Имя чуду – театр

Седьмой международный   фестиваль АПАРТ – событие   неповторимое и грандиозное.   С каждым годом оно   приобретает все большее   значение, все больший вес   в российской и мировой   театральной жизни… АПАРТ –   не просто фестиваль… Это   воистину феерический праздник!.. Праздник любви   к жизни и ликующей радости молодежного   творчества… Лучшие коллективы театральных   институтов и факультетов России и других стран   с 7-го по 17 июня показывали в Санкт-Петербурге   свои самые яркие дипломные спектакли… 

“Фестиваль” – праздник и состязание, ибо праздник и   состязание – вещи, по-моему, разные. Праздник может   обойтись без состязательности, состязание может проходить   в обстановке не праздничной.

В фестивале же эти два компонента слиты органично.   Состязание, проходящее в праздничной атмосфере,   даже у побежденных оставляет в душе только светлые   чувства, только приятные воспоминания. Да и понятие   “побежденный”, по-моему, в принципе не применимо к   АПАРТУ…

Ты вышел на люди, ты показал коллегам, понимающим   тебя и твое дело, то, над чем в поте лица трудился   весь год, истекший после предыдущего фестиваля; а   может быть, и то, что делал несколько лет, мучаясь и   сомневаясь, не зная, по правильной ли дорожке идешь.   Тебя встретили приветливо, твоим работам были рады,   их внимательно отсмотрели профессионалы, всю жизнь   посвятившие театральному делу. И если твой спектакль   выпустили на фестивальную сцену, то это уже победа,   уже награда для того, кто работает под эгидой Мельпомены   всерьез. И не важно, каково твое место в фестивальном   рейтинге. Общение с единомышленниками, с   “братьями по цеху” дорогого стоит. Возможность себя   показать и других посмотреть и послушать – вот то главное,   для чего проводится фестиваль, и что он может дать.   Хотя, никто не спорит, и дипломы получать, конечно,   очень приятно. Но все-таки, повторюсь, главным призом   фестиваля является участие в нем.

Фестиваль – как яркая тропическая птица – прилетает   на берега Невы, одетые в серый гранит, и все мы, к нему   причастные, забиваемся под разноцветные птичьи крылья,   и нам там тепло и радостно.

Так шуми, фестиваль, блистай разноцветьем, ошеломляй   необычными спектаклями! Юность – время поисков   себя. А пока себя ищешь, самое время экспериментировать,   пытаться переступать за черту классических канонов   искусства!

“Художник первородный – всегда трибун! В нем дух переворота   и вечно – бунт!

Ищите себя! Пробуйте ставить спектакли по-новому –   так, как до вас никто еще этого не делал! А фестиваль   “АПАРТ” пусть будет и другом вашим, и помощником, и   учителем!”

Такие слова сказал о фестивале член жюри, драматург   Григорий Петров…

Мне же лично, как журналисту и неравнодушному зрителю,   пожалуй, более всего пришелся по душе спектакль   “Не все коту масленица”, поставленный (на театральном   факультете БИИЯМС) лауреатом многих театральных   премий, почетным профессором Александром Петровичем   Николаенко.

Меня удивила прекрасная сыгранность, слаженность   актерского состава спектакля. Смотришь, и невольно   возникает ощущение гармоничного единства всех участников.   Все они как бы составляют некую цельность. Я   бы даже сказал, некий самодостаточный мир, существующий   по своим непреложным законам… Это мир яркий,   убедительный, контрастный… В нем есть место и   для робкой любви молодого человека, пребывающего в   услужении у богатея, и для строптивого норова красивой   девушки, и для расчетливых мечтаний матери этой девушки,   и, конечно, для безудержной вседозволенности   купчины – денежного мешка… И купчина этот так хорош,   так современен, колоритен, убедителен, что невольно   сравниваешь его с нынешними олигархами и им подобными…   “Я все могу, потому что я все могу купить!..” – вот   суть таких двуногих…

Спектакль, повторюсь, настолько хорош, что мне он   показался одним из лучших, если не самым лучшим…

Хочу сказать несколько слов о матери фестиваля – о   Светлане Юрьевне Ляминой… Официальное ее положение   – автор и художественный руководитель АПАРТА.   Красивая, хрупкая женщина, она несла на своих плечах   поистине титаническую нагрузку… Справлялась с кучей   каких-то обязательных бумаг, отвечала ежедневно на   десятки телефонных звонков, разговаривала с десятками   людей…

