Под постоянной угрозой

Как жить в условиях постоянной угрозы и возможен ли переход локальных конфликтов в глобальные, рассказал в программе Чашка Петри писатель и конфликтолог Сергей Васильевич Рац 21.07.16., уточнив: Мы живём в условиях третьей мировой глобальной войны .
С верой в правое дело писателя – так я назвала свой отзыв на его книгу Военная контрразведка отечественных спецслужб , опубликованный на сайте Санкт-Петербургского дома писателей.
А свой отзыв Испанцы – герои книг Сергея Раца я написала на четвёртую книгу писателя Советники СССР в Испании (1936 – 1939). Первая схватка с фашизмом . За эту книгу Сергей Васильевич Рац получил звание Лауреата Всероссийской литературной Премии имени А. К. Толстого.

Есть такая профессия – Родину защищать. Чекист Сергей Васильевич Рац посвятил этой профессии 20 лет. И сегодня через внешний образ писателя-интеллигента проступает облик мужественного человека с погонами на плечах.
Писатель Сергей Васильевич Рац родился 13 марта 1951 года в Киргизии в семье военнослужащего, лётчика-истребителя. Детство и школьные годы провёл в столице Киргизии городе Фрунзе (сейчас Бишкек). Его школьные сочинения неоднократно признавались лучшими на различных конкурсах.
В 18 лет Сергей Рац был призван в армию, где стал шифровальщиком, что предопределило выбор профессии. Он окончил Высшую Краснознамённую школу КГБ и Краснознамённый институт КГБ СССР имени Феликса Дзержинского. Служил в Якутии. Принимал участие в уникальных малоизвестных операциях контрразведки КГБ СССР. Имеет звание подполковника запаса.
Сейчас Сергей Васильевич Рац, юрист-правовед, юрист-международник, работает на кафедре конфликтологии Института философии СПб ГУ в должности доцента. В 2004 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме “Роль государства в становлении социальной безопасности в современной России”. Тема актуальна по сей день.
С. В. Рац – президент Фонда поддержки офицеров запаса государственной безопасности и председатель Лиги офицеров запаса государственной безопасности. Под его руководством офицеры тесно сотрудничают с “Музеем политической истории “Гороховая – 2”, “Музеем Блокады Ленинграда”, “Музеем истории подводных сил России им. А. И. Маринеско”.
Офицеры участвуют в организации конференций, выставок, проводят презентации своих книг, на которые приглашают школьников и студентов. Сергей Васильевич уделяет большое внимание воспитанию подрастающего поколения, проводит встречи с молодёжью непосредственно в учебных заведениях, и не только в Петербурге. Он сохранил связь с Якутией, где встречается с коллегами-писателями, общественностью и школьниками. Там его хорошо знают и как детского писателя-сказочника.
Это увлекательная страница из его писательской биографии, потому что первыми литературными произведениями Сергея Раца были сказки. Молодого офицера поразил необычностью местный фольклор. И вскоре читатели Якутии познакомились с удивительными сказками: “Шаман дерево”, “Малютка Чолбан и Байонай”, “Уголёк Иччите друг Бергена” и многими другими. В 1985 году республиканская газета “Молодёжь Якутии” предложила молодому писателю вести рубрику “У камелька”. В 1988 году Сергея Раца за сборник фольклорных сказок удостоили звания лауреат премии Ленинского комсомола Якутской АССР.
По мотивам сказки “Волшебные крылья” Эль-Васё (Сергея Раца) был создан балет и поставлен на сцене Государственного театра оперы и балета в Якутске.
И всё-таки профессия стала со временем брать верх. В 1988 году по якутскому республиканскому радио прозвучала его пьеса “Конец Чёрного Ворона”, написанная по архивным материалам КГБ.
Тогда, в начале 1980-х, чекист С. В. Рац при работе с архивами 1930-х КГБ Якутии обнаружил редкие материалы, связанные с операциями, проведёнными группой Г. С. Сыроежкина в северных районах Якутии по уничтожению главарей бандформирований и американского резидента Шмидта.
В течение многих лет Сергей Васильевич пополнял сведения о жизни и деятельности Г. С. Сыроежкина, ставшего одним из “…главных персонажей в испанской трагедии, будучи майором государственной безопасности, заместителем резидента ИНО ГУГБ НКВД в Испании, старшим советником по вопросам внутренней безопасности и контрразведки республиканского правительства Испании”.
