Когда летописи важнее беллетристики

В многоликой, неохватной теме Великой Отечественной войны, есть страницы и территории, куда творцы редко заглядывают, обходя их стороной, словно опасаясь сфальшивить или надорваться. Говоря о войне, о Победе советского народа над уверенными в своей несокрушимости захватчиками с Запада, мы чаще всего видим сцепившиеся в смертельной схватке армии, восхищаемся героизмом партизан и подпольщиков, оцениваем талант полководцев, выказываем заслуженное почтение и благодарность труженикам тыла. Об этом пишутся книги и слагаются песни. Но чем дальше, тем хуже видится и понимается жизнь людей в оккупации, в непосредственном контакте, один на один с безжалостным врагом.
Новая книга Натальи Советной Затаенное слово об этой страшной странице минувшей войны. С первых страниц читатель окунается в мир, где люди ходят по краю пропасти, по минному полю в прямом и переносном смысле. Герои рассказов, коротких повестей поставлены в запредельные обстоятельства, когда не на кого опереться, а впереди неизвестность, когда на руках дети и беспомощные старики, а голод, болезни безжалостной рукой сжимают горло, когда в лютую стужу сгорает дом и выжить уже, кажется, нет никаких надежд. А как выдержать каждодневные издевательства ублюдков в фашистской форме, их прихвостней из местных, и не сломаться.
В центре внимания автора этот подвиг выживания в чрезвычайных обстоятельствах. Каждый сюжет — это отдельная история, и все они сливаются в яркую, взрывную, вызывающую отклик в душе современного человека, прикоснувшегося к этой страшной стороне войны, картину. Книга появилась очень своевременно, она как никогда прежде актуальна и звучит суровым предупреждением тем, кто неожиданно в своем сытом и благополучном настоящем остро захотел взорвать эту жизнь, возмечтал, чтобы нами правили Польша, Германия, Литва, Америка, чтобы они принесли на белорусскую землю свои порядки. Этот новый порядок псов-рыцарей на себе уже испытало старшее поколение, еще живущее рядом с возжелавшими перемен..
Наталья Советная — автор 15 книг поэзии, прозы, публицистики, статей о литературе, изданных в Беларуси, России, Сербии, член Союзов писателей Беларуси и России, кандидат психологических наук, хорошо знает своих героев: все они из реальной жизни, из родного Городка Витебской области.
Каждого второго потерял Городок в ту войну, 2 миллиона 230 тысяч детей, женщин, стариков потеряла Беларусь, 5295 белорусских деревень сожжено фашистами. Пронзительный рассказ Подранда — об одной из таких деревень. Отсюда бабушка автора. Тридцать пять дворов, семьдесят человек сгорели здесь заживо в ноябре сорок второго. Мы обязаны истреблять население — это входит в нашу миссию охраны германского народа. Нам придется развить технику истребления Если я посылаю цвет германской нации в пекло войны, без малейшей жалости проливая драгоценную немецкую кровь, то, без сомнения, я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви — это отрывок из приказа Гитлера Ауфбау ост , процитированный в рассказе. Подранда не возродилась после войны. Автор вспомнила, как школьницей во время поездки на экскурсию в Хатынь отыскала по просьбе бабушки ее деревню на символическом Кладбище деревень : Бабушкина Подранда немо смотрела на нас из стеклянной урны Тридцать пять дворов — горсточка земли Могилка .
Герои Затаенного слова мужественно, с достоинством вынесли на своих плечах ниспосланные им испытания. Женщины с грудными детьми, девушки, старики, подростки — они имеют духовный, моральный, нравственный, идейный компас в душе, не приспосабливаются к злу, не хотят выживать любой ценой. Люди чувствовали локоть друг друга, делились последним куском хлеба, не бросали в беде больных и немощных, рискуя жизнью, прятали тех, на кого фашисты и полицаи устраивали охоту, по мере сил помогали партизанам, а то и сами уходили в лес, брали оружие в руки, как могли, вредили фашистам. И без волнения, облегчения и радости невозможно читать страницы, где описываются встречи выдержавших трагедию оккупации людей, с освободителями — солдатами, офицерами Красной Армии. А впереди всех побывавших в аду ждали новые испытания, предстояло еще выкарабкиваться из войны, восстанавливать порушенную жизнь.
Наталье Советной не нужно было далеко ходить в поисках своих героев. Все они рядом. Учителя, близкие, соседи, знакомые, их судьбы на виду, нужно было лишь вслушаться в их рассказы, пропустить через свою душу и писательским словом сделать эту правду жизни произведением искусства. Специальные знания ученого-психолога помогают ей в понимании поступков, движений души героев. Она видит то, что, порой, ускользало, не воспринималось нами среди бодрых маршей, и заставляет по-другому взглянуть, в том числе и на своих близких, матерей, бабушек, переживших подобное, выстоявших в страшной беде, но всю жизнь скромно молчавших на фоне героических отцов-фронтовиков и лишь во время праздничных шумных застолиц и салютов на День Победы, порой, вытиравших платочком непрошенные слезы.
