. Но и любовь человека к Богу – это самая древняя заповедь и изначальный закон творения.
Однако этот закон был нарушен самообожанием дьявола, затем человека. Возник грех, суть которого отрицание любви и воплощение эгоизма, и древняя заповедь как бы умерла в душах людей. Она была оживлена Сыном Божиим и возвещена как новая заповедь. Господь показывает новизну заповеди о любви на примере Своей любви, доказывая Своим Собственным примером, что происходит расширение и усовершенствование древней заповеди, а именно, в степени предписываемой ею любви (возлюбить другого не только как себя, но и больше себя). “Как стремится к свету и теплу все, в чем есть дыхание жизни, – также неудержимо влечется и живая человеческая душа к свету и теплу истинной любви, – а в такой любви ею познается Христова любовь, и в носителях ее – Его ученики”, – пишет К. Н. Сильченков (1869-1903). Кто много любит, тот много и страдает, и страдания эти свидетельствуют о той чуткости, которая должна быть проявлена в делах любви. Нет в мире силы, которая могла бы восторжествовать над такой любовью. Согласно святоотеческому учению, любовь – главная из всех добродетелей, основание всех заповедей. С любовью к Богу “сама собою соединяется и любовь к ближнему”.
После грехопадения связь человека с Богом была нарушена, но человек вновь и вновь, падая и спотыкаясь, с верой и любовью устремляется к Богу. Вот только мера веры и любви может быть разная. Обычный, “средний” человек немного верит, немного любит, немного заботится о хлебе насущном, немного почивает от трудов. Но были и есть в истории человечества такие люди, которые показали нам пример любви и веры высочайшей силы. Это великие святые, подвижники веры и благочестия, жизнь которых яркий образец достойной имени человека самоотверженной жизни. Таким людям Господь дает большую благодать и научает чудесами, пророчествами, исцелениями стучаться в наши души, пробуждающиеся на благие дела.
Известно, что в последние дни Оптиной Пустыни старец Нектарий послал благословление Петрограду как “самому святому городу во всей России”. По преданию Святой Церкви, апостолу Петру вручил Христос ключи от рая. И мы веруем, что Сам Господь благословил и озарил благодатью град в честь первоверховного апостола. Небесное заступничество угодников Божиих есть реальная сила, помогающая России выстоять. Среди сонма петербургских святых особенно любима и почитаема жителями нашего города блаженная Ксения. Ее называют Ангелом Петербурга, святой образ матушки Ксении неотрывен от образа города, его городских пейзажей и белых ночей. Более сорока лет Ксения несла подвиг юродства Христа ради на Петербургской стороне (ныне Петроградский район Санкт-Петербурга).
Святая блаженная Ксения Петербургская родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). По достижении совершеннолетия Ксения сочеталась браком с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым и жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге. Детей у них не было. Ксения овдовела в 26 лет. Смерть горячо любимого мужа стала самым трудным и решающим моментом ее жизни. Господь увидел в ней духовную мощь и избрал на труднейший путь христианского подвига. Сила любви к мужу и страдания при его гибели выплавились в великую жертвенную любовь и служение ближнему. Сердце Ксении переполняется любовью ко всем людям, вмещает в себя весь мир. Она становится помощницей и опорой тех, кто слабее духом.
Ксения раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа, стала называть себя его именем – Андрей Федорович. Став на путь юродства, Ксения избавилась от всех земных Yпопечений, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. Какой пример супружеской любви может быть выше – Ксения не только не вышла больше замуж, но взяла имя мужа и его именем делала добрые дела, чтобы встретиться с ним в будущем на небесах. Познав высокую человеческую любовь, Ксения возрастает в любви к Богу.
Родственники Ксении решили, что от большого горя она лишилась рассудка, но получили официальное свидетельство, что она психически здорова и потому имеет право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Ксения не имела ни дома, ни смены белья, ни запасов еды. В своем странном одеянии она целыми днями в любое время года бродила по улицам Петербурга. Не имея пристанища, и в стужу, и в зной Ксения скиталась среди бедняков, а по ночам уходила за город, где проводила время в горячей молитве. В те времена Петроградский район представлял собой пустынную и малолюдную местность. Получив подаяние, Ксения тут же раздавала его таким же беднякам, как и она сама. Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, в помощь каменщикам Ксения тайно ночами носила неподъемные заплечные носилки с кирпичами на самый верх, складывала их, шепча молитвы на промозглом ветру.
