Мы помним вас и гордимся нашим флотом

Часы хладнокровно отстукивают время. Время группируясь складывается в годы. Годы один за другим упрямо и неуклонно стремятся вперёд. Вот так часы и отстукали уже 38 лет со дня трагедии произошедшей на военном аэродроме города Пушкино, под Ленинградом.

7 февраля 1981 года, прервался полёт самолёта Ту-104, Командующего Тихоокеанским флотом адмирала Спиридонова Эмиля Николаевича. Лайнер не успел набрать высоту, как начал падать на хвостовое оперение. Баки были заполнены для полёта до Владивостока. Огонь долго полыхал на поле аэродрома. В самолёте, находился, практически весь командный состав флота.

Много лет лет прошло с того зловещего дня.  До сих пор не затянулись рубцы на сердцах жён, ставших в одночасье вдовами. Память об ушедших навсегда останется в сердцах живущих. Дети догнали по возрасту своих ушедших отцов, оставшихся навсегда молодыми. Взрослыми стали и внуки, которые о своих дедах слышали от бабушек, да из книг, написанных по этому трагическому поводу.

На самолёте находился и мой командир, когда-то командовавший Большим противолодочным кораблём «Образцовый», ставший контр-адмиралом, командующим Оперативной эскадрой Тихоокеанского флота Джемс Константинович Чулков. Перед отлётом Главком ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков успел поздравить командующего эскадрой с присвоением очередного звания вице-адмирал. Однако при жизни не успел прийти приказ, а посмертно звания не присваиваются.

Память об этом замечательном человеке я храню все эти годы. Это был настоящий отец-командир. Джемс Константинович был не только командующим, но и прекрасным педагогом, выращивающим будущих адмиралов. Таким его воспитанником был и старпом «Образцового», Владимир Григорьевич Егоров, ставший адмиралом – командующим Балтийским флотом, позже ставшим Губернатором Калининградской области. И чем-то похожи эти два командующих, их связывает доброта, забота о подчинённых, интеллект и умение руководить и флотом и областью плохо управляемой в, первые, годы губернаторства В.Г. Егорова. По прошествии многих лет, остаётся только сожалеть, что не долго пришлось послужить под командованием Джемса Константиновича.  Через многие годы судьба сделала подарок, несколько случайно, встретил я вдову Джемса Константиновича Тамару Ивановну Чулкову и мы подружились.

Вот и сегодня она – энергичная, красивая женщина, не смотря на возраст, подняла всех и привела к мемориалу погибших, на Серафимовском кладбище. По очереди подходят к обелиску командующие флотами или их заместители, возлагают венки. Объявляется минута молчания. Отстукивает секунды метроном и через минуту воздух содрогается с первыми звуками Гимна России. Как хорошо легли новые слова на старую музыку. Такого жизнеутверждающего гимна не имеет ни одна страна. Мимо мемориала, отдавая честь погибшим, прошла рота Почётного караула.

Отрадно то, что Россия вновь поднимает, да, пожалуй, уже подняла паруса и наш флот, практически, возродился.

Главкому – адмиралу Владимиру Ивановичу Королёву можно только пожелать удачи и новых свершений во имя флота нашей Родины. 

Всем ушедшим, кто командовал нашим могучим флотом в прежние времена – вечная память.

7 февраля, лёгкий морозец, в воздухе витают лёгкие снежинки. Обычный февральский день. Обычный он для многих жителей города.

Разве, что снег плохо убран и ноги прохожих, и скользят, и зарываются в неубранный снег.

Среди пешеходов, люди с грустными лицами пробираются к Никольскому собору. Собор голубого цвета с золочёными маковками украшает собой всю округу. Называют этот храм Морским.  Когда-то на собранные моряками деньги и был воздвигнут собор имени покровителя моряков. Название собор носит двойное, так как имеет два этажа. Нижний как раз и посвящён Николаю Чудотворцу. Верхний этаж  называется Богоявленский.     

Никольский морской собор строился с 1753 по 1762 года, как «морская полковая церковь». Строили его на морском полковом дворе, по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Нижняя с тремя приделами Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих. Верхняя однопрестольная церковь освящена – во имя Богоявления Господня. В нижней и верхней церкви сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа соборов написаны братьями Колокольниковыми – Федотом и Мином.

Престол верхней церкви освятили 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новую церковь собором и отмечать в нём все победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.

Несколько позже в соборе появились белые мраморные плиты с именами моряков, отдавших свои жизни за Отечество. Много плит украшает верхний храм. Много моряков полегло в сражениях на море.

Вот к этому собору, к этим плитам и стекаются люди с грустными лицами на протяжении уже тридцати восьми лет. 7 февраля 1981 года погиб весь цвет Тихоокеанского флота. Погибли на взлёте лайнера и на взлёте своих жизненных деяний. Вот и приходят в собор вдовы, хранящие память о своих мужьях, дети погибших отцов и внуки никогда не видевших своих дедов.

Приходят в собор в сопровождении своих офицеров-наставников и курсанты морского учебного заведения. И это, ещё не очень привычно, но очень торжественно. Стоят моряки, офицеры, офицеры запаса и близкие погибших. Все стоят напротив плиты с именами ушедших моряков в тот роковой день. У всех в руках зажженные свечи. Все слушают внимательно рассказ священника о соборе. И это тоже ново. Не только государство повернулось в их сторону, но и священники стали говорить на всем понятном языке с прихожанами. После рассказа о соборе и его традициях начинается молебен. Пусть не все улавливают всё произносимое, но все стоят в торжественном молчании и слова священника проникают в души. Священник произносит несколько раз всех поимённо и каждый слышит родное ему имя. Остаётся только порадоваться, что многое изменилось в нашем государстве и людей развернули в нужном направлении. После такого молебна становится и на душе легче. Всех вспомнили, всех помянули и все ушедшие ещё раз услышали о себе.

После панихиды все близкие отправляются на Серафимовское кладбище. Там 2 февраля уже прошла светская часть поминания. И то, что 2 февраля не тот день, в который произошла катастрофа, не имеет большого значения. Многое зависит от занятости командного состава ВМФ России, мероприятие проходит торжественно. И все ушедшие наверняка слышат и метроном минуты молчания, и наш Гимн, и видят Торжественное прохождение моряков с отданием чести мемориалу.

7 февраля у мемориала собралась не очень большая группа людей, некоторые уже ушли из жизни, некоторых одолевают всяческие хвори. Собрались близкие, собрались помянуть по русской традиции и выпить с ушедшими. Все ушедшие были и молоды и веселы, и любили компании и праздники, и конечно, не только чай пили, собираясь вместе. Вот и сейчас они с нами, они рады, что их помнят и поднимают в их память традиционные сто грамм. И вечная память ушедшему цвету нашего флота.

Капитан 2 ранга, член Союза писателей России Валерий Ширский.

К званию не приставлено дополнение «в запасе», «в отставке», мы должны всегда оставаться в строю.