Поэт убил поэта

15 июля 1841 года поэт, автор поэм “Герзель-аул” и “Страшный сон” выстрелил на дуэли в поэта, автора поэм “Мцыри” и “Песнь про удалого купца Калашникова”. С тех пор про поединок поручика Михаила Лермонтова с майором Николаем Мартыновым написано больше, чем оба сочинителя написали за всю свою жизнь. Причем проявление малейшего сочувствия к Николаю Соломоновичу воспринималось и до сих пор воспринимается как кощунство по отношению к памяти литературного гения.

СМЕРТЕЛЬНАЯ ССОРА ИЗ-ЗА ПУСТЯКА
А какова причина ссоры двух товарищей-офицеров, которая привела к смерти одного из них? Правдивее нет ответа, чем тот, который дал в своей “Неоконченной исповеди” сам дуэлянт Николай Мартынов, написав об этом в 1871 году. Вот отрывок из этой Исповеди: “15 июля 1871 года. Знаменка.
Сегодня минуло 30 лет, как я стрелялся с Лермонтовым на дуэли. Трудно поверить! А мне памятны малейшие подробности, как будто это случилось вчера. Понимая, что я сам стою на краю могилы, я чувствую желание высказаться. Я познакомился с Михаилом Лермонтовым в юнкерской школе. Не могу сказать, что у него было злое сердце. Но и юнкером Лермонтов остался школяром, в полном смысле этого слова. Особенно удивляло его черствое отношение к женщинам. Как писатель, он действительно высоко стоял. Злобы к нему я никогда не питал, мне незачем было искать предлог с ним сориться. Он в июне 1841 года жил у меня, рисовал много, талант к живописи имел необыкновенный… С самого приезда в Пятигорск Лермонтов не пропускал случая, где бы ни сказать мне неприятность. Остроты, колкости, насмешки на мой счет не прекращались, но не задевали моей чести. За два дня до дуэли в одном доме (Верзилиных — А.С.) он вывел меня из терпения. Я решил положить этому конец. На мои слова он отвечал дерзко, в том смысле, что он говорит, что хочет, и никто не заставит его замолчать. «Я заставлю тебя замолчать… — начал я», но он не дал мне кончить и добавил насмешливо: “Вместо пустых угроз ты бы лучше действовал. Ты знаешь, я никогда не отказывался от дуэлей. Ты меня этим не запугаешь”. Мы уже подошли к его дому. Я сказал, что пришлю ему секунданта”. Вот, собственно и вся причина и зародыш конфликта. Решите читатель сами, что бы вы сделали на месте Николая Мартынова? Причем, на месте незаурядного и оскорбленного поэта. О Мартынове так уже говорили тогда.

ПОЭТ — НИКОЛАЙ МАРТЫНОВ
Что там слова, вот отрывок из его кавказкой поэмы “Герзель-аул”, где Мартынов прямо иронизирует над боевой службой будущего соперника — Михаила Лермонтова: “Вот офицер прилег на бурке,/С ученой книгою в руках,/А сам мечтает о мазурке,/О Пятигорске, о балах./Ему все грезится блондинка,/В нее он по уши влюблен,/ Вот он героем поединка,/Гвардеец, тотчас удален”. Надо напомнить, что поручик лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Лермонтов был удален на Кавказ за поединок с французским дипломатом. То есть литературный гений — офицер-штрафник. И уже опытный дуэлянт. А “блондинка” кто? Очень похоже, что родная сестра самого Мартынова — Наталья. Михаил Лермонтов пишет прозу — “Герой нашего времени”. Николай Мартынов вторит — им заполняются листы черновика повести “Гуаша”. Это имя юной горянки — мартыновской “Беллы”. Еще в кавалерийском училище юнкера Лермонтов и Мартынов рубились друг с другом на учебных саблях — эспадронах. Сейчас дуэль уже на чернильных перьях. И пока льется не кровь, чернила. Но оба будущих соперника не страшатся пуль в бою.
В действующую армию — в Отдельный кавказский корпус — поручик-гвардеец Лермонтов попал за дуэль. По пустяковому поводу. То есть не ехать, не выполняя приказ-наказание, не мог. Кавалергард Мартынов в 1837 году вызвался на фронт добровольцем. Точнее, в кавалергардский полк пришла одна вакансия на Кавказ. По традициям того времени офицеры полка тянули жребий. Кавалергард Мартынов забрал вакансию сам, не дожидаясь итогов жеребьевки. То есть гвардеец мог и остаться в блестящем и мирном Петербурге. Отец, провожая сына на фронт, написал рекомендательное письмо генералу Ермолову, сослуживцу юности. Просил не прятать его в штабах, а направить туда, где горячее. Жарко было в казачьих частях, и скоро былой кавалергард приписался в Гребенскому казачьему Войску (отсюда и форма одежды, над которой иронизировал Лермонтов — черкеска, папаха, кинжал). Станичники рубились с горцами холодным оружием, потому-то новоявленный казачий подъесаул и не отточил меткость стрельбы из пистолета. За военную экспедицию в Чечню в июне 1840 года Николай Мартынов награждается боевым орденом Святой Анны с бантом. Итогом похода стали не только новый чин майора в 26 лет, но и поэма, где не хуже лермонтовского “Валерика”, описывается удел многих воинов Кавказского корпуса: “Глухая исповедь, причастье,/ Потом отходную прочли,/И вот оно земное счастье…/ Осталось много ль? Горсть земли”. Кстати, начало “Валерика”: “Я вам пишу, случайно, право…” возможно, адресовано сестре Мартынова — Наталье, что провожала Лермонтова на Кавказ и была сильно влюблена в поэта. В общем, как ни суди, а убийца Михаила Лермонтова никак не бездарная серость и не трус. Как бы ни старались очернить его фанатичные поклонники творчества Лермонтова, это факт.

