Самообразование в становлении личности: Ф.М. Достоевский

Молодежь, вступающая в жизнь, нередко задается
вопросом: насколько важно для человека
самообразование? Мы знаем много знаменитых
самоучек: Максим Горький, Л.Н.Толстой, Ж.-Ж.Руссо,
Т.Эдисон…

Ф.М. Достоевский как великий мыслитель, писатель,
психолог сформировался во многом благодаря интенсив-
ному и непрерывному самообразованию на протяжении
всего жизненного пути. Его высокая эрудиция была под-
мечена многими исследователями, отметившими различ-
ные аспекты творчества писателя. Они отмечали влия-
ние различных авторов (от Софокла, Паскаля, Фихте, язы-
ческих мотивов русской мифологии до библейских и свя-
тоотеческих источников) и на основании этого считали
Достоевского своим единомышленником. Это отчасти
верно в том плане, что Достоевский настолько велик и
бескраен, что каждый может найти в нем созвучие своим
мыслям и умонастроениям. Вместе с тем Достоевский
сформировался как цельная, зрелая личность с вполне
определенным мировоззрением, которое, конечно, нашло
воплощение в его творчестве. Чтобы понять истинное
положение дел, обратимся к кругу чтения писателя и
мыслителя.
Несомненно, Достоевский был весьма образованным
человеком. После домашнего обучения и пансиона он
окончил Военно-инженерное училище в Петербурге, выб-
ранное его отцом. Сам он, однако, считал профессию
инженера тягостной повинностью. Все свободное время
Достоевский изучал творчество русских и западных пи-
сателей, Карамзина знал почти наизусть. Особенно он
восхищался глубиной Пушкина и Гоголя и делился свои-
ми мыслями с другими. С. Д. Яновский отмечал: «Во всех
своих суждениях Федор Михайлович поражал меня, рав-
но как идругих в то время наших знакомых, особенною
верностию своих взглядов, обширною, сравнительно с
нами (хотя все мы были с университетскою подготовкой
и люди читавшие), начитанностию и до того глубоким
анализом, что мы невольно верили его доказательствам
как чему-то конкретному, осязаемому». Достоевский был
более образован, чем многие литераторы своего време-
ни, включая Некрасова, Гоголя, Григоровича, Плещеева
и др. Он тщательно изучил произведения русских писа-
телей (Пушкин, Гоголь), которых он считал своими учите-
лями, а также западных (Диккенс, Шиллер, Гофман, Баль-
зак, Жорж Санд, Гюго). В письмах брату из Сибири Дос-
тоевский просил прислать Гегеля, святых отцов, а также
европейских экономистов и историков.
В силу многогранности своего содержания творения
Достоевского зачастую получали разноречивые, иногда
полярно противоположные истолкования. Почти каждое
из философских и эстетических течений пыталось пред-
ставить Достоевского как единомышленника или пред-
течу (символизм, ницшеанство, экзистенциализм, барок-
ко, сентиментализм в ранних произведениях, реализм в
поздних и др.). На самом деле творчество Достоевского
шире любого из этих истолкований. Существует точка
зрения, согласно которой творчество Достоевского мож-
но рассматривать, прежде всего, как продолжение евро-
пейской литературы XVII-XIX вв., при этом признавая «ог-
ромный масштаб мировоззренческого опыта» Достоевс-
кого, сближающего его с Мильтоном, Данте, Гомером.
Параллели и даже прямые реминисценции в творчестве
Достоевского могут быть найдены по отношению к про-
изведениям Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Бальзака,
Диккенса, Гюго, Жорж Санд, Гейне, Гофмана, Метьюри-
на, Байрона, По, Шиллера, Гете, Вольтера, Лесажа, Сер-
вантеса, Шекспира, Данте, Гомера. В самом деле, мож-
но обратить внимание на развитие «фаустовской» линии
Гете Иваном Карамазовым, «благородных разбойников»
Шиллера — Родионом Раскольниковым, «лишних людей»
и демонических героев Байрона — Свидригайловым, Став-
рогиным, Версиловым. «Двойники» — очень сложные пер-
сонажи, восходящие к архаическим прообразам, которые
повторяют мотивы Гоголя, Гофмана, Шамиссо. Отличия
прежде всего усматриваются в большей внутренней слож-
ности персонажей Достоевского.
Отметим, что любимой книгой Достоевского был «Дон
Кихот» Сервантеса. Дон Кихот для него — образец чисто-
ты, целомудрия, незлобивости, ума и мужества, состав-
ляющих красоту личности и становящихся предметом
осмеяния, не приносящих пользы по той причине, что
направляются на путь вымышленный, самим собою при-
думанный, а не на существующий путь истины.