Не случайно Сергей Васильевич Рац, как учёный, писатель и чекист по профессии, оказался на переднем крае общественно-политической и литературной жизни своего времени, одновременно встав в позицию обвинителя и судьи существовавших в стране в XX веке политических и властных институтов. И сам, освободившись от многого в своём идейном прошлом, глубоко ушёл в писательство и редакционный труд. Под его руководством вышло несколько коллективных книг, авторы которых – свидетели и участники локальных войн XX века: “Военная контрразведка КГБ в Афганистане: воспоминания сотрудников Особого отдела КГБ СССР по Ленинградскому военному округу 1979 – 1991 г. К 30-летию ввода и 20-летию вывода советских войск из Афганистана” (2009), (2011); “Война после войны” (2016); “Незримый фронт Отечества. 1917 – 2017” в 2 кн. (2016); “Чекисты Ленинграда в Афганистане. 1979 – 1989. К столетию образования Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области”. Издание третье, дополненное (2018).
В совместном книгоиздании ощутимо воинское товарищество – словно встали плечом к плечу. Я обратила внимание на фотографию (1996 г.), на которой чекисты Ленинграда, прошедшие Афганистан, действительно стоят плечом к плечу. Впечатляет!
На дворе 2021 год. Мы продолжаем жить в условиях постоянной угрозы. Роман С. В. Раца “Пикник над пропастью”, опубликованный в 2006 году, основанный во многом на личном опыте и опыте его боевых товарищей, показывает, как легко можно поменять сознание людей, сменить жизненные ориентиры: “…Уже вскоре Бен-Гунн понял: для борьбы с мировым злом недостаточно слов – нужны большие деньги. Под имя пламенного, безупречного борца за справедливость пошли миллионы долларов, полученные за нефть, торговлю наркотиками, оружием. Бен-Гунна не интересовало происхождение денег – все средства хороши, чтобы обеспечить успех идеи. Те, кто вкладывал в своё дело свои капиталы, требовали действия. Так прогремели первые взрывы в разных точках мира. Бен-Гунн стал инициатором создания лагерей по подготовке исполнителей его акции. Сотни молодых людей, юношей и девушек, ушли в сады Эдема с поясами шахидов…”
Этот роман и другие книги писателя рассказывают о непростых, переломных моментах в истории нашей страны, когда верные сыны Отечества, а он пишет о чекистах, уничтожались или как в 90-е были брошены на произвол судьбы за рубежом и на своей Родине, став охранниками и подневольными преумножателями капиталов российских олигархов. Вот что говорит один из героев романа, ветеран войны в Афганистане, участник штурма дворца Амина: “…До нас, ветеранов, дела нет никому, вот мы и идём по этой жизни своим путём, зарабатываем на хлеб тем, чему учили…”
В романе есть глава, в которой молодой чекист Феликс сражается вдали от границ Родины, выполняя задание – руководит операцией по уничтожению каравана и захвату новейшей установки “Стингер”. Потрясает жестокая правда – какой ценой: “…Правда, и убитых душманов не считали. Вот только одно дело, когда ты стреляешь в цель сквозь оптику со ста или двухсот метров, и совсем другое, когда приходится достреливать раненых. И никого нельзя оставить в живых, не важно, кто просит о пощаде – старик или подросток. Свидетелей быть не должно – таков закон выживания группы специального назначения”.
В 90-е годы герой романа Феликс, создавший охранную фирму “Щит Севера”, обеспечивает сопровождение коммерческой сделки – “…под видом железного лома уже не один год с заводов России вывозили стратегическое сырьё, цветные металлы. В этот раз состав был с литием…”
И в одном из редких авторских резюме Сергей Васильевич Рац пишет: “Свинцовой поступью, круша всё на своём пути, по стране уже шагала банда горилл и шарлатанов, стая манкуртов, потерявших память о русской земле”.
