И с верой жить

Иногда, случается, нахлынут воспоминания о
прошедших десятилетиях, и удивительно, насколько
интенсивно жизнь наполнялась значимыми
событиями, обозреваешь картину окружающего
становления, и удивляет разнообразие творческого
энтузиазма, насколько много реализовано новых
необычайных проектов. А личные дела среди всего
обилия построенного ютятся утлыми пятачками на
фоне множества новых построек и начинаний. И все
это — при сложнейшей обстановке внутри страны, при
давлении западных «доброжелателей», так и
старающихся заглотить очередную жертву для
сохранения своего готового впасть в инфляцию и
депрессию всепоглощающего государственного
организма, для которого это единственная
возможность выжить: найти новую жертву и таким
образом продолжить существование.

И все же, невзирая на гиперболически растущие пла-
ны «завоевателей» флоры и фауны, при мизерном уров-
не достатка и шаткой административной определеннос-
ти, столь свойственных нашей стране в лихие 90-е, мы с
энтузиазмом взялись за дело что-то творить после про-
должительных молитвенных стояний на службах, заря-
дивших нас, словно аккумуляторы, на желание соборно
выплеснуть накопленную энергию на добро, восприня-
тое усвоением благовестия Евангельского, опираясь на
свои силы. Поражает то, что, трудясь с максимальной
отдачей и всецело доверяя распоряжающейся каждым
из нас судьбе, при сохранившемся с советских времен
альтруизме мы все не оставались внакладе, а, скорее,
приобрели неимоверные богатства, одним из которых
является отрадное утешение в использовании своего
времени на служение Отечеству, родной стране, городу,
деревне или селу со всеми своими соплеменниками.
Взирая на прошлое, удивляет мощность энергии, собор-
но сопровождавшая и совершенно необъяснимая в вир-
туозном совершении всех дел, в каждом конкретном слу-
чае вдруг непонятно откуда возникающий способ дости-
жения цели. С годами наша деятельность приобретала
иную окраску, пропитанную рассудительностью и осто-
рожностью. Понятно становится, что лучше сто раз поду-
мать и один раз исполнить, чем наоборот. Также поменя-
лись и приоритеты. Более важным становилось желание
устроить душу по замыслу Спасителя, евангельских за-
поведей, и многие житейские интересы растворились,
словно в рассветной дымке, и полностью покинули со-
знание. Иногда пожилые люди такое состояние воспри-
нимают как постепенную утерю памяти, хотя это не что
иное, как изменение интересов и приоритетов.
Что мы можем вспомнить о созданной нами общине за
прошедшие годы? Огромный заряд северной стороне дал
Святейший Патриарх Алексий II, поставив наместником
Валаамского монастыря игумена Андроника, как и жела-
ние братии молиться по традиции монахов Валаама до-
революционного. Игумен Андроник поддержал инициа-
тиву братии, и таким образом, произошел расцвет Се-
верного края, и новый устав стал связующей вязью для
многих тысяч жителей всей России, вдохнувшей новое
поветрие на всю Церковь, отразившись и на админист-
рации городов и областей, а также на федералах. На
Валаам началось паломничество на кораблях, курсиро-
вавших между сушей и островом.
Судьба меня выкинула с острова на сушу лишь из-за
недостатка элементарных навыков и опыта христианс-
кого делания, хотя и испытавшего себя в миру на разных
поприщах. Благодаря первоначальной заботе старшей
братии все же удалось приобрести малый опыт прове-
дения служб церковных, упуская, к сожалению, правило
полагаться при общении с приходящими на дипломатию,
осторожность, допуская ошибки, которых хотелось бы
избегать и оставаться неуязвимым для их поражающего
душу и тело воздействия. На все это придется обратить
внимание в преклонные лета.