Конечно, самым непосредственным и бесспорным
предшественником писателя выступает Гоголь, которого
Достоевский очень почитал, ставил его и Пушкина выше
всех и считал, что лучше Гоголя по реалистичности лиц
и юмору нет ничего во всей литературе; Достоевский мог
цитировать на память целые отрывки. Можно отметить
сходство поздних произведений Гоголя и ранних Досто-
евского: Акакий Акакиевич Башмачкин и Макар Алексее-
вич Девушкин; Ковалев, Поприщин — Голядкин; Пискарев-
Ордынов. Действительно, по направленности личности
в этих парах представлен один и тот же тип личности. В
отличие от гоголевских прообразов, действия персона-
жей Достоевского в значительной мере перемещаются
во внутренний план, раскрывающийся перед читателем
как психология человека. Через Гоголя же ощутимо вли-
яние столь любимого Достоевским Пушкина, у которого
также есть образы маленьких людей, денежного манья-
ка, благородного разбойника, лишнего человека.
С. Сальвестрони справедливо отмечает богатство тек-
стов Достоевского реминисценциями, которые косвенно
отсылают нас к самым разнообразным произведениям
мировой литературы; однако творчество писателя невоз-
можно понять и оценить во всей сложности и оригиналь-
ности без обращения к библейским и святоотеческим
источникам. Конечно, источником размышлений о соот-
ношении ума и сердца мог быть в том числе и Паскаль,
который писал о постижении Бога не разумом, а серд-
цем; но, скорее, более фундаментальная сторона про-
исхождения этой проблематики у Достоевского — творе-
ния святых отцов. Духовно-нравственный вектор всей
русской литературы наиболее ярко проявился в творче-
стве Достоевского, что не случайно. Все творчество пи-
сателя опирается на представление о человеке в Еван-
гелии и в трудах святых отцов Восточно-христианской
церкви, основывавшихся на Священном Писании. Это
было замечено многими исследователями. Так, в коммен-
тарии к «Братьям Карамазовым» Л. П. Гроссман главны-
ми источниками, на которые ориентировался Достоевс-
кий, называет сочинения и деятельность святителя Ти-
хона Задонского, а также преподобных Нила Сорского,
Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Иоанна
Дамаскина, инока Парфения, Исаака Сирина. Мощные
влияния от них сходятся в «Оптинский узел», в котором
собрались носители народных святых идеалов. Иссле-
дователи указывают на близость некоторых мотивов ино-
чества в творчестве Достоевского к творениям святите-
ля Иоанна Златоуста, преподобного Исаака Сирина, пре-
подобного Симеона Нового Богослова.
Имеются сведения о влиянии на религиозную жизнь До-
стоевского его знакомство в Висбадене в 1865 г. с мест-
ным русским священником о. Иоанном Янышевым (1826-
1910). Впоследствии он стал ректором Духовной акаде-
мии, протопресвитером придворного духовенства и ду-
ховником царской семьи. Он участвовал в погребении
Достоевского. Труды о. Иоанна посвящены христианской
нравственности, действию Божией благодати и свободе
человека. Среди его главных трудов «Состояние учения
о совести, свободе и благодати в православной системе
богословия и попытка к разъяснению этого учения», «Пра-
вославно-христианское учение о нравственности». В бо-
гословском творчестве о. Иоанна присутствует вера в
доброе начало человека, акцент на котором имел значе-
ние для последующих размышлений Достоевского об
«искре Божией» и возможности «человеческого в челове-
ке», которые несправедливо оценивались как «розовое
христианство» и «христианский натурализм».
К. Н. Леонтьев, на протяжении своей жизни прошед-
ший непростой путь от врача, дипломата, писателя, цен-
зора до монаха Оптиной пустыни, несколько раз встре-
чался с Достоевским и критиковал его за «розовое хрис-
тианство» и проповедь вселюбви, считая главным в ду-
ховной жизни страх Божий, ведущий к смирению; любовь
же вершина духовной жизни. Однако в позициях мысли-
телей нет противоречия, ведь смирение — начало, а лю-
бовь — вершина духовной жизни. Взгляд Леонтьева не
противоречит мнению как Достоевского, так и тех, кто
нападал на него самого за «проповедь страха», посколь-
ку страх Божий — первая ступень духовного совершенство-
вания личности.
Многие авторы пренебрегали православным контек-
стом творчества Достоевского, в том числе такие при-
знанные, как Вяч. И. Иванов, Н. А. Бердяев. К сожале-
нию, даже сегодня предпринимаются попытки убедить об-
щественность, что Достоевский не имел подлинной хри-
стианской веры и не создал с духовной точки зрения убе-
дительных образов. Однако концепция личности Досто-
евского, вполне применимая к личности его собственной,
со всей очевидностью противостоит ее пониманию в за-
падническом смысле как самодостаточной индивидуаль-
ности, стремящейся к самоутверждению через стяжание
сокровищ на земле. Достоевский писал, напротив, о стя-
жании сокровищ на небе, через смирение в земной жиз-
ни, через доброделание в союзе с Богом, в ясном следо-
вании православному мировоззрению с использованием
художественной формы.
