Плевок в душу

Автор, пишущий эти строки, как и тот, кому случится  их прочитать, — не исключение из миллионов  россиян, которым знаком и дорог талант великого  поэта Сергея Александровича Есенина. Сложнее  с юными, 9-10-летними гражданами России, которым  в нынешней обстановке извращения всего и вся  даже с такими гениями, как Есенин, официоз  познакомиться не дает. Сказанное выше ужасно.  Чтобы обосновать это, предлагаю открыть  «Новейшую хрестоматию по литературе» для  учащихся 3-х классов российских  общеобразовательных школ под редакцией Т.И.  Максимовой /Москва, ЭКСМО, 2008/.
Каждый рекомендуемый автор, писатель или поэт (с  отбором авторов можно спорить), представлен в этой  хрестоматии одним, надо понимать, наиболее характерным  для него произведением, которое может увлечь  10-летних детей, только вступающих в волшебный мир  чтения. Итак, Сергей Александрович Есенин.
Поэт представлен здесь единственным стихотворением  без названия в 16 строк. Позволю себе его процитировать,  пронумеровав все 4 строфы.
* * *
(1)
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

(2)
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
(3)
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
(4)
Взрыкает зыбка,
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

Прочитав этот мало понятный даже взрослому человеку  текст, невольно задаешься вопросом: мог ли составитель  учебника каким-то иным путем создать превратное  представление детей о поэзии С.А. Есенина, чтобы  надолго, если не навсегда, заглушить в них интерес к  творчеству признанного российского гения? Да, досадные  неудачи есть и у великих творцов. Так зачем же их  выставлять, как «визитную карточку» гения? Ведь что ни  строка здесь, то «сюрприз». Начнем же по порядку.
I строфа: «…как сажа, льется в окно».
— Сажа сухая, она не льется, — законно возражают дети.
— Разве пряжа ткет полотно? Человек пряжу ткет, разве  нет?
Во II строфе «пляшет» непонятная детям «гасница».  Опять недоумение юных:
— Если эта штука (гасница) гаснет, так почему тень вдруг  «прыгает»? С чего бы ей прыгать? Плетень вдруг «стучится  в окна»?..
Полнейшее неприятие текста выражают ученики 3-х  классов, читая III и IV строфы. Внучка моя не лишена  поэтической жилки, и когда ей объяснили, что «гать» означает  «дорога», она с радостью поняла (III строфа), что  гать прилипнуть к окошку не может, а она просто видится  из окна. Но тут же девочка растерялась:
— Нет. Как же видно дорогу, если там сажа льется в  окно?..
К критике внучки смею добавить еще пару слов. Детям  полезнее бы читать не «байкает» мать, а «баюкает». Или  нам мало нового современного косноязычия?
Но полной загадкой для третьеклассников стала IV  строфа. «Взрыкает зыбка, сонный тропарь». Слово «зыбка»  учительница объяснила одноклассникам моей внучки  как «колыбелька». И дети спрашивали:
— А почему колыбелька «взрыкает»? Зверь она, что ли,  если рычит, как медведь?
Слово «тропарь» не смогли детям объяснить ни в школе,  ни дома…
Стихотворение заканчивается словами матушки, которая  «байкает» свою девочку-крошку и просит, чтоб ее  «рыбка» не «гутарила» (разговаривала), а спала. Тут  просьбу матушки понять можно, хотя и при условии, что  рыбы — самые говорливые твари на свете (гутарят!).
Во всех изданиях нашего любимого поэта, наряду с  непревзойденными зрелыми шедеврами, публикуются  и его ранние талантливые стихи. Недаром моя внучка  напомнила:
— Мы же читали стихи этого поэта, только настоящие. И  ты говорила мне, что этот поэт их писал, когда был ненамного  старше меня. Почему же их не вставили в книгу?
Да, ей читали истинного Есенина. А сотням тысяч ее  ровесников — не читали. И потому хрестоматия Т. Максимовой  способна навсегда отвратить их от лучшего, что  они могут и должны знать о российской классике.
Ирина Иванова,
педагог