Держу в руках небольшой сборник стихов Марины Корж «Я люблю тебя, Ялта» (СПб., ИПК »Вести», 2015. 60 с.), члена Союза писателей России идействующей учительницы русского языка и литературы, и думаю: как же повезло её ученикам! Она, вероятно, помнит бум парадигмы о значимости межпредметных связей, отражающей интеграционные процессы мировой культуры. И в своём отзыве я хочу поговорить об очевидной и возможной связи её поэзии с живописью, если б нашёлся такой чуткий интерпретатор. И я с благодарностью вспомнила петербургских художников иллюстраторов моих книг. Многолетняя дружба меня связывала с народным художником России Энгельсом Васильевичем Козловым (1926-2007). Обоюдная любовь к поэзии и живописи запечатлена в моей поэтической книге «Он кисть свою макал в каналы», им проиллюстрированной. Связь поэзии с живописью давно волнует мыслителей. Тому подтверждением является книга Готхольда Лессинга(1729 — 1781) «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу с освещением проблем жизни. И, как следствие: во второй половине XIX века сформировалась русская школа художников-иллюстраторов. Книжная иллюстрация стала неотъемлемой частью литературно-художественной культуры. К сожалению, мало я видела проиллюстрированных художниками книг моих коллег. Стихи Марины Корж так и просятся на живописные полотна.
* * *
…Что запомнить нужно? Каждый штрих,
То, что вижу прямо пред собой,
Весь в барашках штормовой прибой —
От бессонниц припасу я их,
Я хочу запомнить всё подряд
В мирной жизни радостно-простой:
И церквушки купол золотой,
Что сияньем каждый манит взгляд,
Небо — всех оттенков синеву,
Солнце — на воде слепящий узор,
Ялту — белый лотос — в чаше гор…
* * *
Там солнце, как ладья, плывёт в лазури…
* * *
И вновь белеет парус одиноко…
Так и хочется в эту благодать. А какое великолепное сравнение солнца с золотой ладьёю! Ну и как поэтессе было не вспомнить с детства врезавшиеся в память строки. И она, обрамляя своими строками эти памятные, пишет:
* * *
И в этих повтореньях бездна прока…
И вот уже совсем другие картины, и мне кажется хороший художник смог бы этот — «Сплошной круговорот воды в природе» — мастерски отобразить:
* * *
Над Чёрным морем дождь стоит стеною –
Из изумрудного оно вмиг серым стало,
Приобретая дымчатость опала,
Подёрнутое плёнкой слюдяною,
Так полон влагой неба мир бездонный
Морщинит море, льёт, не прекращая.
………………………………………………………
Так небо с морем породнилось вроде —
Вода царит, она теперь повсюду…
* * *
Такая буря ночью бушевала!
Сравнение её с девятым валом
Приемлемо — ревело так во мгле!
Тот вал, покинув море, по земле
Катился, всё вокруг круша с размаху!
Как будто вдруг все вместе фуги Баха
В одну всевышней волею собрали,
И слух земли они собой взорвали!
Небесная гремела постановка!..
Поэтические картины морской стихии у Марины Корж — это не только морской пейзаж, хотя, читая её стихи, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но для поэта-романтика — это ещё и тайна, которую он пытается разгадать. Это ещё и психологический пейзаж, то есть через него поэтесса выражает чувства и
мысли. У неё не вызывает сомнения то, что море живой таинственный незнакомец, наделённый душой, как человек.
Через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе.
И она пишет:
* * *
Творец продумал каждый штрих
Солёно-солнечно-волнистый,
Самим небесным маринистом
Утверждена я частью их!
В сборнике много великолепных зарисовок природных явлений:
* * *
По дорожке лунной в полосе прибрежной
Я плыву куда-то, где меня не ждут…
…………………………………………………………..
И горит, не греет, но не угасает
Лунный свет, дрожащий под моей рукой.
………………………………………………………….
По дорожке лунной, по равнине звёздной
В пенье волн чуть слышном
ночь плывёт со мной.
Черно-белая графика хорошо бы этот этюд отобрази-
ла.
* * *
Хотите крымского пейзажа?
Да запросто, да очень даже
Его готова воссоздать!
Кругом такая благодать:
Сияет солнце бесконечно,
А ночью путь мерцает Млечный,
Дорожка лунная бежит,
И грузно Аюдаг лежит…
Не ощущает море груза,
Что Аюдаг, а что медуза —
Всё омываемо волной…
Хочу перейти к жанровым картинам. Как хорошо я себе представила: женщина сидит на берегу, смотрит вслед удаляющейся девочке:
* * *
Жизнь, крымский пейзаж не меняя,
Дополнит картину мазком:
Девочка, с волнами играя,
По пляжу идёт босиком.
Твоё повторение девочка,
Мои лишь улыбка и взгляд…
Стихи Марины Алексеевны выразительны и поэтичны. Образность её стихов создана яркими ассоциациями, схваченными зорким глазом и чуткой возвышенной душой. Она широко использует изобразительные возможности, заложенные в самом слове, в их сочетании:
«нежнее нежного», «мягче мягкого», «белый лотос — в чаше гор», «дождь из цветов», «царство мечты», «липкость гари», «шлёпает дождь», «Маленький рыжик, /как солнечный зайчик в траве», «Кошачьей лапкой гонит ветер / луну оранжевым клубком», «Тёплых дней страницы я перелистала, /Оставляя солнце на тропинках строк»….
У поэтессы чёткое представление о художественности поэтической речи, что является категорией языково-эстетической: представление о красоте, прекрасном, о совершенстве и изяществе словесной формы художественного произведения и совершенстве его внутреннего содержания. Я пишу это о таких цельных, неделимых на отдельные строки стихотворениях, как:
«Сегодня столько бабочек вокруг!»,
«И неизменные цикады»,
«Вот эта девушка с зелёной дымкой глаз…»,
«Ленкоранской акации снова раскинут шатёр…»
А вот и автопортрет самой поэтессы:
Дама в фиолетовых тонах
В бирюзовых плещется волнах.
С бирюзой сливаясь, фиолет
Оставляет розоватый след.
С розовым сливаясь, бирюза
Оттеняет карие глаза.
А глазам, что кари, так близки
Неба сине-белые мазки.
Каре-сине-бело-золотой —
Без светила смысл в картине той?
Даль чиста, прозрачна, как слеза —
Серебром мерцает бирюза.
Кажется, что даже сам Ван Гог
Краски так смешать бы и не смог!
Но его обидеть я ни-ни.
Просто развлекаюсь так в тени.
Надежда Перова,
член Союза писателей России