Та же тематика в изданном С. В. Рацем в 2007 году сборнике детективных рассказов “Третий кандидат”, а в 2015-м сборник рассказов, дополненный повестью под названием “Морская бездна” и новыми рассказами с тем же положительным главным героем Карпом Николаевичем, директором небольшого охранного предприятия, бывшим сотрудником секретных служб России. Герой приходит на выручку любому, кто нуждается в помощи, расследует ряд сложнейших и запутанных дел, которые подкидывает современная жизнь людям разных социальных групп, и в основном не бесплатно. Очень неоднозначны в сборнике рассказы, в которых герой совершает, хоть и справедливый, но самосуд и другие безнравственные поступки, на которые его толкает современная жизнь.
Сергей Васильевич знает жизнь изнутри, вращаясь в разных социальных слоях современного общества. Его художественные книги заставляют задуматься и делать выводы. Сам же писатель не морализирует, но подтексты очевидны.
Его авторский язык позитивный, красочный, сочных цветов при описании образов героев, природы, яств на столе и в психологических подтекстах поступков и мистических явлений. Присутствуют и поэтическое, и порой как бы звучащее музыкальное оформление душевного состояния героя. Или самого автора человека эмоционального и незаурядного. “В уютной гостиной уже был накрыт стол. В камине потрескивали берёзовые дрова. Чуть слышно пощипывал душу саксофон Папетти…”.
Показательна зарисовка, как стали жить современные бизнесмены, разбогатев на разграблении государственного добра СССР: “В одиннадцать утра Феликс уже сидел в кресле в прихожей Китаева. < …> Его кабинет находился на втором этаже в пятиэтажном доме на Английской набережной. Полуовальные гигантские окна открывали панораму Невы с видом на Петропавловскую крепость. Арнольд Николаевич любил рассказывать посетителям о том, что здесь в позапрошлом веке бывали великий князь Юсупов и Нарышкин… Он просто сыпал именами петербургской знати прошлого. В кабинете висело несколько картин Айвазовского, его украшали миниатюры Антокольского, мраморные бюсты Фальконе, стол из карельской берёзы с инкрустацией<…> Люблю жить со вкусом, но без лишней роскоши, – говорил Китаев”.
…Возвращаюсь к художественно-публицистическим и художественно-документальным произведениям писателя Сергея Васильевича Раца. Он один из неизменных хранителей памяти о героях Великой Отечественной войны. Хочу упомянуть о его статьях. “Кольцо надежды из лагеря смерти” – повесть о бесстрашной разведчице Ольге. Согласно легенде, отработанной ленинградскими чекистами, молодая “актриса” одного из районных клубов бежала из блокадного города в поиске работы и “сытой жизни” на оккупированную территорию <…> В конце 1944 года Ольгу в составе группы узниц Равенсбрюка направили в Берлин для работы на секретном заводе”. Сергей Васильевич, лично знавший отважную разведчицу, пишет: “Родина высоко оценила заслуги своей верной дочери. Ольга Ипполитовна была награждена двумя орденами Отечественной войны, медалями “За отвагу”, “За боевые заслуги”, “За взятие Берлина, “За оборону Ленинграда”, “Мать-героиня” двух степеней. Склоним же головы перед её светлым образом”.
В статье “Краткие мгновения с ветераном” Сергей Васильевич вспоминает о встречах с ветераном чекистом-контрразведчиком Борисом Михайловичем Пидемским и чаще всего в майские дни на Невской Дубровке: “Как правило, его окружали ветераны и руководители органов военной контрразведки, и он, указывая тростью на противоположный берег, где когда-то располагался героический Невский Пятачок, рассказывал о тех днях конца октября 1941 года, когда он, будучи офицером особого отдела 20-й дивизии НКВД, переправился на противоположный берег. <…> Но мы-то точно знали за что погибали… Мы только в районе Невского Пятачка перемололи больше 12 немецких дивизий <…> Как рассказал нам Борис Михайлович, кроме него, не осталось в живых ни одного офицера, полегли все”.
“Жизнь, как падающая звезда. Дневник пилота” – рассказ о бесстрашном лётчике Михаиле Плоткине, который в составе экипажа бомбардировщика Ил-4Т четыре раза бомбил Берлин в начале августа 1941 года, получил звание Героя Советского Союза и погиб, возвращаясь с задания 7 марта 1942 года под Ленинградом. Прах героев экипажа захоронен в Александро-Невской лавре. С рассказом об этом героическом экипаже Сергей Васильевич выступил 14 октября 2020 года по Петербургскому радио в студии прямого эфира.