Вся дипломатия советского человека основывалась на
коммунистическом воспитании, и лишь после распада
страны оказалось, что такое воспитание, при многих пре-
имуществах, все же имеет существенные пробелы, в том
числе приведшие страну к такому единственному в мире
среди всех стран максимальному процентному перепа-
ду между бедными и сверхбогатыми, пропастью между
наглыми и простосердечными — более 80 %, тогда как в
Индии он составлял 71 %, а в европейских странах от
35% до 45 %, что говорит о многом умении русского на-
рода прощать впавших в неизлечимую болезнь наживы
группу нуждающихся в морально-нравственном излече-
нии лиц, зачастую и, как правило, попадающих на адми-
нистративные должности.
Тем не менее, что можно вспомнить нам? В храме на
подворье благодаря племяннику Веры Мокиной Юрию и
его бригаде мы вырезали и вынесли, в основном женски-
ми руками, бетон в подвальном помещении, чуть ли не в
метр высотой, и устроили там купель для крещения. Отец
Исидор пригласил телевидение и сделал презентацию
сего доброго деяния. Бригада Юры разрезала бетон,
словно пирог, на куски, безвозмездно, и лишь благодаря
их помощи мы смогли украсить, сделать помещение при-
годным для дальнейшей эксплуатации. А бригаде в те
годы, к сожалению, жилось несладко, поскольку за про-
деланную тяжелую работу им зачастую не выплачивали
положенную сумму, и даже произошло так, что Юра, мо-
жет быть, от приумножившихся долгов своей бригады
свел счеты с жизнью, вот такой рынок заказов имел мес-
то быть в 90-е годы лихие.
Между тем, нам открылся новый простор для действий.
Людмила Соколова предложила нам участвовать в пост-
ройке храма святителя Иоасафа Белгородского. Наш
прихожанин Николай Дубовик доставил из северного края
лес для осуществления задуманного и благословленно-
го начинания, и мы благополучно возвели храм. Лукови-
цу над колокольней с возвышающимся на ней Крестом
через год поставил Василий Поликарпов. Между тем,
сама работа в Парголове сплотила наш коллектив так,
что игумен Панкратий предложил нам место для обите-
ли за городом, на что мы бы и согласились, но, слава
Богу, игумен изменил решение в пользу другой общины,
собравшейся в ту пору вокруг протоиерея Владимира
Цветкова.
Будучи иеромонахом подворья, я настолько увлекся
делами общины, что удалось самостоятельно найти в
городе, на Фонтанке, и место для нашей деятельности.
Первоначально нас было более ста человек, которые
через два года благополучно перекочевали, лишь благо-
даря администрации города и существовавшему к тому
времени благоприятному курсу на помощь православным
начинаниям, в новое помещение на ул. Кирилловской,
11, отремонтировав фасад и стены здания, договорились
завершить ремонт в короткие сроки к трехсотлетию Санкт-
Петербурга, а далее занялись благотворительной дея-
тельностью, благодаря помощи Упе Поутиайнена и Екки
с финской стороны, продолжавшейся около трех лет. Во
время застоя нулевых очень повезло интернатам облас-
ти с различными вкусняшками, одеждой, медицинским
заведениям с памперсами, регулярно по 30 мешков в
месяц распространявшихся на Мариинскую, Покровскую
больницы и городскую больницу № 26 на ул. Костюшко,
другими медицинскими принадлежностями, например,
спецкойками для беременных, а также, совместно с Лю-
бовью Васильевной Родионовой, инвалидными коляска-
ми и инвентарем для раненных в Чеченской кампании.
Но эта деятельность прекратилась после принятого фе-
деральными властями закона об иноагентах.
Нашей организации, да и некоторым обителям доста-
лись дорогие краски для внешнего фасада и внутренне-
го применения. Все остатки передали игуменье Афана-
сии в женский монастырь под Ковровом. Некий доброхот
помог установить двери и уложить полы в нашем доме.
