Памяти А. Гостомыслова
— О, время, время, ты неумолимо, — сказал однажды поэт, и был прав. Хотя и до него эта истина признавалась непреложной. Кажется, если не вчера, то совсем-совсем недавно собирались мы, члены секции художественно-документальной прозы по средам на Конюшенной, а в последнее время на Звенигородской улице, чтобы пообщаться, послушать, почитать, пообсуждать написанное собратьями по перу… И тон этому действу задавал самый активный, самый авторитетный член секции, её руководитель Александр Петрович Гостомыслов. Он и ушёл от нас внезапно, неожиданно для собравшихся в зале заседания секции. Как говорится, на рабочем месте… С того времени прошло-пролетело пять лет. Известно, что, уходя физически, человек остаётся жить до тех пор, пока о нём помнят родные, близкие, друзья, коллеги. И напоминанием тому то, что человек оставляет после себя. У писателя — это его книги, его друзья, его читатели и почитатели его творчества.
Так уж повелось, что одним суждено временем и историей «застолбиться» в веках; другим — в годах, десятилетиях; третьим уйти в небытие сразу же после смерти. К сожалению, такова диалектика жизни человечества. И это не всегда зависит от ценностных качеств оставленного им творческого наследия. Большую роль в этом играет «кувыркучая» история бытия людей, их предпочтений, их политических и бытовых направлений… Александр Петрович родился в Ленинграде в семье морского офицера за полтора года до начала Великой Отечественной войны. Отец ушёл на фронт, мать с двумя детьми незадолго до конца блокады была эвакуирована в Калининскую (ныне Тверскую) область. После снятия блокады и окончания войны семья вернулась в Ленинград.
Как и многие сверстники той поры, едва окончив семь классов, Саша поступил в ремесленное училище, получил специальность токаря. После работы на заводе — вечерняя школа. В девятнадцать — призыв в армию, служба в Группе советских войск в Германии. В то время служить, учиться и работать абы как было нельзя, совесть и обстановка не позволяли.
После службы Александр Гостомыслов поступил учиться в Ленинградский государственный университет на факультет журналистики. И опять же — днём работал токарем на «Красном треугольнике», по вечерам учился. На третьем курсе, а тогда кадровики всё и обо всех знали, ибо каждый учившийся на вечернем или заочном отделении работник предприятия для сдачи экзаменов получал дополнительный оплачиваемый отпуск, активного и творческого Гостомыслова пригласили работать на местное радиовещание. После окончания ЛГУ Александр Петрович работал редактором многотиражных и районных газет.
Затем биография писателя, что называется, сделала «кивок» в сторону, видимо, дали о себе знать гены отца. Александр Петрович переходит (или его приглашают) на работу в «Океанрыбфлот», где он вскоре становится первым помощником капитана (впоследствии об этом периоде жизни он напишет в одной из своих книг подробно, а в других каким-то штрихом проведёт линию «морского волка»). В это же время он напишет свои «серьёзные» очерки, и их опубликуют важные газеты и журналы. Автора «заметят». В частности, пишущий на эту же тему главный редактор журнала «Кост ёр» Святослав Владимирович Сахарнов (1923-2010), и пригласит Гостомыслова на работу в журнал.
В «Костре» трудолюбивого Александра Петровича «загрузили» по полной, он вёл несколько журнальных рубрик. Но это не помешало ему написать и, главное, — издать первую настоящую книгу «Карта кладоискателей». Вторая книга в 1989 году была издана в Москве. Вышла она относительно большим тиражом. Петрович получил огромный даже по тем началоперестроечным временам гонорар. На него он мог купить «правительственный» автомобиль «Волга». Но на семейном совете было решено приобрести дачу с большим садовым участком и добротным домом.
Авторитета и солидности, теперь уже профессиональному писателю Гостомыслову добавила изданная в городе на Неве книга «Токарное художество» (пригодилось-таки обучение в Ремесленном училище). Эта книга попала, что называется, в десятку. В те годы металлообработчиков готовили во множестве в различных ПТУ, СПТУ — Профессионально-технических училищах. Поэтому комитет по профтехобразованию восторженно приветствовал выход этой книги. Автор получил положенные преференции, учащиеся ПТУ интересную добротную книгу, чиновники от образования — заслуги… В городе промышленно развитой металлообработки появился «свой» автор…
В следующие перестроечные и постперестроечные годы А.П.Гостомысловым было написано несколько романов, повестей, таких, как «Майор Берия», «Ночной дракон», «Каска и Корона Генриха Борткевича», «Код графа Шувалова» и других. Но это были уже другие книги, рассчитанные на читателя другого времени. О личной жизни писателя обычно писать не принято, однако, хочется сказать лишь одно: Александр Петрович был однолюбом и оставил после себя потомство. А из живых земных существ очень любил кошек…
Мне довелось с ним общаться больше четверти века, в основном в журнале «Костёр». Ему было интересно всё, в том числе и мои охотничьи байки. Да и пообщаться с человеком схожей судьбы и близкого возраста он считал за благо.
В. Семёнов