Писатель Сергей Васильевич Рац имеет в своём нравственном арсенале неиссякаемое трудолюбие, подлинные знания и веру в правое дело писателя, о чём свидетельствует его произведения. В книге “Военная контрразведка отечественных спецслужб”, посвящённой 100-летию со дня образования Особых отделов ВЧК – КГБ – ФСБ (1918 – 2018 гг.), большое внимание уделено деятельности военной контрразведки в годы Великой Отечественной войны и восстановлению исторической правды о роли дивизий НКВД в защите нашего Отечества в период сражений за Ленинград в октябре – декабре 1941 года, а именно 1-й, 20-й и 21-й дивизий.
Сергей Васильевич придаёт большое значение работе музеев в сохранении достоверных фактов истории, и не случайно во время написания этой книги он отправляется в Музей-заповедник “Прорыв блокады Ленинграда” в городе Кировске. И с горечью констатирует: “…На мой прямой вопрос об участии и роли в защите Ленинграда дивизий НКВД осенью 1941 года, мне никто ничего не смог ответить”.
Много лет, как политолог-конфликтолог, он изучает исторический факт пребывания советских войск и советников-чекистов в Афганистане. Об этом С. В. Рац пишет в заключительной статье “Помни Афганистан!”: “Сегодня с учётом резкого изменения на Ближнем Востоке и продвижения боевиков ИГИЛ в северных районах Афганистана, необходимо взять лучшее из предшествующего опыта в борьбе против терроризма, применив этот опыт на практике, например, на территории Сирии и неизбежно вновь в Афганистане”.
Как ни больно, но приходится согласиться с общим выводом, сделанным писателем: “…Несмотря на уникальный опыт, полученный советскими военными советниками во время гражданской войны в Испании, а также в Китае, Монголии, Корее, Кубе, Вьетнаме и Афганистане, <…> CCCР распался в 1991 г.
Во многом, по нашему мнению, система, построенная на идеологическом насилии, несёт в своей основе фатальный заряд разрушения, что нашло подтверждение в ходе развития и самоуничтожения такой, казалось бы, несокрушимой “империи”, какой был СССР”. Хочу обратить внимание на “главную гипотезу”, выдвинутую автором, “что “испанцы” – бывшие советники – стали “не случайной жертвой” массовых репрессий, но являлись вольно или невольно участниками политической борьбы за власть, происходившей в CCCР. <…> Именно они, высококлассные специалисты, носители уникального опыта, стали жертвами политических репрессий за своё инакомыслие.<…> “Испанцы”, прошедшие атмосферу многопартийности, свободы слова, царившей в республике, вернувшись на Родину допускали прямые критические высказывания в адрес советского руководства”.
Быть выразителем новых идей и гипотез нельзя без острого ощущения духа времени, без чуткости к ходу истории. Я думаю, писатель Сергей Васильевич Рац ощущает дух времени и ход истории. По-прежнему актуальна его статья “ФСБ в системе национальной безопасности и разрешении конфликтов”, и вывод, сделанный автором: “Одной из главных задач Федеральной службы безопасности (ФСБ) на современном этапе является своевременное выявление угроз национальной безопасности Российской Федерации, определение их источников и разрешение конфликтов”.
Во “Вступительном слове” (В. С. Гусев, С. В. Рац) коллективной книги “Война после войны” (2016) авторы пишут: “США и её сателлиты сегодня разжигают новые очаги напряжённости в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, и информация, представленная учёными и ветеранами органов государственной безопасности в данной книге, напомнит политикам страницы вчерашней истории”. Авторы прямо заявляют: “США и её союзники по НАТО сегодня выполняют заказ наднациональных монополий, ведут открытую войну с народами мира и это уже не “холодная” война”.
И, что делать в условиях постоянной угрозы?.. Продолжать жить и работать.
Желаю Сергею Васильевичу неиссякаемых сил, долгих лет жизни, творческих успехов, осуществления задуманного. Желаю больше таких писательских минут отдохновения, как в его небольшом очерке, посвященном посещению Грузии: “Грузия, пять дней в сентябре”: “Эх, друзья, когда вам выпало счастье провести отпуск в Грузии, то от одних мыслей об этом уже сердце начинает биться чаще. Ну а если…”

Надежда Перова,
член Союза писателей России