Основной деятельностью общества стало вышивание у
матушек и изготовление православной литературы, к ко-
торой подключились оставшиеся при здании труженики
общества. В доме появилась часовня в честь иконы «Уто-
ли моя печали» и домовая церковь Державной иконы
Божией Матери.
По благословению митрополита Владимира, а затем
митрополита Варсонофия мы приступили к богослуже-
нию, и появилась возможность участвовать в выставках
православной литературы. Так постепенно происходила
социализация наших братии и матушек, которая продол-
жается и поныне. Активной помощи со стороны епархии
и городских властей мы не наблюдаем, но и особенного
противления нашим начинаниям также не встречалось.
Появился, как и на подворье, в епархии новый друг, про-
тоиерей Сергий Куксевич, ставший впоследствии благо-
чинным Центрального района.
В стране сформировался запрос на идеологию, кото-
рая сводилась к ручному управлению и руководилась
лично Владимиром Владимировичем Путиным, ставив-
шим перед страной задачи ускоренного развития и объе-
динения бывших республик против действий англосак-
сонской ястребиной политики. Как нам казалось, дея-
тельность нашей общины как раз бы очень пригодилась
администрации, и федеральной, и городской, для упро-
чения межконфессионального мира, поскольку мы зани-
мались переводами основополагающей для православ-
ного мировоззрения литературы и пытались объединен-
ными усилиями создать международную организацию по
изучению и распространению коренного для Руси миро-
воззрения, и для этого даже предприняли попытку печа-
таться в «Вечернем Петербурге». Но, как выяснилось, с
нашим неразумием и простодушием социализироваться
сил у нас не хватило.
Мир оказался сложнее, чем мы предполагали, а грех,
который мы усвоили еще в советское время, как полное
отсутствие понимания заповедей евангельских, стал кам-
нем преткновения для миротворческой деятельности в
современных реалиях битвы мировоззрений советского
прошлого и либералов настоящего. Требовалось более
глубокое осмысление происходящего на фоне СВО, объе-
динившей народ теперь уже для защиты от претензий
национального суверенитета украинцев и прибалтов, к
которым западные аналитики пытались подтащить и Гру-
зию, и Молдавию, и Среднюю Азию, не гнушаясь даже и
коренными народами России, педалируя в их сознании
тему национального суверенитета, а на самом деле пы-
таясь разобщить многонациональное содружество совет-
ского народа.
Система к этому времени была неповоротливой. Во-
енный щит, выстраиваемый Владимиром Владимирови-
чем, оказался не вполне готовым к новым реалиям, к тому
же вскрылись существовавшие бреши коррумпированно-
сти высших военных чинов и властных элит. Плотная
связь с Западом с их стороны превращала вертикаль
власти в насквозь проржавевшую, готовую рухнуть в лю-
бой момент структуру. Какая там для них идеология, она
для них сложилась еще в советское время умением
пользоваться преимуществами административных дол-
жностей, создав новую для них идеологию коррупции.
Церковная доктрина для таковых являлась простой шир-
мой перед простолюдинами, а по сути они были и есть
поклонники мамоны, и все их действия, их связи направ-
лены на одну для них понятную деятельность — личную
наживу и проталкивание наследников на лакомые места
для еще большего обогащения и управления массами,
т.е. их соплеменниками, для которых слова Родина, Оте-
чество, родная земля остались не просто пустозвоном, а
понятиями, в которых коренится полнота мудрости, все,
что связано с Творцом, Богом, благословившим народы.
