Автор, пишущий эти строки, как и тот, кому случится их прочитать, — не исключение из миллионов россиян, которым знаком и дорог талант великого поэта Сергея Александровича Есенина. Сложнее с юными, 9-10-летними гражданами России, которым в нынешней обстановке извращения всего и вся даже с такими гениями, как Есенин, официоз познакомиться не дает. Сказанное выше ужасно. Чтобы обосновать это, предлагаю открыть «Новейшую хрестоматию по литературе» для учащихся 3-х классов российских общеобразовательных школ под редакцией Т.И. Максимовой /Москва, ЭКСМО, 2008/.
Каждый рекомендуемый автор, писатель или поэт (с отбором авторов можно спорить), представлен в этой хрестоматии одним, надо понимать, наиболее характерным для него произведением, которое может увлечь 10-летних детей, только вступающих в волшебный мир чтения. Итак, Сергей Александрович Есенин.
Поэт представлен здесь единственным стихотворением без названия в 16 строк. Позволю себе его процитировать, пронумеровав все 4 строфы.
* * *
(1)
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
(2)
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
(3)
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
(4)
Взрыкает зыбка,
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».
Прочитав этот мало понятный даже взрослому человеку текст, невольно задаешься вопросом: мог ли составитель учебника каким-то иным путем создать превратное представление детей о поэзии С.А. Есенина, чтобы надолго, если не навсегда, заглушить в них интерес к творчеству признанного российского гения? Да, досадные неудачи есть и у великих творцов. Так зачем же их выставлять, как «визитную карточку» гения? Ведь что ни строка здесь, то «сюрприз». Начнем же по порядку.
I строфа: «…как сажа, льется в окно».
— Сажа сухая, она не льется, — законно возражают дети.
— Разве пряжа ткет полотно? Человек пряжу ткет, разве нет?
Во II строфе «пляшет» непонятная детям «гасница». Опять недоумение юных:
— Если эта штука (гасница) гаснет, так почему тень вдруг «прыгает»? С чего бы ей прыгать? Плетень вдруг «стучится в окна»?..
Полнейшее неприятие текста выражают ученики 3-х классов, читая III и IV строфы. Внучка моя не лишена поэтической жилки, и когда ей объяснили, что «гать» означает «дорога», она с радостью поняла (III строфа), что гать прилипнуть к окошку не может, а она просто видится из окна. Но тут же девочка растерялась:
— Нет. Как же видно дорогу, если там сажа льется в окно?..
К критике внучки смею добавить еще пару слов. Детям полезнее бы читать не «байкает» мать, а «баюкает». Или нам мало нового современного косноязычия?
Но полной загадкой для третьеклассников стала IV строфа. «Взрыкает зыбка, сонный тропарь». Слово «зыбка» учительница объяснила одноклассникам моей внучки как «колыбелька». И дети спрашивали:
— А почему колыбелька «взрыкает»? Зверь она, что ли, если рычит, как медведь?
Слово «тропарь» не смогли детям объяснить ни в школе, ни дома…
Стихотворение заканчивается словами матушки, которая «байкает» свою девочку-крошку и просит, чтоб ее «рыбка» не «гутарила» (разговаривала), а спала. Тут просьбу матушки понять можно, хотя и при условии, что рыбы — самые говорливые твари на свете (гутарят!).
Во всех изданиях нашего любимого поэта, наряду с непревзойденными зрелыми шедеврами, публикуются и его ранние талантливые стихи. Недаром моя внучка напомнила:
— Мы же читали стихи этого поэта, только настоящие. И ты говорила мне, что этот поэт их писал, когда был ненамного старше меня. Почему же их не вставили в книгу?
Да, ей читали истинного Есенина. А сотням тысяч ее ровесников — не читали. И потому хрестоматия Т. Максимовой способна навсегда отвратить их от лучшего, что они могут и должны знать о российской классике.
Ирина Иванова,
педагог