Дорога к Дому

Пять лет назад мне довелось прочитать первый сборник стихов Николая Пидласко “Над тихим жнивьём” (Спб., 2013). От знакомства с творчеством ранее неведомого поэта осталось светлое впечатление: каждая строка была пронизана вечной, никогда не иссякающей и не надоедающей любовью к родному краю, восхищением его красотой. С тех пор автор издал в издательстве (Спб.: “АураИнфо”) ещё 3 поэтических книги: “У берегов Южного Буга” ( 2015), “Истоки” (2018), “Земли родимое тепло” (2019), стал членом Союза писателей России, лауреатом литературной премии имени Александра Прокофьева “Ладога”…

Последние две книги вышли почти следом одна за другой. Они похожи и по внешнему оформлению: в обоих случаях на обложках – степное приволье живописных хлебных полей под голубым небом. Правда, если на обложке “Истоков” мы видим ясный солнечный день, то книгу “Земли родимое тепло” украшает вид рассветной степи. Предисловие к сборникам написал поэт Борис Орлов.
В новых книгах окружающий мир отображён автором более многогранно. Если сборник “Над тихим жнивьём” составили почти исключительно стихи о природе, то, начиная со второго, на страницах всё чаще появляются люди. Вот и “Истоки” – это не только родные места, но и “мамин взгляд” (с.8), “Мамин… голос” (с.54), играющий внук Даниил (с.12), прихожане, которых зовёт к вечерне колокол сельской церквушки (с.28)…
В “Истоки” включена часть лучших стихов из предыдущих книг: “Тульчин”, “Бабушка Валеда”, “Праздник Покрова”… Два последних посвящены пожилым женщинам, которые, несмотря на трудную судьбу, одиночество, гибель родных, сохранили в себе доброту души, веру в Бога и волю к жизни:
“И завтра праздник Покрова.
И дремлет рядышком котёнок.
Половичок.
И кружева.
И звук часов.
И свет иконок”.
Кстати, “свет иконок” – не случайный образ в стихах Н. Пидласко. Красота земного мира отражает вечный духовный мир, о котором напоминают христианские праздники, сельская церковь, иконы в домах… Причём, всё это выглядит в стихах не как этнографическая экзотика, а как естественная часть жизни лирического героя и его близких: “Покров день”, “Рождественское”, “Канун Пасхи”, “Иконка” (“Истоки”); “Святочное”, “Утро светлое. Благовест. Троица” (“Земли родимое тепло”)…
Что же касается поэтических приёмов, то Н. Пидласко нередко обозначает человеческое присутствие не напрямую, а через звуки или внешние знаки. Так, в “Истоках” о людях напоминают “заливистый звон наковальни” (“Октября тихий утренний час…”, с.26), поющая “цыганская скрипка” (“Скрипка”, с.62); в книге “Земли родимое тепло” “идёт сенокос” (“День цветёт…”, с.24), “над хатою вьётся дымок” (“Вечереет…”, с.57), “Мальчишки где-то гомонят” (“Святочное”, с.58), “Мелодично льются песни” (“Июльским вечером”, с.75) и т. д.
Вместе с тем, к светлому любованию родными просторами всё яснее подмешивается печаль:
И грустно мне,
Что я уже немолод,
Что нет страны былой…
(“Под тяжестью росы…” – “Истоки”, с.9).
Если в первых поэтических сборниках Н. Пидласко большинство стихов написаны как бы вне времени (что вполне естественно для пейзажной лирики), то в “Истоках” начинают выделяться сразу три временных слоя: историческое прошлое России, личное прошлое автора (детство, юность) и современные реалии. Ощущение времени усиливается в сборнике “Земли родимое тепло”, где появляется целый ряд стихотворений на историческую тему: “Ветеран” (с.18-19), “Декабристам” (с.20-21), “Отлитый в бронзе, как живой…” (с.30), “У братской могилки” (с.32), “Эхо войны” (с.67)…
Нельзя сказать, что тема памяти о Великой Отечественной войне является новой для Н.Т. Пидласко: вспомним хотя бы стихотворение “Бабушка Валеда”. Но в последней книге эта тема зазвучала по новому – пронзительнее, настойчивей.
Война давно окончена, уже состарились дети, рождённые в первые послевоенные годы. Но о трагедии напоминают не только мемориалы, поставленные людьми, но, прежде всего, сами люди: дед, у которого “всё ныла в непогоду / Его однёшенька нога” (“Эхо войны”, с.67), ветеран, одиноко стоящий у стелы “воинам погибшим, которых на Руси не счесть”:
Что думал он в минуты эти?
О ком печалился солдат?
О них, о них,
В гранит одетых,
Что под высоткой здесь лежат.
На плиты возложив тюльпаны,
Он слушал вешних журавлей,
Чуть приустал –
Болели раны –
Присел под сенью тополей.
В руке фуражка,
Сжаты скулы,
Седины ветерок листал.
И от плечей его сутулых
Ложилась тень на пьедестал”.
Это небольшое стихотворение напоминает фотографию, маленький фрагмент жизни, где старый солдат из поколения победителей показан не в момент торжества и славы, а в скромном одиночестве. Седовласый, усталый, он, возможно, проделал немалый путь ради того, чтобы возложить букет тюльпанов к подножию стелы. Н. Пидласко рисует образ духовно сильного человека, кто, честно пройдя жизненные испытания, не ищет славы себе, но остаётся верен фронтовому братству.
Включение в книгу “Земли родимое тепло” сразу нескольких стихотворений о войне, вероятно, объясняется не только авторским интересом к истории, который, надеюсь, не угаснет и в дальнейшем. “Эхо прошедшей войны” перекликается с переживаниями Н. Пидласко о современных событиях на Украине. И всё же, несмотря на тревогу, в стихах звучит не уныние или безысходность, а светлая надежда:
Но живу я со светлою ношею,
С ней надёжней изнывшей душе.
Оттого мне так дорого прошлое
На прибужском родном рубеже”.
(“На рубеже…”, с.95).

Татьяна Никольская,
член Союза писателей России