Весна 2024 года сделала подарок
всем любителям русского слова и
русской литературы — в московском
издательстве «Наш круг» вышла в
свет новая книга Рюрика Ивнева с
элегическим названием «Ушедшее».
На обложке рисунок, на котором за-
печатлён «патриарх без ризы» (мет-
кое замечание одного из близких
поэта — Владимира Константиновича
Покровского) — автор книги в почти-
тельном возрасте (а Рюрик Ивнев
прожил без малого 90 лет!). Мудрый
старец, свидетель великих истори-
ческих событий, которые пережила
наша страна в тяжёлый двадцатый
«век-волкодав», друг и наставник
многих великих литераторов, став-
ших классиками отечественной
культуры, автор ярких поэтических
и глубоких прозаических строк, рез-
ких публицистических статей, откро-
венных дневниковых записей и по-
ражающих своей искренностью ме-
муаров смотрит вдаль, вспоминая
своё прошлое и размышляя о вечном
будущем (рисунок сделан Сергеем
Разживиным в 1980 году за несколь-
ко месяцев до смерти поэта).
В чём уникальность этого издания?
Есть ли в книге, которую подготовил к
публика-ции верный архиводержа-
тель Николай Петрович Леонтьев,
новые, не изданные ранее страницы,
строки, написанные Рюриком Ивне-
вым? Разумеется!
В книге несколько разделов («По-
эзия», «Проза», «Воспоминания о Рю-
рике Ивневе»), которые можно разде-
лить на части. Открывает её переиз-
дание первого поэтического сборни-
ка Рюрика Ивнева «Самосожжение»
(кн. 1, лист 1, 1913 год). Сборник с
таким названием выходил несколько
раз: отдельными брошюрами в 1913,
1914, 1916 гг. и полноценной книгой,
исправленной и дополненной, в 1917
году). Первая часть (библиографичес-
кая редкость!) переиздаётся впер-
вые, поэтому читатели могут познако-
миться со стихотворениями, написан-
ными молодым студентом Михаилом
Ковалёвым (настоящее имя поэта),
который лишь за несколько дней до
публикации выбрал себе звучный и за-
поминающийся псевдоним — Рюрик
Ивнев (по признанию автора, это нео-
бычное имя он увидел во сне на об-
ложке своей первой книги). Для му-
чительных, нервных, пусть не всегда
ровных строк молодого и талантливо-
го поэта, отмеченного критикой того
времени, эпиграфом стали слова из
Откровения Иоанна Богослова, что,
безусловно, связано с названием и
идеей всего сборника.
Позже Максим Горький, встретив-
шись с автором «Самосожжения», в
шутку назовёт его «проповедником
секты самосожженцев», дав молодо-
му поэту ценный совет — «писать про-
ще о простых и хороших вещах», а в
критике тех лет появится штамп — «фла-
геллант от стиха».
Второй частью книги можно считать
несколько опубликованных впервые
стихотворений Рюрика Ивнева. Здесь
представлены как ранние, так и по-
здние произведения («Собаке» дати-
руется 1903 годом, а «Только вздох-
нул и слышу » 1972 г.).
Эпиграфом к этой части, по
моему мнению, могут служить строки
из финальной строфы заключитель-
ного стихотворения:
Это паденье слаще
Всяких высоких слов, —
Это и есть настоящий
Голос моих стихов
В раздел «Проза» Николай Леонть-
ев включил найденные им в архиве
новые главы автобиографического ро-
мана «Богема», посвящённого жизни
русской интеллигенции в первые
послереволюционные годы. Это про-
изведение было опубликовано толь-
ко после смерти автора и выходило
отдельными изданиями в 2005 и 2018
гг. Многие читатели смогут по досто-
инству оценить появление глав, кото-
рые сделают текст целостным и пол-
ноценным!
Важной частью этого раздела мож-
но считать ранее не печатавшиеся
произведения малой формы — расска-
зы Рюрика Ивнева, немногочислен-
ные, малоизвестные, но помогающие
оценить прозаический талант автора
по достоинству и признать в нём мас-
тера, — и воспоминания о родных, Мак-
симе Горьком, Сергее Есенине, Вла-
димире Ленине, об Александре Бло-
ке, Осипе Мандельштаме и др. Чита-
тели и исследователи русской лите-
ратуры высоко ценят мастерство Ив-
нева-мемуариста, потому эти «штри-
хи к портретам» помогут лучше узнать
о взаимоотношениях великих людей,
творивших историю России! Нельзя
пройти мимо экспериментальной
пьесы с интригующе-метафорическим
названием «Хозяин», написанной в
революционные годы. Рюрик Ивнев,
как и многие драматурги той поры,
внёс вклад в создание театра новой
эпохи — эпохи великих потрясений и
открытий, трагедий и разрушенных
судеб. Жизнь поэта, писателя, мему-
ариста, драматурга вместе с жизнью
родной страны разделилась на «до»
и «после», что становится причиной
задуматься не только о происходя-
щем, но и о будущем.
Заключительный раздел этой кни-
ги открывает — не побоюсь громких
слов — серию воспоминаний о самом
Рюрике Ивневе. Их, по признанию
Николая Петровича, написано нема-
ло, они готовятся к публикации! Архи-
водержатель даёт возможность по-
лучше узнать о взаимоотношениях
поэта с другими людьми, о его бли-
жайшем окружении, о быте, познако-
миться с особенностями его мировос-
приятия! Тёплые воспоминания Вла-
димира Покровского, Юрия Шумако-
ва, Льва Озерова расскажут о том,
каким Ивнев был человеком, как ра-
ботал, о чём говорил с молодыми по-
этами и что советовал начинающим
авторам! В наших руках появляется
важный материал, который, безус-
ловно, ляжет в основу написания био-
графии Рюрика Ивнева. Обратите вни-
мание и на почтительное название
статей — «Патриарх без ризы», «Под-
вижник пера». Это говорит о призна-
нии, о величине!
Книга, на мой взгляд, получилась
уникальная: под обложкой удалось
собрать много бесценного архивно-
го, неизданного материала; мы дол-
жны поблагодарить всех причастных
к её появлению и поскорее добавить
«Ушедшее» в личную библиотеку. Ис-
кренне хочется, чтобы у такого за-
мечательного издания появилось
много достойных и благородных чи-
тателей!
Владимир Кучин