С подобными служителями пришлось столкнуться и
нашей общественной организации. Это были начальные,
нулевые годы, когда объединяющий мотив для всех гла-
венствовал в сознании — и верующих, и атеистов, мало
понимающих уже, а что, собственно, ожидать от посеща-
ющих храмы Божии, не видя в их действиях ничего пре-
досудительного. Но они быстро пришли в себя и опомни-
лись уже при Дмитрии Анатольевиче, сообразив, что все
в стране является собственностью и все это можно мо-
нетизировать. И потому чиновники оставили просьбу Свя-
тейшего Патриарха Алексия II о расширении за счет так
необходимой, освободившейся соседней территории без
ответа. Нам стало понятно, что на ту территорию у влас-
тей другие планы, и им просто непостижимо, что означа-
ет идея объединения народа. По их вероятному предпо-
ложению, президента можно слушать, кивать послушно
головами в знак согласия, а за спиной проворачивать свои
делишки. Таково наследие советского прошлого с выст-
роенными схемами еще цеховиков, затем предпринима-
телей, превратившихся в бизнесменов, быстро усвоив-
ших важность и значимость депутатских кресел и адми-
нистративных должностей, позволявших совершать тай-
ные махинации на уже легальной, поощряемой основе,
сохраняя сознание масс в сгустившейся дымке непони-
мания того, а что же все-таки происходит и какой опасно-
сти подвергаются окружающие и их наследники, учиты-
вая всю остроту требующего решения ныне демографи-
ческого вопроса. В центре города храмы стали окружать
многоэтажками, скрывая их от глаз верующих. Поменяли
даже Архитектурный кодекс Санкт-Петербурга. Но если
коммерсанты хотят послужить Родине, пусть едут за 101-
й километр и там спокойненько строят свои многоэтаж-
ки, не уродуя облик центральной части города.
Возьмем, к примеру столицу России. В Москве ставят
памятник великомученице Великой княгине Елисавете и
ее мужу, губернатору великому князю Сергию, мемориал
рядом с Марфо-Мариинской обителью, а у нас в Петер-
бурге для игуменьи Таисии и ее сподвижников, обустро-
ивших столько детских заведений и вдохнувших в них
жизнь не только в городе, но и повсеместно, по-видимо-
му определен 101-й километр. Это для того, чтобы мы не
мелькали перед их глазами, не мотали им нервы. Может,
они правы? Вон сколько земли до Владивостока, а в ка-
честве замещения пригоним для замены родные для них
народы. Все у них для исполнения задуманного идет в
ход, да и дети их уже давно освоились на Западе, оши-
бочно полагая, что они там кому-то нужны.
Короткая справка.
Более 20 лет существует общественная организация,
почитающая имя замечательной подвижницы, — Общество
памяти игумении Таисии, члены которого трудятся при
духовном руководстве иеромонаха Александра (Фаута),
по благословению протоиерея Николая (Гурьянова), ар-
химандрита Кирилла (Павлова) и других старцев, зани-
маясь изготовлением предметов и изделий, необходимых
в богослужебной практике, изданием и переводами на
многие языки книг духовно-нравственного содержания,
способствуя единению народов через духовно-нравствен-
ное просвещение. В Санкт-Петербурге силами членов
Общества было приведено в порядок нуждавшееся в ка-
питальном ремонте здание, выделенное администраци-
ей города Обществу для восстановления и последующей
культурно-просветительской, нравственно-педагогичес-
кой и благотворительной деятельности. Вся литература,
выпускающаяся Обществом, имеет богатейший воспита-
тельный потенциал и представляет необычайную акту-
альность и ценность как для современного читателя, так
и для последующих поколений, сохраняя аскетический
дух прошлого и передавая бесценное наследие предков
в раскрытии смысла мироздания, человеческого бытия и
возводя к горнему миру, наставляя в любви к Богу, Оте-
честву и ближнему.
Обширная благотворительная деятельность членов Об-
щества памяти игумении Таисии всегда находит благо-
дарный отклик в сердцах людей, которые учатся мило-
сердию, жертвенности, бескорыстному служению людям,
возрастая в доброте. В настоящее время уплотнитель-
ная застройка центра Санкт-Петербурга по ул. Новгород-
ской может привести к разрушению исторического зда-
ния, где располагается Общество (ул. Кирилловская, 11).

Иеромонах Александр (Фаут)