18 декабря 2017 года были подведены итоги Конкурса одного стихотворения «О семье», объявленного литературной студией «Метафора» при Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России.
Одним из лауреатов Конкурса стал прозаик и поэт Владимир Васильев, посвятивший своё стихотворение тёще (сам по себе факт удивительный), Вере Константиновне Кирилловой, сельской учительнице начальной школы. С целью экономии газетной полосы переписываю довольно большое стихотворение по длине прозаических строк.
За белым ромашковым полем, /За речкой со старым мостом, /Дома растянулись дугою /И дремлют в тумане густом. /Из полумрака печально /На улицу окна глядят.
/Вот дом — был он школой начальной — /Здесь тёща учила ребят. /Была она первый учитель/ Для всех деревенских семей. /По имени-отчеству чинно /Всегда говорили о ней. / Теперь задаюсь я, порою: /Что было в ней? Чем отличал? /Наверное, что-то родное. /Коль мамушкой сразу назвал. / Такая одна среди сотен: /Лица добродушный овал. /Быть может, в одном из полотен /Известный художник писал. / Ещё у Некрасова помню /Мне образ увиделся тот: /»Коня на скаку остановит, /В горящую избу войдёт». /Бывало, в лице изменялась — /Не слышал никто ее стон, /Когда, словно в чём-то стесняясь, /Её обходил почтальон. /Вот снова стихает деревня, /Спит дом, где уже не бывать. /И тянутся к небу деревья, /Пытаясь её отыскать. /И вдруг тихий голос, иль ветер /Прорвётся, как в письмах порой: / «Как живы, здоровы, ответьте, /Пожалуйста, строчкой одной!».
Такая запись мне теперь кажется даже уместной. Получилось стихотворение в прозе с рифмованными акцентами, усиливающими поэтичность содержания. Как поэтическое произведение, стихотворение прошло «экспертизу» строгого жюри на ритмику, рифму, поэтичность слога, оригинальность взгляда («За белым ромашковым полем…» с неожиданным переходом к главной теме стихотворения) — и в то же время в соответствии с темой Конкурса.
Как много сказано в одном стихотворении, и многое можно вспомнить из прочитанного, увиденного в кинофильмах и прочувствовать вновь.
Сколько женщин посвятили свою жизнь обучению детей в сельской школе!
И Владимир Анатольевич поэтому пишет: «Такая одна среди сотен…» Это они — учительницы н а ч а л ь н о й школы привили будущим п и с а т е л я м любовь к русскому языку и русской художественной литературе, поэзии. Многие из них — учительниц первой половины XX века — получили образование ещё до революции в педагогических классах институтов благородных девиц и в довоенных педучилищах. Сельская учительница начальных классов преподавала основы всех предметов: и математику, и рисование, и пение, и природоведение, и физкультуру… А каким владела она каллиграфическим почерком! Учительницы начальной школы были талантливыми и всесторонне образованными, трудолюбивыми и очень деликатными. И щемит сердце от строк: «Как живы, здоровы, ответьте,/Пожалуйста, строчкой одной!».
Как правило, сельская учительница сильно отличалась от селян: она никогда не повышала голос, находила время навещать своих учеников дома, интересоваться, какая у них обстановка в семье, условия жизни, а потом решала свои бытовые нелёгкие проблемы, и допоздна проверяла тетради, и готовилась к урокам завтрашнего дня. Именно стихотворение Владимира Васильева подвинуло меня поговорить на столь, на мой взгляд, важную тему и сегодня актуальную для России. Учителя сельских школ и школ провинциальных городков часто в непростых условиях успешно решают задачи самой что ни есть государственной важности. И несмотря уже не на такой престиж, как ранее, учительской профессии, она никогда не будет скучной и всегда будет уважаемой. Не случайно есть в стихотворении такие строки: «По имени-отчеству чинно /Всегда говорили о ней».
У многих воспитанников сельской школы навсегда осталась в памяти первая учительница, давшая им нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей, а нередко оказывала влияние и на выбор профессии.
В стихотворении Владимира Васильева типичная пейзажная картина русской жизни: «За белым ромашковым полем…»! А «Сельская учительница» — глубокая российская тема, и она меня давно волнует.
По служебным обязанностям мне приходилось бывать в сельских школах.
В книге «Фантазии и реалии из жизни Марии Михайловны» две главы я посвятила сельской учительнице села Рождествено Гатчинского района Анне Фёдоровне Фёдоровой, ставшей легендой этого знаменитого села. Учила она сельских детей и до войны, и в войну во время оккупации, и после войны.
Вскоре после войны по доносу её выселили из родного дома, построенного отцом ещё до революции, и на восемь лет выслали из села. Добротный дом этот по сей день украшает Церковную улицу села. Благодаря глубокому уважению сельчан нескольких поколений дом за годы отсутствия Анны Фёдоровны не был национализирован и продан, а был сохранён, и его вернули ей по возвращении в село с правом преподавания в родной школе. Похоронена Анна Федоровна Фёдорова, заслуженная учительница Российской Федерации, на сельском кладбище села Рождествено. Так и хочется лишний раз произнести её имя и отчество.
Поразило меня стихотворение Владимира Анатольевича Васильева, заставило вновь поразмышлять о значимой — государственной — роли сельского учительства в России. Сколько ещё таких «домов растянулось дугою» «за белым ромашковым полем» по всей России?! И не хотелось бы, чтобы сельские дети учились в ближайшем районном городке и жили в интернате при школе, имея живых родителей. Семья и начальная школа с сельской учительницей в ней были основой физического и нравственного здоровья нации.
Надежда Перова, член Союза писателей России