Взращивая в себе милосердие, человек стремится полюбить ближних, хотя окружающие могут относиться к нему по-разному. Так устроена Вселенная, что ночь сменяет день, зиму – лето, вначале холод сковывает, потом приходит тепло. Так происходит и в человеке, когда после душевной ночи наступает долгожданный рассвет. Дается это многими трудами. Чтобы в человеке тепло зародилось и расцвели цветы, надо сначала помолиться. Стоит отпустить тетиву, расслабиться – и душа снова возвращается во тьму окаянства. И требуется снова молиться. Пресвятая Богородица молится за всех нас, молятся великие святые, вытягивая человечество из мрака страстей и помогая нам силой благодати Иисуса Христа. Господь милостиво внемлет молитве праведников. Но и сам человек тоже должен молиться Богу, отвоевывая себе духовное пространство, потому что духовное становление – очень сложный процесс, длящийся всю жизнь. И сколько ни приходится работать над своей душой, вновь и вновь она нуждается в очищении, чтобы ее могла наполнить благодать, входящая лишь в чистое сердце.
Ярким примером может быть беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о цели христианской жизни и стяжании Святого Духа, которая состоялась в ноябре 1831 года в лесу неподалеку от Саровской обители и была записана Мотовиловым. Драгоценные наставления в вере произносит великий святой Русской Церкви, а слушатель – будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Имя Серафимова служки известно всем, кто почитает святого старца Серафима. Когда Мотовилов спросил преподобного Серафима, что бывает с человеком, когда Дух Святой сойдет на него, Серафим сказал: Взгляни на меня . И Мотовилов смог только закрыть глаза свои, и Серафим ему сказал: Отчего? – Глаза мои ломит от света . И дальше Мотовилов говорил о том, что лик святого Серафима был будто человеческий лик на фоне сияющего солнца, на него смотреть нельзя было. И Серафим ему ответил: Ты не мог бы меня таким видеть, если в это мгновение ты не был бы таким же, как я . Так Мотовилов захотел увидеть Духа Святого, и преподобный Серафим явил ему дивное блистание света. Но что же произошло затем? Мотовилов каждый день покрывался тонким слоем пепла, несмотря на очищение его с тела, вновь и вновь. Подобно этому и все мы, как Мотовилов, покрыты неиссякающим пеплом греха, но вновь и вновь счищаем его, жаждая Божественной благодати.
Божественная благодать входит в сердце во время молитвы, словесного выражения Богообщения, разговора человека с Богом. Это и есть цель человеческой жизни – научиться молиться Богу, молиться за себя и своих ближних, молиться ежедневно. Чем больше человек упражняется в молитве, тем ближе он становится к Богу. Молитва, словами святого праведного Иоанна Кронштадтского, есть златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – источником жизни . Великая тайна молитвы – в любви к Богу. Молитва – это высшая потребность человеческой души; главная нить, которой разрешается весь узел духовных тайн. И потому состояние человека без духа молитвы есть состояние человека бездыханного. Молитва – дыхание души. Это наш духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу , как сказал святитель Филарет, митрополит Московский.
Без молитвы духовная жизнь алчет, жаждет и умирает , – говорит святитель Иоанн Златоуст. По нашей молитве Бог дарует больше, чем мы просим. Так, пишет преподобный Иоанн Лествичник, мытарь просил отпущение, а получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай . Преподобный Антоний Великий наставляет нас, что молитва предполагает особое состояние души: молиться должно в мире и спокойствии, отсекая злые помыслы и устремляя ум к Богу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) много страниц посвятил молитве, которая поистине мать и глава всех добродетелей. Ведь добродетели заимствуются из источника благ – Бога, и человек, в молитве стремясь пребывать в общении с Богом, их обретает. Предваряет молитву ума плач сердца, первое движение покаяния. Молитва должна приноситься из сокрушенного и смиренного сердца, исполненного нищеты духа, когда прощены все обиды, и милосердие простирает руки ко всем ближним. Тогда и нам простятся наши прегрешения. Исполнение евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой умиленной молитве, направляющей мыслить, чувствовать и действовать по заповеданиям Евангелия. Предваряя всякое дело, необходимо приносить молитву Богу: поистине, надежнее опереться верой и молитвой на всемогущего Бога, чем шаткими соображениями своего немощного разума. Тогда человек живет под взорами Бога и Его руководством.
