Написать этот очерк меня побудило обращение к жизни и творчеству русского, советского писателя С. Н. Сергеева-Ценского, родившегося в Тамбовской губернии, но полвека прожившего в Алуште. Писателя замечательного, однако давно, как мне представляется, основательно забытого. В самом деле, в школе, когда я учился, его «не проходили». До настоящего времени среди советских писателей его имя редко встретишь. А ведь он автор замечательных книг «Преображение России» (цикл произведений), «Севастопольская страда» (роман-эпопея о героической обороне Севастополя в 1854 — 1855 годах), многочисленных повестей и рассказов, стихов. Автор четырёх тысяч (!) стихотворений.
За роман-эпопею «Севастопольская страда» Сергей Николаевич, один из первых советских писателей, в 1941 году был удостоен Сталинской премии первой степени. Премии удостоен вместе с такими корифеями литературы, как Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Николай Вирта (тамбовский прозаик, тоже давно забытый), Лео Киачели (ещё более основательно забытый, даже, полагаю, и в Грузии) и Алексей Новиков-Прибой.
А что именно нас, меня и жену, привело в Алушту? Два обстоятельства здесь сыграли ключевую роль. Первое: скверное в наших краях лето 2017-го. Его ожидание, что когда-нибудь оно наступит, положило конец нашему терпению, и вот я и Галя, презрев издевательства погоды Санкт-Петербурга, бросились в Крым, сгорая от нетерпения понежиться в лучах южного солнца и вкусить прелести ласкового моря. Соблазнились и дешёвыми билетами на самолёт.
Второе обстоятельство связано, как я уже сказал, с именем писателя Сергеева-Ценского. Думал, побываем в музее его имени, почитаю что-либо о нём, и, возможно, напишу очерк о писателе, заодно — о литературной жизни в приморском курорте. Хотя эта жизнь и не богата, но тем не менее она существует. Помимо музея Сергеева-Ценского здесь находится музей ещё одного русского писателя- богослова, Ивана Шмелёва. Иван Сергеевич, хотя и недолго, но тоже жил в Алуште. В этих музеях, как мы узнали позже, проводятся всевозможные мероприятия. В городе есть библиотека им. Сергеева-Ценского. В ней собираются местные прозаики и поэты, звучат стихи, песни, организуются презентации книг.
Рассказывая о Сергееве-Ценском, мне хотелось бы заметить следующее: он мой земляк, родился и провёл своё детство в Тамбовской губернии. В Тамбове, в центре города, благодарные потомки в далёкие советские годы поставили ему величественный памятник. А Ценский — это его псевдоним, по названию реки Цны в Тамбове и области.
Но большая часть его жизни прошла в Алуште. В сво- ём дневнике он написал:
«…Вторая родина моя -// Алушты край уединённый…// Полвека здесь я, в ширь влюблённый,// Читаю книгу бытия…»
И вот мы посетили уголок этого «уединённого края» — официально именуемого «Алуштинский литературномемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского». Это вдали от центра города, на Орлиной горе — по дороге, ведущей в так называемый «Профессорский уголок». Здесь довольно просторная территория, везде чисто, ухожено.
Проходим мимо дворника, прилежно подметающего дорожки, идём дальше. Видим: среди зелени кипарисов стоит небольшой деревянный дом. Подходим ближе. Да, это дом писателя, академика, доктора философских наук Сергея Николаевича Сергеева-Ценского (1875 — 1958), его «творческая мастерская». В 1906 году он приобр ёл участок земли и преобразил его в цветущий парк с тенистыми аллеями кипарисов, плодовым садом и виноградником. Здесь он написал большинство своих произведений, в том числе знаменитый роман-эпопея «Севастопольская страда».
Прошло время, не стало писателя, и вот в 1962 году в его доме был открыт литературно-мемориальный музей. Вдова писателя Христина Михайловна безвозмездно передала городу усадьбу, дом с обстановкой, уникальную библиотеку и архив. Знакомство с музеем мы начали с просторной веранды — «шагальни», как назвал её Александр Куприн, посетивший Сергеева-Ценского в 1906 году. В разные годы у него побывали такие известные писатели, как Иван Шмелёв, Константин Тренёв, Алексей Новиков-Прибой, Корней Чуковский, Самуил Маршак, и многие другие. В 1944 — 1946 годах СергеевЦенский, пока его дом на Орлиной горе восстанавливали после освобождения Крыма от фашистов, жил у Шмел ёва — в «Профессорском уголке».
Итак, о музее. В нём два раздела: литературный, который знакомит посетителей с жизнью и творчеством писателя, и мемориальный, рассказывающий об обстановке в доме. Главное место здесь принадлежит кабинету писателя. Женщина-экскурсовод обращает наше внимание на библиотеку Сергеева-Ценского. В ней представлены и ценные, раритетные, издания. Рядом столовая. В музее хранятся фотографии, награды, ценные экспонаты прикладного искусства, картины М. И. Сапожникова, И. Е. Репина. Видим этюд Ильи Ефимовича «Казак». Он написан в 1926 году и подарен писателю. Я спросил экскурсовода:
— Сохранились ли какие-либо документы, рассказывающие о присуждении писателю Сталинской премии? Среди представленных экспонатов их нет.