Проза Натальи Советной превращается в подлинную летопись войны. Правде факта она отдает предпочтение перед выдумками, фантазиями, которыми грешат многие современные молодые авторы часто от незнания трудного материала, который не укладывается в мирные представления о суровых временах лихолетья. Эти авторы хотят развлечь, удивить, а иногда повеселить и вымысел превращается в пародию на войну, а то и преступную ложь.
Война уходит, растворяется в серной кислоте времени. Уходят герои, участники, реальные свидетели тех событий. СССР — страна-победитель — перестал существовать. Наталья Советная принадлежит к послевоенному поколению — война живет в ней на генетическом уровне. Ее родители, Зоя Егоровна и Виктор Евсеевич, детьми пережили оккупацию, хлебнули лиха. Бабушка Евдокия Федотовна до конца своих дней, уже в мирные времена, держала на чердаке дома мешок соли и бочонок хлебных сухарей, и, не глядя на подшучивания близких, регулярно обновляла этот запас на черный день. Бабушка хорошо знала, что такое война и новый порядок . Автор Затаенного слова впитала эту правду, она не дает себе права сфальшивить, исказить ее. Она знает своих героев полными сил, гордыми от ощущения выдержанных испытаний.
Сегодня на дворе XXI век. Новая эпоха, как это заведено в истории, отвергает и соперничает с эпохой прежней. Не прервется ли окончательно и бесповоротно связь времен на постсоветском пространстве, когда подлинную войну заменят виртуальные сказки и мозговые испарения сочинителей и политиканов. На Западе, ущемленном нашей Победой, вместе со сносом памятников, планомерно переиначивают правду, сочиняя небылицы о войне, ведут атаку на мозги подрастающего поколения, ломают сознание, изо всех сил стремятся лишить нашу молодежь героического прошлого своего народы, а значит опоры в борющемся мире.
История — поле боя. В учебниках, безусловно, останется Вторая мировая война. Но каждая страна начинает придумывать свою войну, творить свою легенду. В 1941 году был брошен вызов не просто СССР, а всей православно-христианской, Евразийской цивилизации. Наши отцы и деды этот вызов приняли и победили. Этого никогда не простят. Сколько продержится наша цивилизация, столько и будут проклинать День Победы на Западе, в том числе и в странах, где была пролита кровь советских воинов-освободителей, будут все переворачивать, сочинять новую историю, крушить памятники, сравнивать Сталина и Гитлера, уравнивать партизан с бандитами. Для этих критиков, принадлежащих к одному с фашистами сообществу, всякое сопротивление внутри наших пространств недопустимо. И все должны покориться их воле. Добро и зло продолжают свое извечное противостояние. Поход на Восток снова в повестке дня.
Западная цивилизация еще со времен крестоносцев стремится править миром. Сегодня Запад напрямую вторгся в пределы нашей цивилизации. Наскоки на Беларусь, благодаря трезвомыслию белорусского народа, стойкости и мужеству его лидера Александра Григорьевича Лукашенко, удается отбивать. Беларусь сегодня защищает не только себя — она на переднем крае борьбы за весь славянский мир. Понятия добра-зла перестают действовать во взаимоотношениях с Западом. Опыт последних лет хорошо показал, как летят в тартарары мораль в международных отношениях, как правда превращается в ложь, как информация становится дезинформацией, как в ход идут любые самые подлые приемы. Запад ищет слабое звено в мире. Но беда и трагедия Запада в том, что предложить кроме мифической свободы , они ничего не могут. Нет ни крупных идей, ни денег, ни общечеловеческих ценностей. Разве что разноцветные бусы и фантики для кучки предателей.
Война 1941 года является реальностью, пока совсем не ушло поколение тех, кто все это сам пережил. Не будет свидетелей, не останется и войны: виртуальная история может встать на место подлинной. Это уже происходит. Летописи сегодня важнее беллетристики. Книга Натальи Советной реальный вклад в сокровищницу подлинной памяти о войне. Своей прозой она вступила в схватку с врагами нашей цивилизации. Сложенные вместе такие книги составляют не придуманную историю народа, общества, страны. Благодаря им сохраняется шанс даже в безнадежной ситуации восстановить связь времен, единство нации и поколений. А это гарантия того, что в самой жесточайшей схватке не рухнет государство, не растворится в бесконечности времени, не потеряется в песках истории нация. Не погибнет народ и душа каждого из нас.
Виталий Синенко,
член Союза писателей России,
кандидат исторических наук