Летчики-герои Великой войны

000Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, получившее в 1929 году название Королевство Югославия, было единственным государством в Европе, которое после Октябрьской революции и с началом Гражданской войны приняло русских офицеров в свою армию, сохранив за ним и их воинские звания. Дружественная нам страна открыла для эмигрантов из России кадетские корпуса, женские институты, гимназии и училища. И не случайно самой значительной по количеству группой эмигрантов было тогда русское офицерство. Обо всем этом рассказывается в книге «Русские без России — сербские русские», которая была издана в Югославии. В ней можно найти и рассказы о русских офицерах, героически сражавшихся в годы Первой мировой войны и забытых в родном отечестве, таких, как Владимир Иванович Стрижевский и Григорий Эдуардович Сук, служивших в 90-м истребительном авиа отряде и одержавших по семь воздушных побед.

Владимир Иванович Стрижевский в годы Первой мировойвойны совершил более 200 боевых вылетов. Позднее в Югославиион стал известным летчиком и одним из создателей югославскойгражданской авиации. Стрижевский испытал здесьбольшое количество самолетов и совершил 4000 вылетов.

Прославленный летчик родился в Могилевской губернии 26декабря 1894 года в дворянской семье. Окончил в ПетербургеПолитехнический институт. В ноябре 1914 года добровольцемушел на фронт. В том же месяце был направлен на Офицерскиетеоретические курсы авиации имени В.В. Захарова, послеуспешного обучения на которых был направлен в Гатчинскуювоенную авиационную школу. 29 июля 1915 года Стрижевскомубыло присвоено звание военного летчика.

За короткое время боевой службы в ХVI корпусном авиаотрядеВладимир Иванович Стрижевский, совершив 43 боевыхвылета, налетав более 65 часов, к концу 1915 года былнагражден всеми степенями Георгиевского креста. За отличиев боях его произвели в чин прапорщика.

В августе 1916 года Стрижевский был направлен в 9-й истребительныйавиаотряд. Здесь-то и произошла его встречас полным Георгиевским кавалером военным летчиком-охотником(добровольцем) прапорщиком Григорием ЭдуардовичемСуком.

В Москве живет племянник Григория Эдуардовича — БорисЕвгеньевич Сорокин, который сохранил семейный альбом идокументы о своем родственнике. С его помощью мы узнаем,что Григорий Сук родился в российско-чешской семье 12 декабря1896 года. Отец прославленного летчика работал ученым-лесоводом, а дядя, Вячеслав Иванович Сук, был известнымкомпозитором, главным дирижером Большого театра.

Григорий, как и Владимир, окончил Гатчинскую военную авиационнуюшколу. 25 января 1916 года ему было присвоенозвание военного летчика.

В письме матери, Любови Осиповне, прапорщик Сук писал:»Последнее время усиленно работаю, так как из отряда осталсятолько мой аппарат. В последнюю неделю летаю ежедневнопо три-пять часов, и у меня аппарат весь в дырах отшрапнели и осколков. В последнем полете у меня пробилокуртку, и наблюдатель ранен…».

«Да, чуть не забыл самое главное, — пишет он в другомписьме, — подбил «Альбатроса», и здорово, но все же паршивецдотянул за свои окопы, там сел и погробился…»

«Дрался с одним «Альбатросом», обжарили его чуть не с 20метров, но заел пулемет. Он меня тоже ошпарил, очереди трипустил», — снова пишет Григорий и сообщает в конце письма,что самолет противника был сбит.

Последнее письмо от него мать получила 22 сентября 1917года: «Я сейчас летаю на лучшей машине в 150 сил. Насчетполитики сейчас писать ничего не могу, и ты мне не пиши, самзнаю, что скверно, ну да подождем — увидим. Грустно иногдана душе уж очень и горько, ну да ничего. Я представлен кКресту (офицерскому)…».

Приходили матери и другие сообщения о боевых делах сына.Так, командир 9-го истребительного отряда подпоручик И.Лойкописал: «Прапорщик Сук является отличным летчиком и блестящеможет выполнять боевые задачи при трудных условияхи с любовью относится к делу».

А вот телеграмма от авидарма полковника В.М.Ткачева от4 августа 1917 года: «Приветствую прапорщика Сук славнойбоевой работой».

Последний документ с фронта датирован 15 ноября 1917года: «Возвращаясь с боевого полета, военный летчик прапорщикСук делал поворот для посадки на аэродром, скользнулна крыло, а затем, перейдя в штопор, упал. Разбился насмерть».Это сообщение подписал авиадив Гартман.

Милостивее была судьба к Владимиру Стрижевскому. Вконце июня 1917 года он одержал седьмую победу в воздушномбою, сбив вражеский самолет. 3 июля состоялся очереднойбоевой вылет. Вместе с ним в воздух поднялись подпоручикИван Лойко и прапорщик Сук. В воздушной схватке с группойвражеских самолетов был сбит один австрийский летчик.Прапорщик Стрижевский был ранен в ногу. Несмотря насерьезное ранение, он благополучно совершил посадку насвоем аэродроме.

Это был их последний совместный с Григорием Суком бой.* * *На счету летчика-аса Ивана Васильевича Смирнова 12 воздушныхпобед. Он из крестьянской семьи. Родился 30 января1895 года во Владимирской области. Ушел добровольцем наПервую мировую войну в 1914 году и, отличившись в первыхже боях в октябре, заслужил свою первую награду Георгиевскийкрест IV степени.

В декабре Иван Смирнов был ранен и отправлен в один изпетроградских госпитаталей. Но уже летом 1915 года он обучаетсяполетам в небе Гатчины, а затем и в московской школе.На фронт Смирнов возвращается в 19-й корпусной авиаотряд,которым командовал Александр Казаков.

