Детство — особый период жизни, когда человек учится понимать окружающий мир, обретает необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. В это время происходит интенсивный процесс формирования личности, в котором немаловажную роль играет совокупность особым образом организованных воспитательных воздействий. Содержание воспитания определяется традиционными ценностями общества, отражающимися в культуре, в общепринятых нормах поведения. При всей широте содержания воспитание начинается с семьи. Сегодня все мы понимаем, как важно найти общее дело, полезное занятие, которое может сплотить всех членов семьи. Возвращаясь к традициям, мы снова начинаем ценить семейное чтение. Трехтомник Константина Певцова “Большое путешествие” заметно выделяется среди современной литературы такого рода. Это объемистая книга в трех частях современного автора, который с большим вкусом и умением нашел оригинальный и точный ход приобщить ребенка дошкольного и младшего школьного возраста к ценностям мировой истории и культуры, занимательно и доступно изложить весь ход Библейской истории, задать духовно-нравственный вектор жизни.
Не раз предпринимались попытки адаптировать Библию к детскому восприятию, известны разные варианты Детской Библии. В данном же случае перед нами совершенно новый оригинальный способ изложения, с учетом как общих закономерностей детской психологии, так и особенностей современного детства. Книга выстроена как последовательность сновидений девочки Лизы. Тревожась о своей больной маме, девочка обращается к Богу за помощью. Молитвы Лизы не остаются неуслышанными: во сне к ней приходит Ангел, и они вместе с братом Лизы, Митей, отправляются в полет. Их ждет поистине Большое путешествие, очень увлекательное, ведь им предстоит познакомиться с ключевыми событиями истории, начиная от сотворения мира. Сны продолжаются, Ангел приходит вновь и вновь. В каждом сне Лиза и Митя не просто наблюдают за тем, как разворачиваются события. Они глубоко переживают их, в диалоге с добрым Ангелом учась понимать смысл человеческой истории и значение исторических событий для них самих в настоящем. Так дети получают мудрые уроки доброты и нравственной жизни, которые останутся с ними надолго. А читатель, большой и маленький, очень ненавязчиво получает эти важные уроки вместе с ними.
Три книги — три большие темы: история Ветхого Завета, история Нового Завета и деяния апостолов. В первой книге дети знакомятся с такими событиями как сотворение мира, грехопадение, жизнь первых людей, Ноев потоп, расселение потомков Ноя по земле, пребывание Моисея в пустыне, заключение Богом Завета с Моисеем и его народом. Вторая книга — история Нового Завета: события, связанные с Рождеством Христа, Его общественное служение, крестная смерть, Воскресение и Вознесение. Третья книга — земной путь Церкви, история служения апостолов — учеников и последователей Христа, вплоть до последних дней мира. Священное Писание дает нам познание духовной истины, существуя вне времени и пространства. Библию создавало много авторов, которые жили в разное время и в разных местах на отрезке в полторы тысячи лет, и написали они об одном, не договариваясь между собой. Это мощное свидетельство богодухновенности Священного Писания. Известно, что евангелисты не стремились описать события в строгой последовательности. Им было важно передать суть происходящего. Самое главное — проникнуть в евангельский дух для нашего назидания. Чтобы его понять, важно усвоить и историю доевангельского периода. Все Священное Писание говорит об Иисусе Христе: Ветхий Завет проникнут ожиданием Христа, а Новый Завет — Его приходом и деяниями. Главная тема Священного Писания и его значение — это вечное спасение, завещанное человеку Богом. Священная история написана людьми, но по внушению Духа Святого; людьми, которых Господь избрал как проводников Своих деяний. Священное Писание, открывая тайну домостроительства человека, показывает, что в истории человечества ничего не бывает случайно, все происходит по Промыслу Божию.
У человечества всегда существовала потребность в духовной жизни. Не хлебом единым жив человек. А когда возник духовный тупик, Христос пришел в мир и показал истинный путь. Он пришел, чтобы принести истину, открыть ее, спасти и разрешить от греха, указать путь последующего духовного становления. Поэтому христианство распространялось очень быстро апостолами и их учениками. Ветхий Завет сформировал психологию человека без Христа. После пришествия Христа началось формирование нового человека и продолжается по сей день. Известно, что художественное слово незаменимо в нравственном воспитании. В этом отношении Библия превосходит все творения рук человеческих.
