Составленная из множества уникальных документов, фотографий, фактов, книга Владимира Короля «Крылья «Пулково» показывает большой мир воздухоплавания, который зарождался и развивался в городе на Неве. В ней Владимир Васильевич суммировал свой многолетний опыт работы на авиапредприятии, общения с известными летчиками, видными деятелями авиации, ветеранами «Пулково», а также собственные исследования и архивные данные.
«Я переписывался с легендарными летчиками Беляковым и Громовым, с дочкой летчика Нестерова, который первым сделал «мертвую петлю», сестрами маршала Тухачевского, друзьями академика Королева», — рассказал мне Владимир Васильевич. С потомками первого командующего в русской армии воздухоплавательной части Александра Кованько он жил в одном доме; родственница Льва Толстого была его редактором. Владимир Васильевич был в дружбе с Героем Советского Союза Валентиной Гризодубовой, генерал-полковником Михаилом Громовым. Число талантливых летчиков, ученых и писателей, с которыми В. Король дружил, а с некоторыми дружит до сих пор, очень велико. Многим из них посвятил не один свой литературный труд. Такому везению судьбы он и сегодня искренне удивляется.
Вернемся к его книге «Крылья «Пулково». Она представляет собой ценный кладезь тщательно отобранной и научно систематизированной информации. Эта работа проделана впервые в нашей стране, а не только в Санкт-Петербурге. Повествуя, Владимир Васильевич время от времени обращается за советом к тому или иному специалисту, соглашается или полемизирует с ним. В книге как бы одновременно говорят люди нескольких поколений. Тем самым автор подчеркивает: история человечества — это процесс передачи опыта.
«С самого начала приобщения к летной профессии надо приучиться постоянно себя контролировать. Если человек лишен самокритичности, если он не сможет анализировать свою деятельность, свое поведение, он никогда не сможет быть хорошим летчиком», — так говорил прославленный летчик Михаил Громов.
В. Король уже в предисловии своей книги размышляет над самим смыслом профессии. В дискуссию писатель вводит и полярного летчика Михаила Каминского, с которым ему довелось состоять в переписке. М. Каминский пережил многое: садился в туман на горящем самолете, пробивался сквозь ураган зенитного огня к цели, «голодал, замерзал, тонул, горел». Он полагал, что не существует летчика и без везения, которое сопутствует людям определенного склада характера.
Еще на заре рождения авиации один из ее пионеров генерал А. Кованько написал такие строки: «Чтобы летчиком быть,/ Надо дело любить./ Авиация — дело святое!../ Нужно много познать!/ Авиация — сложное дело!/ Авиация — трудное дело!» Рассказывая о тех или иных этапах развития «Пулково», Владимир Король обращается к опыту всей истории авиации, что позволяет читателю более зримо увидеть и оценить прошлое, сделать правильные выводы для современности.
Материалы, послужившие основой для написания книги, автор собирал в течение почти всей своей жизни — со времени работы над дипломом в Ленинградском государственном университете. После университета работал авиатехником, диспетчером на авиапредприятии; по вечерам копался в архивах, разбирал пыльные документы, изучал историю авиации.
Перу Владимира Васильевича принадлежит большое количество опубликованных работ, раскрывающих те или иные страницы истории «Пулково». Есть публикации и о самом В. Короле: «Краеведческая энциклопедия», «Авиационная энциклопедия в лицах», Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград». Его звучная фамилия рядом с легендарными именами — Сергей Королев, Николай Жуковский и др.
Замысел написать книгу, равную по содержанию и объему энциклопедии, возникло у него два года назад. Однако до его осуществления Владимиру Васильевичу пришлось пройти сквозь серьезные испытания.
«На столе я оставил записку жене: все материалы, если что случится, опубликуй. Вот и нужные телефоны,» — вспоминает Король. Так он поступил, когда собирался на сложную операцию накануне выхода в свет книги. А нужно было делать операцию на глазах. Раньше, когда он писал книгу, мог наблюдать свет в доме напротив; но долгие дни и вечера работы с бумагами, текстом, почти полгода, проведенные в архивах, подкосили зрение: соседские окна он уже не видел. Последние главы «Крыльев…» Владимир Васильевич писал уже с лупой. Боясь, что в своем возрасте не перенесет операцию, спешил закончить труд. Согласился на операцию, когда дело оставалось только за публикацией. К счастью, все обошлось благополучно.
Работая над книгой, Владимир Король собрал уникальные, поражающие своей новизной, сведения — дату рождения авиакомпании «Россия» (7 мая 1934 года) — ей в этом году исполнилось 80 лет, пилотирование самолета Ш-2, который сейчас в музее Арктики и Антарктики, известным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Бабушкиным, участвовавшим в полярных экспедициях, спасавшим челюскинцев. Много ценных сведений в книге связаны с историей ленинградской авиации в период Великой Отечественной войны. Установить точное начало зарождения авиапредприятия «Пулково» автору удалось благодаря сохранившемуся в архиве СУ ГВФ приказу по Северному управлению воздушных линий об организации отдельного, 31-го, ночного отряда этого Управления. Приводится полный список личного состава отряда.
Отмечу еще одно достоинство книги: большое количество персоналий — их тысячи. Это ученые, специалисты, летчики, работники наземных служб — с момента зарождения авиации до наших дней. Это — работники авиапредприятия «Пулково», отмеченные государственными наградами и почетными званиями. Это и участники Великой Отечественной, погибшие на фронте, и те, уже в мирный период, кто не вернулся из полета, — с начала 50-х годов до нашего времени. Владимир Васильевич с большим сожалением говорит о том, что он не мог назвать всех поименно: их десятки, сотни тысяч. Для этого понадобилось бы несколько томов.
Не обошел автор вниманием и современное состояние авиапрома и авиации. Рыночные отношения резко изменили философию научно-технического потенциала, конкурентоспособности, безопасности полета авиасудов, условий жизни и работы тружеников авиапрома. Автор только затронул эту проблему. Очевидно, что она — тема отдельного, специального, исследования.
Книга Владимира Короля «Крылья «Пулково» написана живым, ярким, богатым литературным языком, увлекает читателя с первой страницы. Уверен, что она будет полезна не только профессионалам, но и широкому кругу читателей — всем, кто интересуется авиацией и ее историческим прошлым.
«Моя книга, — говорит автор, — это лишь некоторые страницы истории авиации. А чтобы рассказать обо всем, нужные целые тома». Сейчас он собирает материалы для новой книги — о русских военл¸тах, асах Первой мировой войны.
Вячеслав Булгаков, член Союза писателей России, кандидат исторических наук