В июне 1917 года Смирнова наградили полным бантом Георгиевскихкрестов. После этого события он еще получает офицерскиенаграды, среди которых и орден Святого Георгия IVстепени. 26 ноября 1917 года — последний вылет Смирнова сосвоим командиром Казаковым в составе русских войск и егопоследняя боевая победа.

Вместе со своим командиром Казаковым летчик Смирноввоевал в Славяно-Британском отряде. Служил в английскойавиации в чине майора. В 1924 году начал летать на линияхКЛМ. Он посвятил гражданской авиации 25 лет. Умер на 61-мгоду жизни.

Гораздо раньше оборвалась жизнь другого прославленноголетчика Юрия Владимировича Гильшера. В авиацию он тожепопал не сразу. После окончания Алексеевского коммерческогоучилища (Москва) он поступил в Николаевское кавалерийскоеучилище. И только весной 1915 года на полевых учениях,увидев полеты военных авиаторов, решил стать летчиком.

Окончив 9 сентября 1915 года Гатчинскую военную авиационнуюшколу, Гильшер в составе 4-й авиационной роты отправляетсяна фронт. Судьба словно хочет уберечь его отсмерти — Юрий повреждает руку и отправляется в Одессу,где совершает тренировочные полеты. Однако уже 2 апреляв составе 7-го истребительного авиаотряда корнет Гильшерпопадает на Юго-Западный фронт.

Здесь отряд в составе командира подпоручикаОрлова, летчиков Бычкова,Матвеевича, Янченко и Гильшера участвуетв Брусиловском прорыве, обеспечиваяназемные войска разведданными. В одномиз полетов самолет Юрия потерпел аварию,и летчик лишился ноги.

Казалось бы, судьба вновь дает шанс вернуться к гражданскойжизни. Но в октябре 1916 года он из госпиталя возвращаетсяв свой отряд и назначается командиром на времяоправки на стажировку во Францию Орлова. С первых днейприбытия Гильшер строит себе специальный тренажер и ежедневнотренируется, готовясь к полетам.

Спустя месяц он совершает первый боевой разведполет. Вписьме к сестре Ире, датированном 11 декабря 1916 года,Юрий пишет: «Последний раз я был в 80 метрах от немца, ноу меня заел пулемет, и я увернулся от его пуль — ужаснонеприятно трещат неприятельские пулеметы.

Если машины неисправны, то приходится иногда видеть,как немец сделает круг над аэродромом, потом отойдет, станетпротив ветра и медленно поползет прямо над головамина аэродром. Через секунду слышен свист падающей бомбы».

В марте 1917 года из Франции возвратился подпоручик Орлов,и тогда Гильшер, сдав ему отряд, продолжил полеты. Уже1 апреля он сбивает неприятельский самолет. 2 мая сноваудача — сбит еще один вражеский аэроплан. К тому времениГильшер награжден двумя орденами — один из них орден СвятогоГеоргия IV степени.

После того, как 18 июня погибает подпоручик Орлов, командиромотряда назначается корнет Гильшер. Он снова одерживаетпобеду в воздушном бою. Спустя два дня летчика награждаютЗолотым Георгиевским оружием.

О последнем дне жизни Гильшера известно из письма егодруга, летчика прапорщика Василия Янченко, которое былоадресовано отцу героя Владимиру Ивановичу.

«7 июля около 8-9 часов вечера через наш аэродром наТернополь показалась эскадрилья неприятельских самолетов.Ваш сын и я настигли эскадрилью вблизи Тернополя, навстречунам показалось еще 8 аэропланов противника, и эта эскадрильяиз 16 аэропланов окружила нас. Уклониться от боя былобы позорно, и мы приняли бой», — пишет Янченко.

Гильшер сумел сбить первый самолет. Далее, как сообщаетего друг: «Атакуя второй, ваш сын подошел к нему снизу сзади,под пулемет. Немец был метрах в 70. Я видел, как противникоткрыл огонь и пули с дымовой траекторией ложились вдолькорпуса самолета вашего сына. Атакованный в это времясверху остальными аэропланами противника, взглянув вверх,я увидел над собой около 10 самолетов. В это время моторсамолета Гильшера вырвался из рамы и вылетел вперед, крыльяаэроплана сложились, и он камнем пошел вниз…

Получив несколько пулевых пробоин и не имея возможностидраться, видя гибель Вашего сына, которому, быть может,была еще нужна помощь, я тоже пошел вниз и сел у местападения Юрочки.

Все было кончено. Тело было вынуто из-под обломков, и яотправил его в Тернополь, оттуда в наш дивизион, где он былзапаян в гроб и торжественно похоронен в г. Бучаче в Галиции».

Заканчивает письмо Янченко такими словами:»Трагические и полные героизма смерти Орлова и Юрочки,наших командиров, произвели на отряд и всех их знавшихтяжелое впечатление. Авиация не забудет своих славныхбойцов».

В приказе по 7-у истребительному авиационному отряду от7 июля 1917 года написано: «Да послужит всем боевым орламэтот святой героический подвиг военного летчика корнетаГильшера, как пример безграничной преданности Родине и безупречноговыполнения своего долга».

Приказ подписал боевой товарищ Гильшера, временно командующийотрядом поручик Макаенок.* * *Защищая свое Отечество, русские летчики проявляли невиданноемужество. Ротмистр Гринев на своем «вуазене»смело вступил в схватку с 17 самолетами противника и погибв неравном бою. Штабс-капитан Лебедев, атаковав 12неприятельских самолетов, дал возможность боевым товарищамподнять свои машины в воздух…..

Владимир Корольчлен

Союза писателей России