Книга Иова, повествующая о терпеливом перенесении
неповинным страдальцем тяжелых испытаний, послан-
ных Богом, поразила Достоевского еще в детстве. И с
тех пор он неоднократно к ней обращался. Читая Биб-
лию в остроге, Достоевский находил ответы на свои му-
чительные жизненные вопросы. Евангелие, знакомое с
детства, было единственной книгой, которую было раз-
решено читать в остроге.
Достоевский — писатель многогранный, «полифоничес-
кий», словами М. М. Бахтина. Но осмысление его творче-
ства, как и осмысление любой проблемы, должна скреп-
лять некая основа. Ею может быть живая вера Достоев-
ского, прошедшая через исключительное горнило сомне-
ний. Особенно примечательно в этом отношении «Пяти-
книжие» Достоевского, изобилующее большим количе-
ством евангельских реминисценций и мотивов. Кроме
романа «Подросток», смысловое целое входящих в «Пя-
тикнижие» произведений организовано вокруг того или
иного евангельского фрагмента. Современная итальян-
ская исследовательница С. Сальвестрони проделала
огромную работу по выявлению библейских и святооте-
ческих источников творчества Достоевского и показала,
что его ключевыми источниками являются Священное
Писание, прочитанное через поучения отцов Церкви,
старцев, а также собственный жизненный опыт. Большие
фрагменты евангельских текстов введены писателем в
романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья
Карамазовы» — это эпизоды с воскрешением Лазаря, с
бесноватым из Гадаринской страны, Послание Лаодикий-
ской церкви апостола Павла, фрагмент из эпизода свадь-
бы в Канне Галилейской. Эпиграфы из евангельских тек-
стов выступают в роли основных символических сюже-
тов в «Бесах» и «Братьях Карамазовых». Послание Лао-
дикийской Церкви, упоминаемое старцем Тихоном, по-
могает Ставрогину понять свой внутренний конфликт.
Цитаты из Священного Писания в «Братьях Карамазовых»
появляются уже на каждой странице. Глава, в которой
Раскольников слушает о воскресении Лазаря, — центр ро-
мана «Преступление инаказание», что соответствует ком-
ментариям самого Достоевского в его черновиках. В ро-
мане «Идиот» содержится много цитат и ссылок на «Апо-
калипсис». В отличие от литературоведческой позиции
С. Сальвестрони, для нас важны цитаты из Священного
Писания и творений святых отцов не только в контексте
их вплетения в ткань произведения, но и для понимания
характеристики персонажей и психологических законо-
мерностей сюжета.
После четырехлетнего срока заключения во время
службы в линейном батальоне Достоевский просил бра-
та присылать ему творения святых отцов. Известно, что
впоследствии он много читал святоотеческой литерату-
ры и постоянно обращался к ней во время написания
своих произведений. Кроме того, он внимательно изучал
русскую духовную литературу — труды русских последо-
вателей святых отцов, а также интересовался их жизне-
описаниями. В подготовительных материалах к «Идиоту»
на одной из страниц, занятой «пробами пера», Достоевс-
ким написаны имена отцов Церкви: «Василий Великий,
Григорий Богослов, Иоанн Златоуст». Это ключевые фи-
гуры святоотеческого учения.
У Смердякова во время свиданий с Иваном Карамазо-
вым на столе лежали «Слова» преподобного Исаака Си-
рина. Исаак Сирин, древний Сирийский подвижник кон-
ца VIII-начала IX века, будучи епископом, также в свое
время оставил кафедру, предпочтя ее духовной созер-
цательности — вначале в пустыне, а затем в горах, в Хузи-
стане. Среди других святых отцов св. Исаак Сирин выде-
ляется учением о «сердце милующем», любовь рассмат-
ривая как центральную добродетель. Через «сердце ми-
лующее» человек уподобляется Богу, при этом «кто ближ-
него своего не любит, но говорит, что любит Бога, тот, сам
того не сознавая, полностью сбился с пути».
Прот. Дмитрий Григорьев отмечает явное сходство твор-
чества Достоевского с антиохийской святоотеческой шко-
лой в христологическом и антропологическом вопросах.
Антиохийцы особое внимание уделяли человеческому
подвигу Христа, Его примеру совершенного смирения.
