Борис Тайгин — знаковая фигура петербургской литературы второй половины XX столетия. Причем той ее части, что была независимой от коммунистической цензуры.
Редактор и составитель сборника «Борис Тайгин в воспоминаниях друзей» поэт Анатолий Домашов собрал почти всех близко знавших Тайгина и расположил их воспоминания в алфавитном порядке. Авторы этого сборника искренне и правдиво рассказали, каким был герой воспоминаний в жизни.
Тайгин был легендой русского самиздата. Многие десятки книжек его стихов разошлись по городам и весям нашей страны, по музеям гордости нашей поэзии Николая Рубцова, а в случае с Бродским, Бобышевым, и Кузьминским — и по странам дальнего зарубежья (США, Германия). Б.И. Тайгин родился в 1928 г. в семье военного моряка, участника Октябрьского переворота 1917 г.; мать поэта Эрна Федоровна Шварцгоф по происхождению немка. С юных лет Тайгин окунулся в рабочую жизнь, получил специальности кочегара, вагоновожатого, паровозного машиниста.
В 1949-1950 годах совместно с Р. Богуславским создал подпольную фирму звукозаписи «Золотая собака», в основу которой был заложен аппарат механической звукозаписи на мягком материале (рентгенопленка и аэро пл.). Переписывали грампластинки, вывезенные из Европы после войны (французских цыган Поляковых, Аллы Баяновой, Петра Лещенко, Александра Вертинского). В конце 50-х годов фирма была разгромлена чекистами, и Б. Тайгин оказался в лагере в районе Северного Урала. Там Тайгину пригодилась специальность паровозного машиниста, и он работал на узкоколейной железной дороге. Много лет спустя Борис опубликует стихи об этом времени.
Я жить учился под штыком,
Под острием цепного взгляда.
Закрыв глаза, я видел дом,
Огни родного Ленинграда.
…Концлагерь наш окутал мрак,
Мне много довелось увидеть…
И там я понял, кто наш враг!
Кого мне надо ненавидеть!
Эти простые, прямолинейные стихи рисуют нам психологический портрет молодого поэта советской эпохи, попавшего в капкан тоталитарной системы. После смерти Сталина, Бориса Ивановича освободили, и вскоре он начинает работать в Доме кино (1954- 1976). Атмосфера Дома кино, несомненно, способствовала расширению кругозора, Боря собирает библиотеку редких поэтических изданий, сам сочиняет стихи. Со своей супругой Ниной Михайловной Борис познакомился еще в 1956 г. По выходным Боря захаживал к ней с гитарой, а то и с аккордеоном. А как он танцевал, особенно фокстроты! «Да так хорошо!» — восклицала Н.М., что так и покорил ее сердце на всю оставшуюся жизнь. Долгие годы Б.И. отработает вагоновожатым (1976- 1988). Судьбоносными для Бориса Ивановича становится его знакомство с бывшим политзэком Г.В. Мельниковым и поэтом И.Л. Михайловым, бывшим тогда руководителем ЛИТО «Нарвская застава», куда и пришел со своими стихами Б. Тайгин.
Наконец в начале 60-х годов Борис придумал себе новое увлекательное занятие, впрочем, весьма опасное для человека, отсидевшего в лагере, — выпуск поэтического самиздата. Этому делу Борис посвятил полвека своей жизни.
Сотни книжек, выпущенных Тайгиным в собственном машинописном издательстве «Бэ-Та» можно разделить на две группы: первая — это сборники запрещенных поэтов прошлого, вторая — книжки молодых поэтов, которых не издавали.
Как рассказал Э.Шнейдерман, близкий друг Н. Рубцова периода «Нарвской заставы»; Тайгин выпустил сборник Николая «Волны и скалы» летом 1962 г., которую Рубцов представил в приемную комиссию Литинститута и был принят на «ура».
Конечно, издавая стихи непризнанных и эмигрантских поэтов Тайгин снова рисковал привлечь к себе внимание органов безопасности. Постоянное общение со старым политзэком Г.В. Мельниковым и со мной, уже ставшим «махровым антисоветчиком», конечно, влияло на мировоззрение Б. Тайгина.
Особое место в изданиях «Бэ-Та» занимает поэзия Глеба Горбовского. Фанатичная преданность Бориса Ивановича стихам Горбовского изумляет и оставила нам, его современникам, более ста самиздатовских книжек поэта, которые с радостью приняла редакция издательства «Историческая иллюстрация», выпускающая теперь семитомное собрание сочинений Глеба Горбовского. Поэт писал: «Лично я, как сочинитель и как его друг и сосед по проживанию в совэпохе, — очень многим обязан человеку по имени Борис Тайгин. И я, покуда живой, помню друга и преклоняюсь перед памятью о нем и его деяниях. Не обойди, Господь, его светлую душу своим благим воздаянием».
Борис Тайгн, бесспорно, совершил литературный подвиг, издавая в «Бэ-Та» Николая Рубцова, Глеба Горбовского и Иосифа Бродского.
Именно Борис возвел самиздат в систему. До него так никто не делал. Он вложил в самиздат высший смысл — рукопись должна стать книгой, а книга должна множиться. За свою жизнь Б. Тайгин издал три сборника своих стихов: «Право на себя» (1994) и в XXI веке «Русский коллаж», «Бездорожьем за горизонт».
Нина Королева: «Что можно сказать о поэзии Бориса Тайгина. Среди его стихов много прекрасных, написанных блестяще и точно. Назову некоторые: «Уехать в Павловск на свидание», «Я жить учился под штыком», «Сестрорецкий пляж» и ряд других».
А вот мнение Константина Кузьминского: «А он еще и поэт. Поэт небольшой, но чистый, наивный (а не редчайшее ли это качество ныне?) поэт где-то примитивистского плана, как Руссо — да и по характеру он такой же… Вот его стихи из антологии «Живое зеркало»:
Сегодня Четверг — Вознесение Христа!
Помолимся Господу Богу!
Душа пред Всевышним кристально чиста,
Склонимся к святому порогу…
…
Торжественно-строгий Никольский Собор,
Спешите, народ богомольный!
Хулящим христианскую веру — позор!.
Спешите на праздник престольный…
18 мая 1961 г.
А вот литератор Борис Иванов: «Тайгин так же, как Горбовский, Окуджава, Высоцкий, Вен. Ерофеев, участвовал в образовании языка новой массовой литературы, очищенного от тошнотворного оптимизма, идеологических штампов, избавленного от инфантильного оптимизма». Почетный член академии Зауми им. Д. Бурлюка литератор Борис Констриктор отчеканил: «Борис Иванович Тайгин был стихотворением. Понял это после его смерти… Его трамвай не заблудился…»
А для нас, хорошо знавших Бориса, он будет поэтом и человеком свободного русского слова, смелым издателем, чутким другом и товарищем.
Михаил Коносов