Книги для детей сложно писать, потому что это требует не только глубокого знания предмета, но и тонкого понимания того, чем живет ребенок, что для него важно и значимо, как он понимает себя и окружающий мир, да и самому быть человеком с по-детски искренне открытой миру душой. Константину Певцову удалось блестяще выполнить задачу, которую он сам перед собой поставил: детский интерес к познанию мира направить в верное русло, не просто дать знания, но и духовно наполнить их. Игровая форма изложения наполняется общекультурным и духовно-нравственным содержанием.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, оказывая разностороннее влияние на его развитие. В игре ребенок проходит подготовку к взрослой жизни, обретает важнейшие навыки социальной активности. Игра предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. В сюжетно-ролевых играх сюжет интересен и близок детям по их жизненному опыту. В них заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, к построению взаимоотношений с реальными людьми. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Происходит новый уровень осмысления действительности. В основе ролевой игры лежит некая условность, которая принимается играющими детьми. В игровой роли ребенок берет на себя обобщенную социальную функцию, в которой воссоздаются межличностные отношения. В процессе игры коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру. Овладение детьми игровыми действиями предполагает наличие особого руководства со стороны взрослых.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника, но игра имеет большое значение и в младшем школьном возрасте, продолжает быть актуальной и в последующем. Многие учебные приемы сочетаются с игровыми, поскольку ребенку так легче усвоить новый материал. Это хорошо понимает автор и предлагает через книгу усвоить важную информацию в доступной ребенку игровой форме. Если взрослый может раскрыть Библию и разумом постичь логику событий, то ребенку нужна особенная форма изложения. И эта форма выбрана очень удачно. Дети не просто наблюдают, а становятся участниками событий — ветхозаветных, евангельских и апостольских времен. При этом Константин Певцов в полной мере опирается на особенности детской психологии, отражающиеся в детской субкультуре, — тягу к необычному, к приключениям, интерес к сказочному миру, мечтательность. Да и взрослый нуждается не только в знаниях. Не так просто воспринять духовую реальность. Мир духовного приоткрывается только сердцу. Очень теплый и искренний диалог с Ангелом не оставит равнодушным не только ребенка, но и взрослого, упорядочивая знания о мире в простой, доступной для всех форме. Так, освобождаясь от рамок повседневности, в процессе чтения осуществляется выход в духовную реальность и изменяется состояние души.
Все события, о которых идет речь в книге “Большое путешествие”, происходят во сне. И это не случайно. Сон — особая реальность, где нет ничего невозможного. Во сне могут сбываться мечты, во сне происходят самые удивительные вещи благодаря особой работе сознания. Есть некоторое сходство сна с виртуальной реальностью, столь желанной для современного человека. В ней, пускай иллюзорно, находят воплощение мечты и желания. Виртуальный мир — мир искусственно созданный техническими средствами, передаваемый человеку через его ощущения в реальном времени. Однако сон — это естественная реальность психической деятельности, тогда как виртуальная реальность искусственна. Духовный мир современному человеку тоже зачастую кажется иллюзорным. Но он в отличие от виртуального реально существует, тогда как виртуальная реальность заменяет реальную жизнь. Автор книги нашел оригинальный способ доказать существование духовного мира, не только его реальность, но и доступность, через символическое изображение одной естественной реальности через другую.
К. Певцов в композиции книги учитывает интересы современных детей. Так, к реалиям современной жизни относится увлечение квестами, охватывающими широкий спектр современных игр. Сегодня их популярность растет. При всей многозначности этого термина его первоначальное значение очень близко к описанию формы изложения в данной книге: от англ. quest — “поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета” — это один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Как правило, во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в жанре фэнтези. Так как этот жанр тесно связан с ролевыми играми, то термин перекочевал в игры, немного изменив свой смысл. Квест — это еще и приключенческая компьютерная игра, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач; это и задание в ролевых играх, которое требуется выполнить персонажу для достижения игровой цели (например, задание пойти куда-то и совершить что-то); это и интеллектуальная игра с решением головоломок; это и интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами (городское ориентирование). Все эти варианты современных игр учитывает и автор “Большого путешествия”, но направляет увлеченность ими в познавательное и духовно-нравственное русло.
Особого внимания заслуживают высокохудожественные рисунки автора в трилогии. В книге большое количество иллюстраций, не стилизованных под детское восприятие, а верно отображающих мир глазами ребенка, открытого миру. На рисунках люди всех времен и народов пребывают в гармонии с природой, что подчеркивается цветовой гаммой из основных цветов. Автор явно использует символику древних икон (вытянутость пропорций, чистота красок), в том числе принятую в иконописи символику цветов, не упрощая, а преобразуя и адаптируя ее к восприятию ребенка, что не принижает духовный смысл изображенного, а, напротив, делает его более очевидным для детской души, что сообразно стилю книги. Иконы — это богословие в красках, и в данной книге рисунки выполняют именно эту функцию. Рисунки автора предстают как картины Священного Писания, запечатленные в сознании ребенка в образах, близких и понятных ему. Внешне простые по композиции изображения исполнены глубины и высокого духовного смысла. Возникает ощущение, что это не взрослый рисовал для ребенка, а, скорее, он как бы подглядел образы, которые возникли у зрителей этих таинственных евангельских снов.
Библия как источник духовной жизни преподносит нам важные уроки истории, в которых есть все необходимое для того, чтобы человек выполнил свое человеческое предназначение. Книга Константина Певцова “Большое путешествие” предоставляет прекрасную возможность усвоить эти уроки и взрослым, и детям совместно, в форме неторопливого семейного чтения.
Елена Коржова