Так, святителем Иоанном Златоустом, ярким представи-
телем антиохийской школы, любовь признается основа-
нием всех Божественных заповедей. В древней Руси был
воспринят именно такой — евангельский, кроткий и мило-
стивый — образ Христа.
Достоевский, помимо Евангелия и творений святых
отцов, несомненно, прекрасно знал и любил агиографи-
ческую литературу — жизнеописания людей, достигших
земной святости. Жития святых были настольной книгой
на Руси, их читали в кругу семьи, по ним детей обучали
грамоте. Жития святых давали высокие образцы жизнен-
ного пути, служа свидетельством возможности для чело-
века преуспевать в духовном возрастании. Русские свя-
тые продолжили традиции святых отцов. Их духовное
наследие оказало значительное влияние на становление
православной культуры в России, отразившись и в твор-
честве Достоевского.
Любимым героем для Достоевского стал святитель Ти-
хон Задонский (1724-1783) — русский святой XVIII века,
епископ, богослов и выдающийся духовный писатель.
Яркий представитель старчества как древней монашес-
кой традиции, он послужил прототипом архиерея Тихона
(«Бесы»), его черты прослеживаются в старце Зосиме
(«Братья Карамазовы»), в Макаре Долгоруком («Подрос-
ток»). Достоевский писал А. Н. Майкову из Дрездена в 1870
г. о планах создания романа «Житие великого грешника»,
впоследствии не реализовавшихся, и о будущем главном
персонаже второй части романа: «… выведу величавую,
положительную, святую фигуру<…> Правда, я ничего не
создам, я только выставлю действительного Тихона, ко-
торого я принял в сердце давно с восторгом».
В своих творениях, имеющих нравоучительный харак-
тер, святитель Тихон писал, что все нестроения в жизни
человека от не-любви. В центре его интересов христиан-
ская нравственность, понимаемая широко — как христи-
анская жизнь, как учение о том, как идти ко Христу (глав-
ное творение его — «О истинном христианстве»). Христи-
анская нравственность всецело основывается на Священ-
ном Писании, она императивна; императив имеет Боже-
ственное происхождение.
Многие исследователи творчества Достоевского заме-
тили глубокое родство его литературной деятельности с
нравственно-аскетической деятельностью. Известно, что
поездка в Оптину Пустынь оказала большое влияние на
творчество писателя. Символы зерна, земли и света, тра-
диционные для Оптиной, активно использовались и Дос-
тоевским. Оптинские старцы следовали живой жизни Хри-
ста. Нигде в XIX веке не было такой активной рецепции
греческой патристики. В Оптиной активно занимались
наукой и искусством внутреннего устроения личности, ве-
дущего к обожению. Так в Оптиной жили, так писали, из-
давали свои труды и переводы аскетических творений
святых отцов. В одном из своих писем священник П. А.
Флоренский в 1919 г. говорит о значении Оптиной пусты-
ни, называя ее духовным фокусом России. Преподобный
старец отец Амвросий, с которым общался Достоевский,
не только глубоко воспринял оптинский дух и оптинские
традиции, но и передал их последующим поколениям.
Он умел понять каждого человека, и к нему тянулись как
простые люди, так и интеллигенция. Преподобный Амв-
росий сумел стать во второй половине XIX века связую-
щим звеном между образованным обществом, народом
и церковью. Еще при жизни народ считал его великим
святым. Е. Поселянин называл его наряду с преподоб-
ным Серафимом Саровским и Филаретом, митрополи-
том Московским, самой яркой личностью среди русских
христианских деятелей XIX века.
Разноплановое и глубокое самообразование Достоев-
ского сыграло важнейшую роль в становлении его лич-
ности, формировании его мировоззрения, а также свое-
образия его творчества. Обращение к православным ис-
точникам творчества Достоевского, соответствовавшим
глубине его мыслей и чувств, позволившее ему выразить
духовный контекст жизни, в первую очередь и дает воз-
можность увидеть многомерность его творчества. Изве-
стно, что свои сюжеты Достоевский зачастую брал из
обычной газетной хроники. Однако гений писателя транс-
формировал житейские сюжеты в глубочайшие повество-
вания об изломах духовной жизни современников и их
неудержимом стремлении к свету.
Таким образом, самообразование не только расширя-
ет кругозор и пополняет багаж знаний на протяжении всей
жизни человека, но и стимулирует личностное развитие
в направлении, определившемся ключевыми внешними
обстоятельствами детства и юности, а также внутренней
активностью в жизненном самоопределении, способствуя
личностной зрелости и профессионализму, углубляя их.
События и встречи с людьми, как и достигнутый уровень
личностной зрелости, становятся триггерами, запускаю-
щими процесс самообразования на каждом этапе жиз-
ненного и творческого пути.

Елена Коржова,
член Союза писателей России