Самсон Суханов

«Россияне удивят самые просвещенные народы… неутомимостью в трудах и величием твердой и громкой славы».
Петр I

Отдавая дань уважения и восхищения авторам бессмертных творений — Трезини, Росси, Растрелли, Тома де Томону, Захарову, Бренны, Монферрану, Ринальди, Воронихину, Стасову и другим известным архитекторам, — мы порой забываем о тех, чьими руками претворялись в жизнь задумки великих зодчих. Что мы знаем о тысячах и десятках тысяч простых русских людей, которые не щадя живота своего «во тьме лесов и топи блат» строили столицу империи? Их им¸н крайне мало, да и те сведения, что сохранились, очень отрывочны. Но именно эти простые люди, зачастую неграмотные, создавали шедевры, которыми мы восхищаемся и восторгаемся до сих пор. И ещ¸ долго созданные их руками творения будут завораживать, и удивлять не одно поколение. Одним из таких самородков был русский каменот¸с, строитель Санкт-Петербурга Самсон Ксенофонтович Суханов. Это имя даже любознательному читателю, по всей видимости, мало что говорит, Однако многие архитектурные шедевры Петербурга первой трети 19 века, так или иначе, неразрывно связаны с именем Самсона Суханова.

Родом Самсон Ксенофонтович с Русского Севера. Это тот край, где ни разу не ступала нога иноземного захватчика. Здесь не было ни татар, ни поляков, ни французов, ни немцев, ни шведов. Эти исконно русские места всегда славились своей чистотой и первозданностью. Неброская и суровая природа воспитывала и людей — мужественных и основательных. Именно здесь 27 июня (по старому стилю) 1768 года (по другим данным 1769 года) в деревне Завотежица (Пестовая гора, Вотежица, Кулига, Евда) Красноборского уезда Вологодской губернии (сейчас Красноборский район Архангельской области) в день Самсона странноприимца и родился Самсон Ксенофонтович Суханов..

Отец его, Ксенофонт Сидорович, летом пас скот, зимой нанимался сторожем к богатым соседям. Мать, Ирина Тимофеевна, также вынуждена была батрачить. Родился Самсон в поле на сенокосе. С 9 лет выходцу из бедной крестьянской семьи пришлось работать.

В 1780 году крестьянский сын покидает родную деревню. В 1783 году он уже в Архангельске, в зверобойной артели, промышлявшей на Груманте (Шпицбергене).

Здесь Самсон чуть не погиб, но из поединка с белым медведем вышел победителем. Через некоторое время он возвращается на родину и женится. Его выбор не совсем обычен. Суханов берет в жены бедную вдову — Евдокию Мартемьяновну Правдину с тремя детьми.

В начале 1899 года Самсон отправляется в Петербург, к брату жены Григорию Копылову, где и обучается строительному делу под руководством шурина, который тогда строил Михайловский замок. Уже тогда работал Самсон и самостоятельно. В Петергофском парке им была выполнена терраса парка «Львиный каскад», (1802 г.), а в Стрельнинском парке терраса парка и колоннада (1802 г.)

Скоро Самсон Суханов расстается с Копыловым и становится главным приказчиком на строительстве Казанского собора, где его талант раскрывается в полной мере. Он выполняет цоколь, полы, ступени перед алтар¸м, клирос, кафедру, царское место, отделку и украшение стен, дверей и окон. Но главная заслуга его — изготовление колоннад: внутренней, состоящей из 56 колонн, и внешней, состоящей из 138 колонн. На строительство Казанского собора Суханов потратил семь лет жизни. Его труд был отмечен золотой медалью «За усердие».

В 1807 году Суханов взял подряд на сооружение набережной на Стрелке Васильевского острова. Его артелью был поднято дно Невы вверх по течению на 100 метров, насыпана площадь, сделана полукруглая гранитная набережная. А что до знаменитых гранитных шаров на Стрелке, то предание гласит, дескать, Самсон вырубил их сам, на глаз, не используя никаких измерительных приборов.

В это же время архитектор Тома де Томон возводил здание Биржи. Цоколь под колоннаду, а также две большие скульптурные группы на переднем и заднем аттиках выполняет Суханов и его люди. Его артель ставит Ростральные колонны. Кроме того по моделям русских скульпторов В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Прокофьева (по другим данным Ж. Камберлена и Ф. Тибо) Самсон исполняет колоссальные пятиметровые статуи, аллегорически изображающие русские реки — Неву и Волхов, Волгу и Днепр (в некоторых источниках скульптуры названы, как две реки и две навигации).

