Преображение поэта

О книге Льва Горшкова «Утро второго рождения»

Для новой книги Льва Горшкова «Утро второго рождения» автором найдено очень точное название. В книге переплетаются философские умозаключения о прожитом — в одних стихотворениях; с глубоким творческим погружением в разнообразную природу тех мест нашей планеты, где побывал геологоразведчик-поэт Лев Горшков, — в других стихах.

Для автора характерны короткие, строгие по чувству и мысли стихотворения, пронизанные непреходящим чувством верности и к любимой женщине, и к друзьям, и к самой жизни.

Лаконичны и незабываемы афоризмы в стихах о поэтических судьбах: «Нельзя поэтов воскресить,\ Их можно только обессмертить». И о прожитых годах: «Клубок ошибок — узел крепок! -\ И чистых помыслов, и лет…» А отображение слияния изменений в природе с движением жизни и чувствами автора не может не воздействовать на читателя: «Уходит солнце с птичьей трелью,\Зел¸ный луч послал поклон,\ И пахнет свежей акварелью\ Печально- красный небосклон, \ Напоминая разом верность.\ И теплоту любимых рук, \Случайных встреч закономерность\ И неизбежность всех разлук».

Поэтическое проникновение в природу и в ней происходящее окрашено изменчивым настроением лирического героя. Поэт созда¸т уникальные художественные образы. Они перлами разбросаны его щедрой рукой (душой) по книге. Вот некоторые: «Выплыла насыпь, как белый мед ведь». «Ту тишину не выразить словами,\ Весь мир затоплен ею, как водой». «Раскосое солнце в кухлянке». А какова неожиданная парадоксальность метафоры:

«Два орла навстречу «МИГам» — вечность с юностью сошлись»! И нельзя недооценить философскую глубину, выраженную через осеннее состояние природы: «Природа тускнеет, подобно иконе,\ Дарящей юдоли прозренья печаль». На многие жизненные явления и переживания у Льва Горшкова сво¸ видение, выраженное так, что оно становится незабываемым. Это и образ «избы-России», и написанное верлибром восприятие поэзии: «Слова — касание смычком,\ Дрожание ответное струны\ В душе читателя,\ И вместе вс¸ -\ Рожденье музыки стиха». Слова черпаются автором из незамутн¸нного источника русского языка, стихи строго выверены, поэтому ч¸тко и ярко проступают смысл, поэтические образы и метафоры.

Невозможно не привести и афоризм, возникший от глубинного восприятия родной природы: «Русский характер — от русской природы». Были и есть на Руси поэты так же чувствующие природную сущность русской земли и русской натуры. Эту корневую связь обобщил и Лев Горшков. Хочется отметить ассоциативность поэтического ряда в отображении единения человеческой истории и природы: «Угаснул бой… Упала ель,\ Подснежник лапами прикрыв». И ещ¸ — о любви: «Но слышатся в нежном молчанье\ Самые нужные в мире слова…»

Творческое преображение, раскрытое в представленной книге, и есть утро второго рождения поэта на ещ¸ более высоком художественном уровне.

Алина Мальцева