Святитель Феофан Затворник показывает, что молитва вмещает в себя возношение ума и сердца к Богу, и благодарение, и испрашивание у потребных благ, душевных и телесных. Первое воздействие благодати Божией, которая обращает к Богу человека, обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу. Потом, по мере покаяния и посвящения жизни Богу, благодать Божия низойдет в человека через таинства, и тогда устремление ума и сердца к Богу станет неизменным и всегдашним. Такое состояние возгревается молитвенным трудом, и особенно пребыванием в молитвах церковных. От такого непрестанного труда рождается непрестанная молитва, которая сама уже станет совершаться в сердце. Это значит, что вся жизнь, во всех ее проявлениях, должна быть проникнута молитвой. Прекрасным примером духовного подвижничества может быть житие преподобной Марии, назвавшейся Марином, которая жила в начале VI века в Вифинии. Желая духовного спасения и по великой любви к Богу, раздав имение, Мария переоделась в мужское одеяние и отправилась со своим отцом в монастырь, где благодатию Божией преуспела в монашеских подвигах и получила от Бога дар исцелений, а впоследствии мужественно претерпела тяжелые искушения.
Молитвы содержат в себе духовный опыт многих поколений христианских подвижников. Так, молитва Господня ( Отче наш ) заповедана Самим Иисусом и входит в текст Евангелия. Особый покаянный настрой отличает молитву преподобного Ефрема Сирина, которая входит в состав богослужений Великого Поста. Краткая и вместе с тем емкая, она обладает особым воздействием на душу. Не случайно именно она вдохновила А. С. Пушкина на стихотворное переложение Отцы пустынники и жены непорочны . По мнению современных исследователей, интерпретация Пушкиным великопостной молитвы, его понимание сущности духовной жизни близки к святоотеческой:
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
У многих поэтов есть стихотворное переложение молитвы Отче наш , многих псалмов. Потребность обращения к Богу, раскрывая свое душевное состояние, присуща многим русским поэтам (В. А. Жуковский, А. С. Хомяков, Ф. Н. Глинка и др.). М. Ю. Лермонтов написал несколько стихотворений под названием Молитва , особенно проникновенно звучит начинающееся словами В минуту жизни трудную , где передано состояние молитвенной просветленности. Сложилась устойчивая традиция молитвенной лирики.
Не только поэты, но и писатели тонко ощущали красоту и глубокую духовную силу молитвенного слова, приобщаясь к ней с детских лет. На всю жизнь Ф. М. Достоевский запомнил и любил молитву, которой научила его няня: Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим . Не случайно духовным светом будет потом освещено все его творчество. В юности его вера, как у многих, подверглась испытаниям, самым страшным из которых была гражданская казнь, с которой начался духовный переворот. Ф. М. Достоевский пришел к осознанной глубокой вере через мучительные сомнения и стал великим православным писателем, философом и психологом, проповедником духовного возрождения русского народа. Еще из Сибири он писал
Н. Д. Фонвизиной в конце января – 20-х числах февраля 1854 г.: Я скажу Вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я это знаю) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных .
Он всю свою жизнь был занят проблемой веры, идя к ней по непростому пути, в упорной внутренней борьбе. Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла , – написал он в конце жизни в последней записной тетради, делая вывод о том, что противостояние злу, победа добра возможны только в Православии и благодаря Личности Христа.
Молитвенный опыт был очень важен и для Н. В. Гоголя. Многие по сей день считают, что Н. В. Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста. В действительности же Гоголь – продолжатель святоотеческой традиции в русской литературе, религиозный мыслитель и публицист, автор молитв, был не понят современниками, не узнан и сегодня. Гоголь очень открыт в своих письмах. И вот как он писал о молитве в письме своей матери: старайся молиться, как должен молиться христианин. Приходило ли тебе когда-либо живо в ум, не приступая к молитве, произвести сердечную исповедь? Умеешь ли ты припомнить свои поступки и строго осудить их? Умеешь ли ты во всем обвинить себя, а не других, потому что обвинение других есть уже не христианское чувство, хотя бы даже другие и точно были виноваты, а без христианского чувства нельзя молиться. Умеешь ли ты сказать вместо слов: Господи, прости таким-то, которые нанесли мне зло , – Господи, прости меня за то, что мне кажется, будто они нанесли мне зло . Если ты умеешь это сделать, то тогда прекрасна твоя молитва, она понесется прямо к Богу, она доставит много душевных утешений .
Преподобный Ефрем Сирин написал, что за дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве. В отрывках из неосуществленного произведения раннего уже Гоголя прорывается его обостренная нравственность: Щупаю ежеминутно свою голову, желая знать, в порядке ли она. Спрашиваю себя, не сердит ли я на кого и не гневаюсь ли на кого. Слава Богу, покуда, кажется, нет ни против кого ничего в душе . В Записных книжках позднего Гоголя эти же мысли облекаются, по сути, в форму молитвы: Боже, дай полюбить еще больше людей. Дай собрать в памяти своей все лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновеньем .
Постепенно на первое место у Гоголя со временем выходит собственное духовное устроение, в котором он видит источник своего служения-творчества. В духовной прозе Гоголя немало строк посвящено молитве и тому, какой она должна быть, чтобы ее услышал Бог. В письме своему другу Н. М. Языкову, обращавшемуся к поэтическому переложению псалмов, Гоголь дает совет молиться Богу о даровании поэтического вдохновения: Молитва не есть словесное дело; она должна быть от всех сил души и всеми силами души; без того она не взлетит . Гоголь спешит сообщить другу о найденном им средстве помощи в страданиях, душевных или телесных, ссылаясь на составителя псалмов царя Давида и ставя его в пример: Молись не так, как молится сидящий в комнате, но как молится утопающий в волнах, ухватившийся за последнюю доску. Нет горя и болезни душевной или физической, которых бы нельзя было выплакать слезами. Давид разливался в сокрушеньях, обливая одр свой слезами, и получал тут же чудное утешение. Пророки рыдали по целым дням, алча услышать в себе голос Бога, и только после обильного источника слез облегчалась душа их, прозревали очи, и ухо слышало Божий голос. Не жалей слез, пусть потрясется ими состав твой; такое потрясение благодетельно . Так, духовное стихотворение, по Гоголю, значительно только в том случае, если оно побуждается и проникнуто силой Божьего гнева против всего нечистого, обитающего в сердце; или любовью к человеку, загорающейся от небесной любви Бога к человеку.
Малоизвестно, что Гоголь еще и автор прекрасных молитв, которые он составлял со второй половины 1840-х гг. Например, молитва во время создания Мертвых душ ; молитва по случаю наступления нового года; молитвенное обращение в стихах к Богородице; молитва по случаю предстоящего паломничества в Иерусалим. Они свидетельствуют о богатстве его молитвенного опыта и глубине знания святоотеческой традиции. Представление об этом дает его Молитва на 1846 год : Господи, благослови на сей грядущий год! Обрати его весь в плод и в труд многотворный и благотворный, весь на служенье Тебе, весь на спасение душ. Буди милостив и разреши руки и разум, осенившего светом высшим Твоим и прозреньем пророческим великих чудес Твоих. Да Святый Дух снидет на меня и двигнет устами моими и да освятит во мне все, испепелив и уничтожив греховность и нечистоту и гнусность мою и обратив меня в святый и чистый храм, достойный, Господи, Твоего пребывания. Боже! Боже! Не отлучайся от меня! Боже! Боже! Вспомни древнюю любовь. Боже! Благослови и дай могущество возлюбить Тебя, воспеть и восхвалить Тебя, и возвести всех к хваленью святого имени Твоего .
Перед нами столько прекрасных примеров молитвенного обращения к Богу, преображающего каждого человека при условии его свободного выбора пути, одухотворенного Божественным Промышлением. Не будем же уподобляться юродивым девам, в неразумной беспечности упустившим возможность встречи с Господом. Так и сегодня некоторые прожигают бесценный дар жизни в сомнительных удовольствиях курортных путешествий, конкурсах красоты и бесконечном шопинге. Как грустно услышать от Господа Не знаю вас! Лучше быть благоразумными девами и стать истинными христианами, с чистой и искренней верой творящими добрые дела и постепенно преображающимися в своем духовном облике.
В Санкт-Петербурге столько святынь, обителей, в которых молятся Богу, что его можно по праву назвать не только культурной, но и духовной столицей. В каждом уголке свой предмет заботы. Вместе мы делаем одно большое общее дело. В деле духовно-нравственного просвещения посильное участие принимает и общественная организация Общество памяти игумении Таисии , которая уделяет особое внимание просветительской работе и заботе о внутренней жизни наших современников, выпуская широкий ассортимент книг русских богословов и церковных писателей ради духовного обновления России. В Санкт-Петербурге силами членов Общества было приведено в порядок нуждавшееся в капитальном ремонте здание, выделенное администрацией города Обществу для восстановления и последующей культурно-просветительской, нравственно-педагогической и благотворительной деятельности. Здесь особое, благоговейное отношение к книге – важнейшему источнику приобщения к духовной жизни. Традиции старинных изданий, отражающих высокий аскетический дух прошлого, сочетаются с использованием современных методов дизайна. Обширная благотворительная деятельность членов Общества памяти игумении Таисии всегда находит благодарный отклик в сердцах людей, которые учатся милосердию, жертвенности, бескорыстному служению людям, возрастая в доброте. Члены Общества поэтому имеют все основания надеяться и на поддержку государственных структур. Труды членов Общества, получившие благословение великих старцев современности, освещены молитвенным деланием и упованием на Божественную милость.
Елена Коржова