За строительство ансамбля Стрелки Васильевского острова Суханов награжд¸н особой наградой — Царским кафтаном. Он был сшит из бархата, лучшего сукна, дорогих мехов, украшен жемчугом, драгоценными камнями и являлся особым знаком отличия.

Завершив работы на Стрелке, Самсон снова возвращается к архитектору Воронихину и приступает к перестройке Горного корпуса (1806-1808), (ныне Горный институт). Здесь артелью Суханова установлены пьедесталы, базы, и колонны портика. Самим же Самсоном сработаны скульптурные группы из пудостского камня «Геракл, удушающий Антея» и » Похищение Прозерпины» по моделям скульпторов С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского.

Вблизи Исаакиевского собора находится знаменитый дом Лобанова — Ростовского. О н¸м писал А. С. Пушкин:

…на площади Петровой,
Где дом в углу возн¸сся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С поднятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые…

При строительстве этого дома (1817-1819 гг.) мастером выполнены: аркада, парадная лестница и колонны вестибюля. 26 июля 1819 года состоялась закладка Исаакиевского собора. Архитектор О. Монферран поручил Суханову изготовление, обработку, и установку гранитных колонн. Дело это было абсолютно уникальное — каждая колонна весила 114 тонн, высотой была 17 м, а диаметром 1,85 м. Никогда ещ¸ в мировой практике ни до Суханова, ни после не проводились такие грандиозные каменот¸сные работы при строительстве соборов. Были изготовлены 36 семнадцатиметровых гранитных колонн, а впоследствии ещ¸ 12 для восточного и западного портиков. Также были выломаны в карьере, отшлифованы и установлены 24 колонны для подкупольного барабана Исаакиевского собора весом 64 тонны каждая.

Самсоном Сухановым был разработан метод по выломке гранитных блоков, который потом применялся другими подрядчиками, принимавшими участие в перестройке Исаакиевского собора и других сооружений столицы. Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в Питерлакских каменоломнях. Это несколько каменоломен на гранитных островках Выборгского залива, недалеко от города Хамина (Фридрихсгам), Финляндия. Работы по добыче гранитных монолитов и доставке их в Петербург вызывали удивление и восхищение у современников. Нужно учесть, что в те времена никакой особой механизации не было, все работы выполнялись вручную и на конной тяге. Первую колонну Исаакиевского собора поставили 20 марта 1828 года всего за 45 минут, под е¸ основание заложили платиновую медаль с портретом Александра I . При строительстве Адмиралтейства артелью Суханова изготовлены 28 колонн, установленных вокруг башни под шпилем. Он же выполнил по моделям Ф. Ф. Щедрина четыре скульптуры античных полководцев и героев — Ахиллеса, Аякса, Пирра, Александра Македонского, установленных на главном кубе Адмиралтейства. Принимал Самсон участие и в изготовлении других скульптур под шпилем.

Венцом творчества Самсона Суханова стало изготовление гранитных ванн. Их было сделано четыре. Самая величественная и уникальная — ванна для Баболовского парка. Современники называли е¸ восьмым чудом света. Вес ванны — 50 тонн, высота — 1, 95 см, глубина — 1, 60 см, диаметр — 5 м. В ванну входит до 800 в¸дер воды. Это гранитное чудо является непревзойд¸нным творением; размерами и совершенством формы она поражает и сейчас. Если бы Самсон Суханов не создал ничего, кроме этой ванны, и то он бы заслужил благодарную память потомков.

Лебединая песня Самсона — изготовление пьедесталов для памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли у Казанского собора. Судьба на этот раз была к Суханову неблагосклонна. При перевозке их через Ладожское озеро баржа затонула. В сч¸т стоимости затонувшей баржи с пьедесталами и погашения неустойки по договору имущество Суханова было продано с торгов. Новые пьедесталы он изготовил, доставил и установил на собственные деньги.

30 августа 1834 года восторженные петербуржцы следили за установкой колоссального гранитного монолита — Александровской колонны, самой большой в мире — памятника Отечественной войне 1812 года. Высота фуста (тело) колонны — 25, 6 м, диаметр внизу — 3, 5 м, вверху — 3, 15 м, вес 704 т, общая высота, включая постамент, гранитный фуст, капитель и ангела на ней — 47,5 м. Монолит высечен из розового финского гранита и добыт по методу, разработанному Сухановым. Самого же Самсона на площади на торжествах не было.

И ныне сохранился дом, в котором жил замечательный мастер с семь¸й, позднее проданный им за долги. Сейчас это — набережная реки Пряжки, д. 50. Сохранилась церковь Вознесения Господня, построенная на средства Суханова в 1829 году на его родине. Последним же местом жительства его был — 1-й квартал Нарвской части, дом ¹150/32.