“ЗЛОЙ РОК СУДЬБЫ”
Так до последнего дня Мартынов будет называть свой случайно меткий выстрел 15 июля 1841 года у горы Машук. Казалось бы, об этой дуэли написано все до мельчайших подробностей. Одну не учли: в конной коляске, на которой ехали на дуэль секунданты и свидетели, была поклажа — корзина с бутылками отменного шампанского, льдом и шестью бокалами. Странный багаж прихватили дуэлянты, если хотели кого-то убить. Хотели чокнуться бокалами с шампанским по поводу смерти Мартынова? Так ведь гибель Лермонтова так не отметили. Скорее всего, пенною струей готовились отпраздновать примирение сторон, после обмена “выстрелами чести” в небо. А кавказское небо заволокло иссиня-черной тучей. И едва хлопнул выстрел Мартынова, как грянул оглушительный гром, сверкнули молнии и полил ливень стеной. Злой рок судьбы дождался и принял свою жертву? И если бы попал в цель Лермонтов, то душа другого поэта стала бы искупительной жертвой в те минуты.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВЫСТРЕЛА
В 1841 году в России практически никто не признавал в павшем поручике Лермонтове литературного гения. Первый сборник его произведений был напечатан лишь спустя два месяца после смерти автора. В столичном свете Москвы и Петербурга восприняли траурную новость из Пятигорска с облегчением — “туда ему и дорога”. Один лишь Мартынов добивается не гражданского (он был дворянином в отставке), а военного суда. Во время следствия прикрывает, умалчивает об участии в дуэли князя Трубецкого и Столыпина — двоюродного брата Лермонтова. Опальным аристократам быть замешанными в этом “деле” ни к чему и убийца благородно не “тащит” их за собой под следствие. Военный суд оправдал Мартынова, церковный наложил епитимью на 15 лет. Он отбывал ее в киевских монастырях. В Киеве женился, нажили 11 детей. Но одним выстрелом 15 июля 1841 года майор сразил тело Лермонтова, свою военную карьеру, право на литературное творчество. Все было перечеркнуто.Только в 1904 году в Тамбове его дети издали единственное Собрание сочинений своего отца — книга так и называется “Сочинения Н.С.Мартынова”.
В 1854 году, ряд оставников-офицеров засобирались на защиту Севастополя. Еще не старый 39-летниий ветеран кавказской войны Николай Мартынов также написал прошение на имя военного министра — прошу дать возможность защищать Отечество. В ответ из Петербурга пришел ничем не мотивированный отказ.

НЕОКОНЧЕННАЯ ИСПОВЕДЬ
Михаила Юрьевича Лермонтова начали “раскручивать” на литературной ниве России лишь в 1866 году после смерти Николая I. И второго поэта — Михаила Николаевича Лермонтова — полного адмирала флота и автора поэмы “Моряк” — двоюродного дяди павшего классика. И в рамках создания “школы лермонтоведения” взъярились на его убийцу. В 1871 году, в год 30-летия поединка, Николай Соломонович взялся за перо, дабы написать свою “Исповедь”. К этому Мартынова вынудила газетная и общественная травля тех, кто Лермонтова живого не знал и для кого он стал безупречной “иконой”. От него требовали какого-то необыкновенного покаяния, намекали на искупительное самоубийство. Описав подробности дня 15 июля, даже спустя 30 лет он не упомянул о свидетелях, исполняя данное слово. Моральным завещанием звучат строки его неоконченной исповеди: “злобы к нему (М.Лермонтову) я никогда не питал, мне незачем было с ним ссориться”. И ни слова о том, мол, он первый начал. Злой рок судьбы — вот и ответ и причина смерти поэта от руки поэта. Но эту причину упорно не желают принять и сейчас.

ДУЭЛЬ ПО НАСЛЕДСТВУ
Тидцать лет спустя поединка у горы Машук в 1871 году сын Николая Мартынова — флотский мичман стрелялся… с гусаром Михаилом Лермонтовым. С сыном поэта адмирала флота Михаила Николаевича Лермонтова. И вновь пуля была послушнее в руках Мартынова-младшего. На сей раз все остались живы, хотя шампанского и не пили. Пуля попала в голову Михаила Лермонтова-третьего, лишила глаза и военной карьеры. Трудно себе представить дуэль в 1867 году между двоюродными братьями — сыновьями Дантеса и Пушкина. А вот у Лермонтовых-Мартыновых эпизод кавказской “кровной мести” случился.
Впрочем, может быть продолжить их дуэль не пулями, а книгами? Издать полное собрание сочинений кавалергарда-казака Николая Мартынова. И на такой дуэли каждый читатель может почувствовать себя секундантом в поединке двух поэтов.

Александр Смирнов