На императорской яхте “Штандарт” был устроен приём в честь знаменитого лётчика Дыбовского. Кто мог знать, что впереди – годы подвигов и… забвения. – Вот таким был мой дед вскоре после окончания Морского корпуса, – выложил на стол старую фотографию Александр Вячеславович Дыбовский. В группе офицеров выделялся морским мундиром молодой красивый мичман – один из самых известных перед Первой мировой войной российских лётчиков Виктор Владимирович Дыбовский.
Родившийся 7 января 1884 года, В.В. Дыбовский в 14 лет поступил в Морской кадетский корпус. В это привилегированное заведение принимали только дворян. Но родителям Виктора, в отличие от отцов Лисянского и Макарова, не пришлось тратить время на поиски дворянских корней в сенатских архивах – еще в 1543 году казачий сотник Дыбовский проходил по делам о дворянстве в Польше, находясь на королевской службе. Правда, кончил казак плохо – татары посадили сотника на кол.
По окончании корпуса молодой мичман служил на Балтике, во время русско-японской войны на броненосце “Император Николай I” участвовал в знаменитом Цусимском сражении. Храбрость молодого офицера была отмечена орденом Святого Станислава III степени.
В 1909 году лейтенант Дыбовский оканчивает артиллерийские офицерские классы, с осени 1910 года – он офицер Отдела воздушного флота. Вскоре Виктор Владимирович сдает выпускные экзамены в Севастопольской школе авиации.
Разносторонне образованный офицер, Дыбовский не мог довольствоваться лишь управлением рычагами аэроплана. В 1911 году вместе с подпоручиком Гельгаром Дыбовский совершает первый в истории русской авиации полет над морем с целью поиска и фотографирования подводной лодки. Потом он изобрел приспособление для запуска полета аэроплана без посторонней помощи.
– Дед постоянно занимался изобретательской деятельностью, – вспоминает Александр Вячеславович Дыбовский.- Он автор первого в мире патента на синхронизатор авиационного пулемета для ведения огня через винт самолета. Лишь после этого появилась возможность создать полноценный истребитель, потому что курсовое оружие – непременная принадлежность боевого самолета. Для истребителей “пригодился” и патент капитана Дыбовского на звездообразное расположение цилиндра.
Кроме того, Виктор Владимирович – автор теории авианосной авиации. В Севастополе был проведен уникальный по тем временам опыт: один из кораблей русского флота нес на себе самолет, осуществлялись первые взлеты с палубы. Дыбовского хорошо знали и как спортсмена. В 1913 году он стал победителем первого перелета Гатчина – Севастополь, за что Николай II наградил летчика золотой ендовой, а на императорской яхте “Штандарт” в честь Дыбовского устроили прием.
Во время Первой мировой Виктор Владимирович сражался во Франции – пилотом в составе экспедиционного корпуса. Но недолго. Талантливого изобретателя перевели в Петроград, в Главное воздухоплавательное управление. Среди его столичных друзей, заходивших в гости к авиатору (“Дом инженера Дыбовского на Троицкой площади” – до сих пор сохранились записи в архивах) были такие выдающиеся личности, как поэт Гумилев, изобретатель Сикорский. В Петрограде подполковника Дыбовского и застала революция.
В Гражданскую войну летчик не воевал. Он жил в Риге. Затем – переехал в Англию. Виктор Владимирович справедливо полагал, что может вести там безбедное существование, продолжать научную работу – известная моторная фирма “Пратт-Уитни” успешно использовала его патенты при выпуске своей продукции. Но англичане отказались платить русскому эмигранту. Судебная тяжба также ни к чему не привела. О дальнейшей судьбе летчика мало что известно: он бедствовал, перебивался случайными заработками, умер в полной нищете. Достоверно не установлена даже точная дата его смерти.
Долгие годы о Дыбовском не вспоминали и на Родине. Хотя очень беспокоились, чтобы о нем осталась достойная память знаменитый советский летчик Громов, считавший Дыбовского одним из своих учителей и выдающийся авиаконструктор Шавров.
– И все-таки память о нем осталась, – продолжает Дыбовский- внук. – В Жуковском, в музее авиации, находится знаменитый самолет “Дельфин” – самое известное изобретение Виктора Владимировича, объединившее все его патенты.
Интересно отметить, что гены авиатора и изобретателя деда проявились во внуке. Сам Александр Вячеславович окончил Ленинградский институт авиационного прибостроения (ныне – Аэрокосмическая академия), работал с “королевской гвардией”. В 1975 году А.В. Дыбовский вошел в Госкомиссию. Ту самую, которая давала “добро” на все ракетные пуски.
В течение почти двадцати лет Александр Вячеславович работал Главным конструктором СССР, а потом и России по спутникам метеорологической разведки, в том числе – по пилотируемым системам. А.В. Дыбовский участвовал в подготовке шестнадцати космических экипажей в Звездном городке.
Сейчас он на пенсии и не теряет надежды восстановить послереволюционные факты из жизни деда. Пишет в Англию, Латвию. Но… англичане отмалчиваются, из Риги присылают отписки, ссылаясь на засекреченность материалов. И все- таки хочется верить, что настойчивость внука пробьет оборону забвения, и мы узнаем правду о последних годах жизни знаменитого летчика и изобретателя начала ХХ века, потомственного казака – Виктора Владимировича Дыбовского.
Виктор КОКОСОВ,
писатель, журналист,
член Союза писателей России