Разорившись, Суханов перешел в другое сословие — из купцов 2 гильдии он становится мещанином. Тяж¸лая нужда заставляет Самсона обратиться с прошением о «вспоможении» к наследнику императора. Письмо датировано 5 октября 1840 года. Долгое время считалось, что прошение это было оставлено без ответа, однако последние архивные изыскания, провед ¸нные нами, позволяют считать, что материальную помощь русскому умельцу император Николай I оказал..

Жизненные испытания не надломили могучего духа русского самородка. В сво¸м письме на Высочайшее Имя, говоря о работе над ванной для Баболовского парка, Суханов пишет: «Ванна из цельного отруба огромной величины гранита, которую сделал я… заслужила одобрение лучших знатоков в с¸м деле, и я радостно наслаждаюсь лестными отзывами, хотя и пон¸с в сей работе действительного убытку не менее семи тысяч рублей, ибо увлечась… оную сделал по контракту, только за шестнадцать тысяч рублей… Сохраняя всегда заботу о пользе казны, через понижение цен при подрядах, доставил оной прибыли до полумиллиона рублей… Не корысть, но любовь к Отечеству… порождали во мне ревностное желание превзойти в с¸м деле иноземцев… ваяния ясно доказывают, что простой русский каменщик всегда может правильно владеть резцом не хуже иноземного художника».

В 1967 году был обнаружен портрет С. К. Суханова, написанный В. А. Тропининым. Дата написания портрета 1823 год. На нас смотрит умное энергичное лицо человека с каменот ¸сным молотком в руках на фоне базы колонны. Мы видим незаурядную личность, много повидавшую на сво¸м веку. К сожалению, о последних днях певца камня мы практически ничего не знаем. Неизвестно также и место последнего приюта мастера. Однако те масштабные произведения монументального искусства, которые он оставил потомкам, позволяют говорить о н¸м, как о замечательном, самобытном, национальном художнике, прославлявшем своим творчеством Петербург и Россию. Любуясь городом, мы всегда с восторгом и благодарностью вспоминаем русского самородка.

Слава Самсону!

P. S.

На основе архивных изысканий, которые сейчас продолжаются, созда¸тся книга о Самсоне Суханове. В этом художественном произведении будет не только рассказано о жизни замечательного мастера, окружавших его друзьях и недругах, но и раскрыты ранее неизвестные страницы его биографии.

В. Васильев
Е. Суханов

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА

Удивительна судьба одного из памятников истории, который был создан руками мастера. Эта шестнадцатиметровая колонна Победы была торжественно открыта 15 сентября 1817 года на Замковой площади в Риге в присутствие одного из героев войны Барклая-де-Толли. Установка ее была посвящена годовщине победы над Наполеоном и стойкости защитников Риги, отстоявших город во время его осады неприятелем.

Создал колонну архитектор Джакомо Кваренги, а автором скульптурного изображения Ники был скульптор Борис Орловский. Руководил строительством инженер Иоганн Даниэль Готфрид. Основное финансирование памятника победе взял на себя Альберт Ролл.

С самого начала ее преследовали несчастья. После изготовления Самсоном Сухановым памятник утонул у берега острова Эзель. Старший лейтенант фон Рейнике сумел его поднять и доставить вовремя к месту установки. Во время первой мировой войны было принято решение об эвакуации промышленных и культурных объектов Риги. Колонну разобрали на части. Отдельно везли бронзовую Нику, ограду, бронзовые доски с надписями- посвящениями. Все эти украшения пропали в годы войны и революции. В 1936 году колонна вновь возвышалась перед Рижским замком. Затем ее распилили и отвезли в Петровский парк. Там она пролежала полвека у малого пруда. В 1989 году Рижский Горисполком решил восстановить колонну Победы, но ее место оказалось занято памятником Стучке. Тогда в 1990 году ее перевезли на территорию Рижского комбината благоустройства, где она лежит и по сей день.

В 2008 году государственная комиссия по памятникам Латвийской республики согласилась с идеей восстановления колонны Победы. Есть варианты ее установки: на старом месте перед городским замком, в сквере Екабы возле Арсенала, в саду Виестуры, в сквере напротив концертного зала, на плацу бывшей гарнизонной церкви Петра и Павла в Рижской Цитадели. Ну а пока возвращение памятника не является вопросом первостепенной важности. И колонна ждет, когда наконец общественность Риги, чьи предки защищали город и удостоились за это такой награды, скажет свое слово.