С открытия и до закрытия фестиваля Светлана Юрьевна   была всеобщим центром притяжения – всех знала   и привечала… В общем, этакий ЦУП (Центр Управления   Полетом) в едином лице…

К окончанию фестиваля она, конечно, приустала… Не   могла не устать, учитывая, какую массу организаторских   дел взвалила на себя…

Но, глядя на нее, изящную, хрупкую женщину, невозможно   было представить ее утомленной, поникшей.   Возникало впечатление, что все ей дается легко, играючи.   Все у нее выходит как бы само собой…

Я, как журналист, отнес ее про себя к прекрасному   племени самозабвенных энтузиастов. Тех самых энтузиастов,   что на своих плечах выносили самые тяжелые   испытания нелегкого советского времени…

Ах, как интересны, как оригинальны были спектакли   АПАРТА!.. Израильский театр “Лестница”, например, показал   волнующую историю “Жду тебя, мама!”. В этой истории   всего два действующих лица – мать и сын… Всего   два человека на сцене!.. Но как они волшебно преображаются!..   Сын то становится школьником, то солдатом!..   Мать представляет несколько женских образов, необходимых   по ходу повествования…

Декорации во время действия практически не меняются…   Реквизит минимальный… Например, обычная   сковорода то становится зеркалом, то телефонной трубкой,   то еще каким-нибудь бытовым предметом… Весь   этот минимализм придает спектаклю особую, сюрреалистическую,   я бы сказал, интонацию…

Спектакль поставлен по книге Ромэна Гари, и это не   единственное литературное произведение, превращенное   участниками фестиваля в сценическое действо…   Еще интереснее спектакль “Воля вольная” – по повести   Горького “Макар Чудра…” Спектакль этот станцевали –   да, именно станцевали – студенты Московской Академии   Искусств. Эта Академия готовит глухонемых актеров   театра и кино…

Зрелище было феерическим. От него невозможно   было оторваться… На сцене молодые “цыгане” в цветастых   одеяниях, демонстрируя прямо-таки цирковую пластичность,   красиво и зажигательно исполняли танцы под   “свою”, “цыганскую” музыку. Причем, слаженность, согласованность   движений были просто-таки удивительными…   Не всякие “слышащие” артисты так сливаются с   музыкой, так с ней “сродняются”, как сумели глухие студенты   Академии Искусств…

И еще один спектакль хочется обязательно упомянуть…   Это знаменитый мюзикл “Звуки музыки”… Он   тоже смотрелся на одном дыхании. Хорошие певческие   голоса, хорошая актерская техника – слагаемые   успеха…

Но… на сцене вдруг гаснет свет и исчезает музыкальное   сопровождение… Видимо, “вылетают” пробки…

Зал всколыхнулся… А среди молодых артистов – никакой   заминки… Никакой растерянности… Персонажи   спектакля продолжают петь и двигаться в нужном ритме…   Петь без музыкального сопровождения и двигаться   в темноте…

Эту заминку с электричеством быстро устранили…   Но самообладание тех, кто был на сцене, оставило во   мне уважительное впечатление… Будто для них, для   молодых актеров, устроили неожиданный экзамен,   неожиданный проверочный тест, и они с честью его   выдержали…

Да и разве только они!.. Как говорил классик: “Все работы   хороши! Выбирай на вкус!..” Я, конечно, имею в виду   все фестивальные работы!..

Мне кажется, нынешний – седьмой – АПАРТ можно   смело назвать фестивалем таланта и достоинства. Ибо   все коллективы и все участники с блеском продемонстрировали   то и другое…

В заключение надо сказать спасибо жюри… Члены   жюри отсмотрели двадцать четыре спектакля и вынесли   свои беспристрастные суждения…

И наградили почетными   дипломами тех, кого можно назвать “лучшими   из лучших”… Председателем жюри бессменно был народный   артист России Николай Иванов – всегдашний   любимец российских зрителей…   И зрителям тоже спасибо и поклон!.. Они приходили,   бывало, за час до очередного спектакля: изящные дамы   в длинных платьях, молодые и пожилые джентльмены…   Приходили и терпеливо ждали начала…

А когда лица их обращались к сцене, они озарялись   новым ожиданием – ожиданием чуда, предвкушением   чуда, имя которому – ТЕАТР…

Виталий Орлец