— Да, они существуют. Но к ним у нас особо бережное, трепетное, отношение. В исключительных случаях покаЗ зываем их группам посетителей. С большой предосторожностью. Закончилась наша экскурсия по дому-музею. В парке, окружающем его, стоят стройные красавцы кипарисы. Здесь ранней весной зацветает миндальная роща. Недалеко от дома, «на горе, где слышен шум морской», утопает в тени вечнозелёных кустарников памятник на могиле писателя. Рядом похоронена его жена. Жизнь Христины Михайловны оборвалась внезапно и трагически. Она находилась в Москве по издательским делам, попала под трамвай, была доставлена в больницу, где и скончалась.
А в Алуште, несмотря на все идейно-нравственные перемены в нашем обществе, продолжают с глубочайшим почтением относиться к памяти классика советской литературы. И это правильно, хорошо!.. Ежегодно на могиле С. Н. Сергеева-Ценского проходит торжественно- траурная церемония, когда благодарные посетители склоняют голову перед «могучим, нестареющим… талантом… богатыря русской литературы». Мы тоже, стоя у памятника, склонили головы перед этим «богатырём».
Перед поездкой в Алушту я перечитал некоторые произведения писателя. Потрясла повесть «В грозу». В ней — страшные картины голода и смертей в Крыму (1919 — 1920 годы). «Неужели такое может быть в реальной жизни? — спрашивал я не раз себя. — Это невозможно!.. Нечто запредельное!.. Нечеловеческое!..» Люди убивали своих близких и поедали их, чтобы не умереть с голоду. Мы знаем, слышали, читали (живы ещё некоторые свидетели) о случаях людоедства в годы блокады Ленинграда. Но чтобы родители резали и поедали своих детей, спасая себя от голодной смерти?!.. Далее в повести рассказывается об эпидемии, страданиях тринадцатилетней девочки, заболевшей неизлечимо и умершей в мучениях… Написано мастерски, с большой художественной силой… Посетили мы местную библиотеку, носящую имя писателя. Пообщались с сотрудниками. Я подарил библиотеке одну из своих книг — «Раненое сердце». Из стопки предложенных нам книг мы выбрали одну: В. Булгаков «Л. Н. Толстой в последний год его жизни. Дневник секретаря Л. Н. Толстого». (Валентин Фёдорович Булгаков — секретарь Льва Толстого в 1910 году). Читали вслух. Замечательная вещь! Полезна для интересующихся судьбой великого русского писателя в наиболее драматический период его жизни, в период его душевных терзаний, бегства из дома и смерти.
Неожиданно порадовал меня такой факт. Наша алуштинская знакомая подарила нам каталог «Алушта конца XIX -первой четверти XX веков в фотографиях и почтовых открытках. Из собрания Алуштинского историко-краеведческого музея».
Листаю каталог, читаю, просматриваю фотографии. Вдруг натыкаюсь на знакомую фамилию — С. М. Прокудин- Горский. Да ведь это дедушка Натальи Андреевны Нарышкиной!.. Доктора искусствоведения, которую в прошлом году мы, писатели секции художественно-документальной прозы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, рекомендовали в члены Союза. Тогда она представляла книгу «Человек, который шёл быстро. По страницам семейных воспоминаний». В ней она рассказывает о своём родственнике, брате её дедушки, учёном, изобретателе цветной фотографии Сергее Михайловиче Прокудине-Горском. Уже первое знакомство с книгой, с текстом, увлекает читателя, а просмотр многочисленных иллюстраций, прежде всего цветных фотографий начала XX века, оставляет в душе радостные чувства. Она показала нам документальный фильм о своём дедушке. Сергей Михайлович объездил, чуть ли не всю страну, оставил потомкам множество замечательных фотографий людей, природы России, тех мест, где он побывал. Одно из них — Алушта. В каталоге представлено несколько его фотографий — различных видов этого городка.
Упомяну о книжном магазине. Он в центре города, небольшой, симпатичный, в нём большой выбор книг, альбомов, сувенирной продукции.
Обыкновенно, бывая в других городах, мы посещаем «книжные развалы», однако в Алуште их не нашли. Лишь однажды, по пути на пляж обратили внимание: пожилая женщина торговала книгами. Мы остановились. Я пробежал глазами по обложкам, говорю:
— Это литературный мусор.
Женщина как-то неловко улыбнулась, но мне показалось, что она согласилась со мной, при этом продолжала твердить:
— Все по пятьдесят, все по пятьдесят…
Несмотря на всякие сетования по поводу того, что теперь люди мало читают, особенно молодёжь, мы заметили, что читатели в Алуште есть. Они и в библиотеке, и в городе на скамеечках, и на пляже. Смотрю: с книгой в руках загорает женщина. Я скосил глаза на обложку, на ней портрет Ф. И. Шаляпина.
А как живут простые люди на этом крымском курорте?
— Да как? — отвечает мне одна из местных. — Трудновато приходится. Вот у меня пенсия восемь тысяч рублей. Что это за деньги? Разве можно на них прожить?..
— Но у вас цены ниже, чем, например, в Петербурге.
— Это где? На базаре только. В магазинах они выше, — сказала она.
— У вас коммунальные услуги дешевле, — не сдавался я.
— Проезд на транспорте… На троллейбусе, автобусе — четырнадцать рублей.
— Вот некоторая надежда на вас, отдыхающих. Помогаете нам, поддерживаете нас денежно. Спасибо! Приезжайте к нам чаще.
Вячеслав Булгаков, член Союза писателей России