Преподобный Корнилий — игумен Псково-Печерского монастыря

Имя преподобномученика Корнилия неразрывно связано с историей Свято-Успенского ПсковоПе черского монастыря, основанного в конце XV века на месте открытия Богом данных пещер. Под руководством Корнилия обитель обретает известность и особую духовную значимость.

Преподобный Корнилий родился в Пскове в 1501 году в семье благочестивых псковских бояр Стефана и Марии. Тяга к духовной жизни была присуща ему с малых лет. После домашнего обучения его отдали в Мирожский монастырь изучать под руководством старца Священное Писание, церковный Устав, иконопись. Здесь он учился, молился и трудился. После учебы Корнилий вернулся домой, утвердившись в призвании к духовной жизни. Побывав в Псково-Печерском монастыре, он принял окончательное решение остаться здесь. Корнилий принял монашеский постриг, а в 28 лет был избран игуменом обители. Уже в столь молодом возрасте он был преисполнен ревности по Богу, неустанно служа Господу и Матери Божией. Он вел строгую жизнь в духе первых христианских подвижников и побуждал к этому и всех, кто был под его началом, управлял иноками, исполненный христианской любви, являясь примером и словом, и делом. Так, он лично участвовал в полевых работах вместе с братией, ходил на сенокос. Благодаря его авторитету и растущей славе обители, где совершались чудеса от главной святыни обители — иконы Успения Божией Матери, количество насельников возросло от 15 до 200. Это был человек огромной энергии и силы и тела, и духа, очень деятельный, волевой. Помимо дел, связанных с обителью, он занимался распространением христианства среди язычников, строительством церквей, больниц, домов для сирот и бедных. Неутомимый и твердый духом, Корнилий обладал большим личным обаянием, к нему тянулся народ. При игуменстве Корнилия усиливалась проповедь христианства среди народа сэту, известного твердым, замкнутым и предприимчивым нравом. Корнилий всячески заботился об их просвещении и благоустройстве, наделял землей и монастырскими запасами, защищал от врагов. Обширная миссионерская деятельность Корнилия распространялась на лифляндские и финские племена, охотно принимавшие Православие, видя его преимущества перед язы- ческими верованиями. Корнилий был примером бескорыстия, кротости и чистоты жизни для всех . Времена были непростые. Когда Псковщину настиг мор, Корнилий по деревням ходил причащать здоровых и отпевать преставившихся.

В 1560 году в праздник Успения Божией Матери Корнилий послал царским воеводам просфору и святую воду, после чего от пушечных ядер русских в осажденном городе вспыхнул пожар, и город был сдан. Снаряды и запасы хлеба неприятеля были истреблены пожаром. А русские воеводы в благодарность за помощь прислали в монастырь взятый в Феллине колокол. Корнилий был большой знаток и любитель книг. При всей своей занятости он был погружен и в литературный труд — в 1531 году вышла его «Повесть о начале Печерского монастыря» написана в связи с необходимостью рассеять ложные слухи о происхождении монастыря. В основу повести легли рассказы очевидцев и личные воспоминания Корнилия. Он был ее истинным летописцем, причем в масштабе общегосударственном. Корнилий был хорошо известен Ивану Грозному, он выполнял его государственные поручения. В монастыре была собрана солидная библиотека, которая непрестанно пополнялась. Была создана поистине книжно-литературная школа, ставившая перед собой задачи сбора рукописей, богослужебных, житийных и светских, розыск богослужебных книг, уставов, а также старинных актов относительно истории Пскова и обители, которые переписывались в особые сборники, создание монастырских повестей, посланий, поучений. Но главным делом было ведение летописи. Благодаря Корнилию был заведен большой монастырский синодик для поминовения усопших братий, а также благотворителей обители. Корнилий начал вести «Кормовую книгу», «Описание монастыря», составил «Описание чудес Печерской иконы Богоматери». Корнилий выступил замечательным летописцем, когда традиционное летописание в середине XVI века в Пскове было прекращено. Этому способствовал его живой интерес к своему краю, желание сохранить его историю для потомков и следование русским традициям. Свидетель многих ярких и судьбоносных для России событий, Корнилий не ограничивался Псковщиной, но фиксировал и общерусские известия. Этим он создал, по сути, историю своего времени. Корнилий был очень образованным человеком и обращался к богослужебной практике Востока, стремясь сделать монастырское богослужение еще торжественнее и боголепнее. Другое поле деятельности Корнилия — строительство. В 1538 году во Пскове он на Усохе основал подворье для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери «Одигитрии». Подворье было необходимо для принятия икон Псково-Печерского монастыря, которые во время крестного хода приносили в город. Так установилась духовная связь между Псковом и монастырем. В самом монастыре также благодаря Корнилию было осуществлено несколько построек. Перенеся деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских на приезжий монастырский двор в Печерском посаде, Корнилий на освободившемся месте поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Также он расширил и украсил главный храм монастыря — Успенскую церковь, распространил и прокопал далее пещеры монастыря, наконец, построил храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Но это еще не все: для обращенных жителей он также создавал храмы, снабжал их причтом, обеспечивал церковной утварью и содержанием. Корнилий учредил при монастыре иконописную мастерскую с целью распространения икон среди новообращенного населения. И сам он прекрасно владел кистью, а также посылал монахов учиться иконописи в Мирожском монастыре. Вместе они украшали храмы, писали иконы и, в свою очередь, обучали других иноков. Корнилий был и великим патриотом Русской земли, сторонником общественно-политических интересов Московского государства. Печерская обитель служила и естественной крепостью против внешних врагов России, пребывая на границе государства. Корнилий во время семилетней войны с Ливонией (1558-1565) воздвиг вокруг монастыря каменную стену с крепостными башнями- бойницами. Согласно преданию, строительство сопровождалось чудесными событиями: материал для строительства быстро доставлялся, а деньги для оплаты за работу не истощались. Так обитель стала величественным оборонительным сооружением. Над Святыми воротами Корнилий в 1565 году построил, безо всякой помощи со стороны, по собственному проекту, каменную церковь во имя святителя Николая Чудотворца, поручив ему охранять обитель. Через десять лет после кончины Корнилия монастырь устоял во время натиска неприятеля. Монастырь выдержал осаду войск Стефана Батория. И военная служба монастыря продолжалась вплоть до XVIII века, до заключения Ништадтского мира в 1721 году, когда монастырь оказался вдали от границ: к России навсегда отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, Выборгский округ и некоторые острова.

Корнилий перенес много клеветы — враг не дремал, ополчаясь на его неутомимость и усердие в служении Богу и ближним. Его постигла мученическая кончина. Он был убит разгневанным Иваном Грозным, тут же раскаявшимся и сделавшим щедрые пожертвования монастырю. Шел 1570-й год. Тело Корнилия невредимо пребывало 120 лет в стене Богом данной пещеры, после чего было перенесено в Успенскую церковь в новый гроб, затем в раку.

Игумен Корнилий, личность замечательная в истории не только Псково-Печерского монастыря, но и во всей отечественной истории и культуре, являет исключительный пример нравственного совершенства, неустанного труда и молитвы, христианского просвещения и защиты Отечества. Наряду с преподобным Феодосием КиевоПе черским он был великим игуменом и основателем деятельных монастырей.

Елена Коржова