За терпение и великие подвиги Господь при жизни Ксении прославил избранницу. Своим великим смирением, любовью к ближним и полным самоотречением Ксения стяжала благодатный дар прозорливости, многим предвещала будущее. Она спасала от тюрьмы, наставляла на путь исправления, исцеляла от болезней, даже от смерти. В домах, где хотя бы недолго побывала Ксения, воцарялись мир, порядок и радость. Лавочники заметили, что тому, кто подавал ей копеечку с утра, весь день потом везло на торговлю. В ее словах и поступках начали видеть глубокий смысл, постепенно начиная относиться к ней как угоднице Божией. Если Ксения просила у человека что-либо, то вскоре его ожидала беда или утрата; если дарила – то неожиданная радость. Купцы, завидев блаженную, немедленно открывали свои лотки и наперебой упрашивали “Андрея Федоровича” взять что-нибудь из товара. Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейной жизни христиан. Сколько счастливых браков устроила она, посылая невесту туда, где она должна была встретить жениха, благословляла на брак, предостерегала от ошибочного выбора. Матери были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Поэтому, увидев Ксению, со всех сторон к ней спешили матери, прося благословить своих деток или просто погладить их по голове.
Только Богу известно, как могла выдержать босая и еле одетая женщина затяжные петербургские дожди, когда пронизывающий ветер дует со всех сторон, трескучие морозы, когда и в теплой одежде неуютно.
Ксения после многолетнего подвига умерла 11 марта 1776 года и была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Сегодня часовня на ее могиле – одна из главных святынь Петербурга, привлекающая многочисленных паломников. Там всегда очень много цветов. В 1902 году по проекту архитектора А.А. Всеславина просторная каменная часовня сменила малую часовню, сооруженную в 3-й четверти XIX века. При советской власти часовня дважды закрывалась (в 1940 и в 1961 годах). Однако народная тропа к ней никогда не зарастала. По свидетельству современников, ни на одном из мест упокоения праведников в России XIX – начала XX века (кроме гробницы преподобного Серафима Саровского до его прославления) не служилось столько панихид, сколько на могиле блаженной Ксении. И в наши дни сотни тысяч верующих обращаются за помощью к святой Ксении Петербургской, оставляя у ее могилы, как и двести лет назад, записки с просьбой. На стене часовни – мраморная плита, надпись на которой гласит: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сей часовне погребена раба Божия блаженная Ксения Григорьева жена певчего Андрея Федоровича. Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Федорович. Всего жития ея было на земле 71 год. В 1794-1796 году принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви.
“Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души”. Аминь”.
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном тысячелетию Крещения Руси (десятилетием ранее, в 1987 году, Ксения была канонизирована в Русской Православной Церкви за рубежом). Так град Святого Петра обрел свою небесную покровительницу. На том же Соборе был канонизирован и святой праведный Иоанн Кронштадтский, еще один Петербургский и всея России молитвенник, покровитель и чудотворец. Известно, что когда Патриарх Алексий II, при котором была прославлена блаженная Ксения, приезжал в Петербург, то не было такого случая, чтобы он не заехал к матушке Ксении (не к святителю, не к известному проповеднику, а именно к ней). Часовню всегда открывали специально для него.
Русская Православная церковь при канонизации установила празднование блаженной в день ее ангела преподобной Ксении (6 февраля). В этот день к матушке Ксении съезжается весь город. Совершается чтение акафиста святой блаженной Ксении Петербургской. Бывают в этот февральский день и двадцатиградусные морозы. Но паломники в едином молитвенном порыве его не ощущают. Мужчины стоят без головных уборов.
Нищету Христову возлюбивши,
Бессмертныя трапезы ныне наслаждаешися,
Безумием мнимым безумие мира обличивши,
Смирением крестным силу Божию восприяла еси.
Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,
Ксение блаженная, моли Христа Бога
Избавитися нам от всякого зла покаянием.
И сегодня из уст в уста передаются посетителями могилы случаи чудесной помощи блаженной Ксении. В советское время власти пытались преградить путь к часовне, но не помогали ни кордоны, ни замки, ни наряды милиции. Верующий народ бесстрашно шел к могиле исповедников веры православной и к своей любимой матушке Ксении. Моя знакомая вспоминала, как работала тогда на Васильевском острове и ежедневно проходила мимо часовни. Часовня была закрыта: стоял высоченный забор, выкрашенный зеленой краской. После работы сюда стекался народ, много молодежи: все искали щелочку в заборе, чтобы оставить записочки. Все равно весь город знал об этом святом месте. По слухам, там пытались сделать сапожную мастерскую, но ничего не получилось. Еще одна моя знакомая рассказывала, что как-то ее попросили помочь в часовне. Это было в начале 90-х. Церкви у нас только открывались. К 7-8 вечера подъехали иностранцы, попросили открыть часовню. Оказалось, что это потомки эмигрантов первой волны. Знакомую поразило, как они трогательно, с детской благоговейной верой выстроились по кругу и на ломаном русском пели величание матушке Ксении. Очевидно, они помнили рассказы родителей. Это было свидетельство не внешнего благочестия, а искренней, от души, веры.
Многочисленны и случаи помощи блаженной в устройстве на работу, в освобождении неправильно осужденных, в различных домашних и хозяйственных делах, в материальной нужде. В 90-х у моей подруги не было работы, она ежедневно в течение года-двух читала акафист блаженной Ксении – и работа нашлась; работает она там по сей день. Подруга считает, что это матушка Ксения ей помогла.
Необычна и чудесна жизнь матушки Ксении, и мы не перестаем удивляться силе ее любви и веры и выражать свое восхищение. Жития святых – любимое народное чтение на протяжении веков, всегда помогавшее переводить стрелки от земного, обыденного к небесным ценностям. Такое восприятие мира отображается и в иконах. И для агиографии, и для иконописи характерен отказ от фактической и документальной конкретики в пользу создания духовного образа человека. Житие – это словесная икона. Почитание святых икон также имеет давнюю историю. Еще в Ветхом Завете известны многие прототипы икон, сделанные человеческими руками по повелению Самого Бога. Таков был Ковчег Завета, устроенный по повелению Божию и поставленный во святая святых. Это был видимый образ присутствия невидимого Бога. Таков был медный змий – прообраз Сына Божия, Иисуса Христа. Таковыми были многочисленные изображения херувимов. Седьмой (Никейский второй) Собор в 787 г. на основании Священного Писания и свидетельств из сочинений святых отцов осудил иконоборчество, одно из самых сильных и продолжительных еретических движений, и утвердил иконопочитание, выразив, что следует “чествовать святые иконы и оным кланятися не как Богу, а как Его и святых Его воспоминательному начертанию”. Предметом почитания в иконах для христиан являются не краски, не вещество, не дерево, а тот первообраз, то существо, которое изображено на иконе. В силу благодатного общения иконы служат как бы посредниками между изображенными на них лицами и молящимися людьми, ибо благодать, стяжанная при жизни святыми, постоянно пребывает в их иконах.
В нашем городе живет замечательный художник и иконописец Александр Простев, который, продолжая лучшие традиции русской иконописи и классической академической школы, впервые создал полный цикл живописных и графических произведений на сюжеты из жизни Ксении Петербургской. Художник не только продолжает развивать иконографию блаженной Ксении, изображая ее в разном возрасте – от младенчества до старости – и многообразном духовном и душевном состоянии, но и впервые создает художественный образ ее жития. Выпущен в свет прекрасный альбом, раскрыв который, помимо живописных произведений на страницах настоящего издания, читатель также имеет возможность познакомиться с подробным житием блаженной Ксении Петербургской. Благодаря живописи Александра Простева перед глазами встает полная картина жизни Петербурга XVIII века: уже тогда прагматизм и рационализм все глубже проникали в русскую жизнь, претендуя и на сердца людей. На этом фоне подобно яркой звезде засияла жизнь блаженной Ксении. Свет этой звезды осветил всю Россию и по сей день исцеляет наши очерствевшие сердца.
Человеку присуща потребность верить, и в современном обществе духовно-нравственные проблемы выходят на передний план. Однако, не имея твердых жизненных ориентиров, человеку легко упасть в пропасть псевдокультуры и псевдоценностей. Но высокие нравственные образцы отечественной истории неизменно закладывают прочные духовные основания нашего бытия.
Елена Коржова